Выпускная квалификационная работа. В процессе обучения студенты выполняют ряд письменных работ, цель которых закрепить изучаемый материал

ВВЕДЕНИЕ

В процессе обучения студенты выполняют ряд письменных работ, цель которых закрепить изучаемый материал, использовать полученные теоретические знания на практике и развивать опыт научно-исследовательской работы. Учебным планом (учебной программой) предусмотрено выполнение следующих видов письменных работ: рефераты, эссе, конспекты, курсовые работы, дипломные работы, которые содержат как обязательные части, так и прилагаемые по необходимости.

В таблице приведены виды письменных работ и их составные элементы.

Виды письменных работ и их элементы

Таблица 1

Часть работы Реферат, эссе, конспект Курсовая работа Дипломная работа
Титульный лист + + +
Аннотация   * +
Содержание * + +
Введение   + +
Основная часть + + +
Заключение   + +
Список литературы * + +
Перечень сокращений   * *
Приложения   * *

Примечание:+ обязательные части письменной работы

* прилагаемые при необходимости части работы

Методические указания определяют:

- порядок утверждения тематики контрольных, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных работ или дипломных проектов);

- технологию написания и правила оформления письменных работ;

- порядок защиты и критерии оценки письменных работ.

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Контрольная работа

1. Контрольная работа, как форма самостоятельной работы студентов, определяется Учебными планами по заочной форме обучения.

2. Контрольная работа предназначена для контроля преподавателем усвоения студентом-заочником тем, выносимых на самостоятельное изучение. Соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу на заочной форме обучения определено Государственным образовательным стандартом с приоритетом последней, и поэтому, большая часть материала осваивается студентами самостоятельно.

3. Учебный отдел в межсессионный период выдаёт студенту учебный график очередной зачетно-экзаменационной сессии, в котором указывается форма промежуточной аттестации по дисциплине и наличие (или отсутствие) контрольной работы по той или иной дисциплине.

4. Преподавателями разрабатываются тематика, методические рекомендации, определяющие структуру и порядок выполнения, оформления и защиты контрольной работы с учетом особенностей конкретных дисциплин.

5. Заведующий заочным отделением осуществляет контроль за предоставление студентам тематики (вариантов) контрольных работ и методических рекомендаций по их выполнению.

6. Студентам осуществляет выбор темы (варианта) контрольной работы в соответствии с последней цифрой зачётной книжки.

7. В задание контрольной работы может входить: теоретическое изложение материала, задачи, требующие решения, творческие задания, тесты и др.

8. Выполнение контрольных работ студентами производится во время самостоятельной работы в межсессионный период. Контрольная работа предоставляется в учебную часть для регистрации в первый день сессии.

Организация выполнения контрольной работы

1. После выбора темы контрольной работы студент приступает к подбору, изучению необходимой ему литературы, нормативных материалов, статистических материалов и т.д.

2. Подобрав и изучив литературу, студент составляет план работы, ориентируясь на методические рекомендации. Он имеет право обратиться за консультацией к преподавателю.

3. Структура теоретическойработы должна вклю­чать:

- титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список источников и использованной литературы;

4. В среднем объём работы должен составлять от 10 до 14 страниц компьютерного текста на листах формата А-4, шрифт 14, межстрочный интервал-1,5, выравнивание по ширине листа и иметь поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм. Ссылки и сноски по тексту необходимо оформлять согласно правилам, установленным ГОСТом (см. ниже).

5. Структура работы, предполагающей решение задач, тестов и т.п:

- титульный лист;

- формулировка задания или задачи;

- решение задачи или тестов.

- список использованных источников и литературы.

6.Объем контрольной работы, предполагающей решение задач или тестов, не регламентирован.

7. Контрольная работа, признанная неудовлетворительной, возвращается студенту для доработки, при этом указываются её недостатки и даются рекомендации по их устранению.

