Самостоятельная работа студентов. В период практики студенты выполняют следующие виды работ:

В период практики студенты выполняют следующие виды работ:

Для получения зачета по диалектологической практике достаточно набрать 100 баллов за собранный материал.

1. Ономастикон города (неофициальные названия городских микрорайонов, домов, улиц и т.п. (+ официальное название) – 0,5 балла.

2. Онимы (собственные имена)

a) антропонимы (клички, прозвища, псевдонимы) с указанием причины называния, имени, фамилии, возраста (если есть возможность точного установления, или приблизительно) - 1 б.

b) зоонимы (имя животного) – 1 б.

3. Жаргонизмы и диалектизмы в речи горожан (выполняются на отдельной карточке с указанием толкования и контекста употребления – 1 б., с указанием автора (пол, возраст, образование, профессия + 1 б.)

4. Письменные документы.

  • этикетка с указанием источника с нестандартным названием товара или написанием (копия – 1 б., оригинал – 2 б.)
  • рукописные (не газетные) объявления – 1 б. или нестандартные газетные объявления – 0,5 б.
  • письма и открытки – оригинал – 2 б., исторически ценные документы (оригинал) – 30-50 б. (ксерокопия – 20 б.)
  • дневники, записки и т.д. (оригинал 10-100 б., копии - 50 б в зависимости от объема)

5. Устные тексты – речь горожан с указанием количества участников речевой ситуации, их возраста, пола, образования, социального статуса, местожительства и условий коммуникации (места – магазин, рынок, аудитория, транспорт и т.п.) (фонозапись + расшифровка) (1 мин. = 1 балл)

6. Язык СМИ:

· газеты (картография случаев отступления от норм жанра, литературного языка, условий коммуникации): лексический материалв контексте – картография (1 слово =1 карточка = 1 балл); синтаксический (1 предложение в контексте =1 карточка = 1 балл);текст (ксерокопия или оригинал) – 2 балла

· радио (записи прямого эфира, речь спонтанная, неподготовленная): фонозапись + расшифровка = 1 мин. – 1 балл.

· телевидение (записи прямого эфира, речь спонтанная, неподготовленная): фонозапись + расшифровка = 1 мин. – 1 балл, видеозапись + расшифровка текста с комментариями о внеречевой ситуации 1 мин. – 2 балла

7. Материал группируется по жанрам. Один студент может собрать как материал одного типа, так и разных.

По итогам практики студент представляет групповому руководителю следующую отчетную документацию:

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя

Общее руководство практикой осуществляет руководитель практики по специальности, назначаемый директором.

Групповой руководитель практики:

· инструктирует студентов о требованиях к прохождению практики;

· организует и контролирует работу студентов, отвечая за своевременное выполнения всех видов деятельности;

· проводит методические консультации, помогая студентам в отборе материала, классификации языковых явлений;

· консультирует студентов по организации и проведению мероприятий по сбору данных;

· собирает документацию студентов, составляет отчет об итогах практики и представляет его на заседании кафедры;

· организует подведение итогов учебной практики.

Материально-техническое обеспечение и финансирование практики

При реализации программы практики студенты пользуются материально-техническим оборудованием и библиотечными фондами филиала.

Приложение.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

  1. Весь материал сдается в папке. Папка подписывается, например:

Диалектологическая практика

Проект «Язык города Костаная»

Выполнил: студент 2 курса 213 группы

Иванов И.И.

Проверил:

Оценка

Дата:

  1. Материал группируется по жанрам. Один студент может собрать как материал одного типа, так и разных.
  2. Оформление записей устной речи:

а) вкладывается аудио- или видеокассета, на кассете указывается дата сбора материала, жанр, длительность записи, например:

20 марта 2003 г., диалог в магазине, 1 минута

или

радиоэфир от 20.03.03, 16:00, РИФ, программа «Стол заказов», 1 час

или

телеэфир от 29.03.03, ТВ-АЛБИ, 20:30, программа «Вечер», 10 мин.

б) расшифровка записи с указанием участников, например:

20 марта 2003 г., диалог в магазине, 1 минута

Участвуют: продавец (девушка, 20 - 25 лет), покупатель (женщина, около 40 лет)

Место: хозяйственный магазин

Покупатель есть? //2: Девушка / а у вас какие крема

Продавец:в // заглините в киосок / там всяких пално //2Нету у нас кремов.

  1. Лексический материал оформляется на карточке (на плотной бумаге, размер не менее чем 6 х 9 см)

КРЕМ, –а, мн. ,2–а м. Косметическая мазь. - Девушка / а у вас какие крема есть? //2Нету у нас кремов2

Отступление от нормы СРЛЯ, по норме мн. ч. - кре2мы, кре2мов

На обороте карточки указывается дата записи и данные собравшего материал, например:

^ 20 марта 2003 г., диалог в магазине

Иванов И.И., 213 группа.

Аналогично оформляются названия городских объектов, прозвища, зоонимы, например:

Куцый – прозвище мальчика от фамилии Куценко.

На обороте карточки:

20 марта 2003 г., источник: Куценко Вася, 12 лет, 6 класс, школа № 1; зовут только одноклассники.

^ Иванов И.И., 213 группа.5. Письменные документы классифицируются по жанру и паспортизируются.

этикетка с указанием источника с нестандартным названием товара или написанием, например:

Ценник

Чипцы «Хомка» - чипсы. Картофель, зажаренный в масле, в виде хрустящих ломтиков.

Орфографическая ошибка. Слово чипсы в толковых словарях СРЛЯ не отмечено

На обороте карточки:

20 марта 2003 г., источник: киоск на автобусной остановке «Университетская»

Иванов И.И., 213 группа.

Оригинал или фотокопия прилагается (если есть возможность).

  • Объявления оформляются на любых однотипных (можно тетрадных листах или формата А4): каждое объявление на отдельном листе. Можно оригиналы. На каждом листе указывается источник и данные собравшего материал, например:

20 марта 2003 г., источник: объявление в автобусе маршрута 35

Иванов И.И., 213 группа.

Нестандартные печатные объявления из местных газет подаются с указанием названия газеты, номера и даты выпуска (оригинал, или ксерокопию, или рукописный текст).

Рекламные объявления из «бегущей строки» подаются только в рукописной форме с сохранением графических, орфографических и пунктуационных особенностей текста на стандартном листе с пометкой даты эфира и канала, например:

Объявление

Спрашивайте Программу АРТ-ИНФОРМЕР в Компьютерных Салонах и Магазинах торгующих СД-дисками.

ТРК Алау, эфир от 20.03.11, 21:00.

Иванов И.И., гр.КРФ-201.

  • письма и открытки, дневники, записки, конспекты и т.д. подаются либо в оригинале, либо их ксерокопии. В приложении указывается автор текста, дата написания, кому предназначено, а также данные собравшего материал. Приложение скрепляется с каждым оригиналом. Например:

Конспекты лекций по «Введению в языкознание»

(ксерокопия)

1 семестр 2002 г.

Автор: Иванов И.И., гр.КРФ-201.

Преподаватель: к.ф.н., доцент М.А.Сиривля

Собрал:Иванов И.И., гр.КРФ-201

  • граффити подаются в виде фотокопий либо срисованные при максимальном соответствии оригиналу. В приложении указывается автор текста, дата написания, кому предназначено (если это возможно установить), а также данные собравшего материал. Приложение скрепляется с каждым оригиналом.

Наши рекомендации