Словообразовательные упражнения со словарными словами
1. От слов корова, береза, сосна, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите к данным схемам слова из словаря.
3. От слов машина, солома, картина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
4. И г р а «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки.
Осина, осинка, подосиновик, осинник, (к) осине, осиновый.
5. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
6. И г р а «Собери слово».
Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом «красивый». Приставка та же, что в слове «пошел». Суффикс – как в слове «березка». Окончание – как в слове «печка».
О т в е т: покраска.
7. Найдите в тексте однокоренные слова.
Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.
8. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом.
Морковь – морковка.
Желтый – желтоватый.
Черный – черненький.
Ветер – ветрище.
Корова – коровенка.
Сверкать – сверкнуть.
9. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.
Рисунок (рисовать, нарисованный, рисуночек).
Мороз (морозный, морозит, заморозки).
Адрес (адресный, адресок, адресовать).
10. Вставьте пропущенный корень в однокоренные слова. Напишите. Помните, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Север,
Трамвай,
Автомобиль,
Билет,
Пассажир,
11. Вставьте пропущенный корень. Напишите слово. Разберите слова по составу.
Желтый –
овощи –
деревня –
погода –
горох –
дорога –
черный –
помидор –
Обозначьте ударение. Составьте предложение с любым из предложенных слов.
12. Прочитайте, подумайте, когда мы употребляем каждое из слов в речи.
Город, городок, городишко, городской, пригород, городки (игра).
Спишите. Поставьте в словах ударение. Подчеркните сочетание -оро-.
Составьте предложение с любым из данных слов. Напишите.
13. Замените каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.
Шкаф для посуды – посудный шкаф.
Лист с березы – …
Молоко от коровы – …
Нора зайца – …
Гнезда ворон – …
Крик воробьев – …
Стол учителя – …
14. Вставьте корень в однокоренные слова. Запишите эти слова.
Объясните значение каждого слова.
Составьте с ними предложения.
15. Прочитайте. Подумайте, когда употребляется в речи каждое из данных слов:
М..лина, м..линка, м..линина, м..линник, м..линовый.
Спишите. выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните безударную гласную в корне.
Составьте предложение с любым из слов. Запишите.