8. Если студент не представил контрольную работу или не исправил указанные преподавателем ошибки, то преподаватель проводит собеседование по теме контрольной работы во время зачета или экзамена, как дополнение к вопросам билета. Результаты контрольной работы учитываются при выставлении экзаменационной (зачетной) оценки.

9. Оценка контрольной работы и замечания указываются в рецензии на работу (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

10. Контрольная работа хранится в заочном отделении в течение года и по истечении этого срока ликвидируется в установленном порядке.

Реферат

1. Написание реферата является частью учебно-педагогического процесса, одной из наиболее важных форм закрепления студентами знаний, полученных при изучении дисциплины.

Реферат - это вид самостоятельной работы, вырабатывающий у студента умение анализировать учебную и научную литературу, развивающий навыки исследовательской деятельности.

2. Цели выполнения реферата:

-привлечение студента к самостоятельному исследованию практически значимых научных проблем в рамках конкретной актуальной темы;

-выработка у него соответствующих умений и навыков, необходимых для аналитической работы в ходе изучения дисциплины, практической деятельности.

3. Задачиреферата:

- исследование источников и литературы по конкретной теме;

- обобщение и систематизация знаний, полученных в результате изучения литературы, нормативных материалов, статистических данных, а также работы с эмпирическим материалом;

- формирование умений: самостоятельно работать с научными источниками, литературой, сравнивать, выделять главное, анализировать, формулировать выводы, дискутировать, соблюдая научную этику, отстаивать свою позицию, и т.д.

- формирование навыка оформления письменных работ с учетом требований ГОСТа.

4. Рефераты выполняются в соответствии с программой дисциплины, планами семинарских и практических занятий.

Рефераты хранятся в заочном отделении в течение календарного года, после чего, уничтожаются в установленном порядке.

5. Общее руководство за организацией выполнения и защиты рефератов возлагается на преподавателей.

6. Преподавателями разрабатываются тематика рефератов, методические рекомендации, определяющие структуру, порядок выполнения, оформления и защиты реферата с учетом особенностей конкретных дисциплин и общими требованиями к реферату, установленными настоящими методическими указаниями.

7. Выполнение рефератов студентами осуществляется во время самостоятельной работы (слушателями заочной формы обучения – в межсессионный период).

Организация выполнения реферата

1. После закрепления темы реферата студент приступает к подбору, изучению необходимой литературы, нормативных материалов, статистических сведений и т.д.

2. На втором этапе работы студент составляет план реферата и в случае необходимости согласует его с преподавателем.

3. Структура реферата должна вклю­чать:

- титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);

- план;

- введение;

- основную часть (параграфы);

- заключение;

- список источников и литературы;

- приложения (при их наличии).

4. В среднем объём работы должен составлять от 10 до 15 страниц компьютерного текста на листах формата А-4, шрифт 14, интервал -1,5, выравнивание по ширине листа и иметь поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм.

Ссылки в тексте необходимо оформлять согласно правилам, установленным ГОСТом (п.2.6 стр 29).

5. На усмотрение преподавателя защита реферата может происходить:

- в виде доклада на занятии по соответствующей теме;

- в виде индивидуальной беседы;

- публично, на любого уровня конференции.

6. Итоговая оценка по реферату складывается из устной рецензии преподавателя на него и защиты реферата (ответе студента на вопросы по реферату). Оценка выставляется в журнал учебных занятий и может учитываться при промежуточной аттестации студента.

Курсовая работа

1. Курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов.

Цельвыполнения студентами курсовой работы состоит в систематизации, закреплении теоретических знаний и практических навыков и обучении студентов самостоятельному применению их при решении практических задач, а также в научной и учебно-исследовательской деятельности. Подготовка курсовой работы развивает способность к анализу научной литературы, практики, вырабатывает умения систематизировать и обобщать научный и практический материал.

2. Курсовая работа предусмотрена Учебными планами по соответствующей специальности. В семестре студент выполняет, как правило, не более одной курсовой работы.

За весь период обучения студентами, как правило, выполняется две курсовых работы по наиболее важным и значимым дисциплинам.

3. Перечень тем курсовых работ разрабатывается преподавателями, обсуждается и утверждается на заседании методического совета. Обновление тем проводится не реже одного раза в учебном году.

4. Разработаны методические рекомендации по выполнению курсовой работы с учетом специфики дисциплины и общих требований, установленных настоящими методическими указаниями. Методические рекомендации утверждаются на заседании кафедры и входят составной частью в учебно-методический комплекс по дисциплине.

5. Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной подготовки (слушателями заочной формы обучения – в межсессионный период) и является одной из ее важнейших форм.

6. Курсовые работы сдаются студентами для рецензирования в, установленные сроки, но не позднее, чем за 3 дня до начала экзамена по соответствующей дисциплине.

Организация выполнения курсовой работы

1. Основными этапами подготовки курсовой работы являются: выбор темы, подбор литературы и материалов практики, составление плана, изучение вопросов темы, написание текста, оформление и представление работы руководителю, получение рецензии и устранение указанных в ней замечаний.

2. Студент вправе, по согласованию с руководителем, расширить перечень предлагаемых вопросов плана либо внести другие коррективы, привлекать источники, публикуемые в специальных журналах, применять иллюстрированный и другой материал из периодической печати.

3. Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы. Выбранная тема обсуждается с преподавателем. Закрепление темы работы за студентом производится в начале семестра и закрепляется распоряжением заведующей отделением.

4. Студенту, не определившему самостоятельно тему курсовой работы, закрепляется тема по усмотрению преподавателя (из списка утвержденных тем).

5. Для правильной организации выполнения курсовой работы студент самостоятельно составляет план-график выполнения работы, в котором определяются сроки выполнения ее составных частей (глав параграфов и т.п.).

6. Студент по мере необходимости может обратиться за консультацией к преподавателю относительно плана работы подбора источников и литературы, оформления работы и т.п.

7. Структура курсовой работы, как правило, включает в себя:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (главы и параграфы);

- заключение;

- список источников и использованной литературы;

- приложения.

8. Оглавлением является перечень глав и параграфов, составленный в определенной последовательности, с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения материала параграфа главы, введения, заключения и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

9. Введение должно содержать: актуальность темы, обоснование цели и задач работы, краткий обзор источников и литературы по проблеме. Объем введения, как правило, составляет 1-2 страницы.

10. Основная часть курсовой работы состоит из 2-3 глав, каждая глава состоит из параграфов (не менее 2-х). Параграфы и главы должны заканчиваться краткими выводами, причем вывод предыдущей главы должен подводить к содержанию последующей, чтобы обеспечить единство и целостность всей работы.

11. В заключении формулируются общие выводы по курсовой работе, излагается собственное видение возможных путей и методов решения спорных вопросов. Выводы должны быть четкими, лаконичными и отвечать поставленным задачам и цели работы. Заключение занимает, как правило, 1-2 страницы.

12. Список использованной литературы.

В список источников и литературы включаются только те источники и работы, которые реально использованы студентом в процессе написания курсовой работы. Список литературы оформляется с учетом правил определенных ГОСТом (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

13. Приложения к курсовой работе (таблицы, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т.п.) выполняются на стандартных листах формата А-4 или на них наклеиваются. Подписи и пояснения помещаются на лицевой стороне.

14. Общий объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц компьютерного текста (без приложения) с междустрочным полуторным интервалом, 14 размером шрифта Times New Roman; страницы, включая приложения, должны быть, пронумерованы справа верхнего поля по порядку от титульного листа до последней страницы (цифра «1» на титульном листе не ставится) и иметь поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм. Выравнивание текста по ширине строки. Каждый абзац начинается с «красной строки».

15. Работы, не отвечающие требованиям самостоятельного и творческого подхода к раскрытию темы, к защите не допускаются. Небрежно оформленные или имеющие другие нарушения установленных требований курсовые работы возвращаются на доработку.

16. Срок, отведенный преподавателю на проверку и подготовку рецензии на курсовую работу, как правило, 10 дней. В связи с этим преподаватель имеет право не допустить студента к экзамену по дисциплине, если работа сдана в день экзамена.

17. В рецензии должны быть отмечены достоинства работы, произведен анализ и классификация ошибок, перечислены недостаточно полно изложенные вопросы темы, даны конкретные указания по устранению отмеченных недостатков. Отзыв подписывается преподавателем и датируется (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

Защита курсовой работы

18. Защита курсовой работы студентом проводится индивидуально, в срок, определяемый по согласованию с заведующим отделением (очной, очно-заочной и заочной форм обучения) техникума.

19. Студент на защите должен быть готов:

- к краткому изложению основного содержания работы, результатов исследования проблемы;

- к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы;

- к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

Предварительно ознакомившись с рецензией, студент дает пояснения по существу критических замечаний, отвечает на вопросы, аргументировано обосновывает свои выводы.

20. По результатам защиты курсовой работы студенту выставляется дифференцированная оценка – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Преподаватель, ставит оценку:

- на титульном листе курсовой работы,

-в рецензии на курсовую работу;

- в ведомости с указанием темы работы;

- в зачетную книжку на правой стороне листа, там, где проставляются зачеты. Оценка «неудовлетворительно» в зачетную книжку не ставится.

21. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю.

22. Студент, не защитивший курсовую работу в установленные сроки, к сдаче экзамена по этой дисциплине не допускается. Заведующий отделением в экзаменационной ведомости пишет «не допущен» и ставит свою подпись.

23. После защиты курсовая работа вместе с рецензией преподавателя сдается в архив. Курсовая работа хранится два года, а затем уничтожается по акту в установленном порядке.

Критерии оценки курсовых работ

24. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент в полном объеме раскрыл тему, показал наличие прочных навыков самостоятельного проведения научных исследований и глубокого анализа, систематизации и обобщения источников, научной литературы и практического материала, последовательно, грамотно и логически стройно изложил работу, убедительно обосновал принятые решения, оформил курсовую работу в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями.

25. Оценка «хорошо»выставляется в том случае, если студент в целом раскрыл тему, показал навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа, систематизации и обобщения источников, научной литературы и практического материала, не допустил существенных неточностей в изложении работы и обосновании принятых решений, не нарушил требования к оформлению курсовой работы.

26. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент при раскрытии темы использовал недостаточный круг необходимых источников и литературы, допустил некоторые неточности в изложении работы, слабо использовал практический материал, неубедительно обосновал отдельные из принятых решений, не нарушил требования к оформлению курсовой работы.

27. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент в большей части не раскрыл тему, не показал навыков самостоятельного проведения научных исследований, анализа, систематизации и обобщения материала, оформил курсовую работу с существенными нарушениями предъявляемых требований или вообще не представил работу.

Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа или проект)

1. Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговых аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе среднего профессионального образования. Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта

2. ВКР представляет собой исследование актуальной и практически значимой проблемы, оформленное в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.

3. ВКР является формой самостоятельной подготовки, которая позволяет студенту более полно и всесторонне изучить поставленную проблему; приобрести и развить навыки научно-исследовательской деятельности; систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять их при последующем решении служебных задач.

ВКР позволяет выявить качество знаний выпускников по профилирующим дисциплинам специальности. С учетом результатов ее выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия (далее – ГАК) принимает решение о присвоении квалификации и выдаче диплома выпускнику.

4. Успешное выполнение ВКР и ее защита зависят от того, в какой степени она соответствует следующим требованиям:

- актуальность и практическая значимость работы;

- глубина раскрытия вопросов темы;

- знание источников по исследуемой проблематике;

- самостоятельное и творческое выполнение ВКР,

- наличие у студента собственных суждений по проблемным аспектам темы;

- соответствие содержания ВКР заявленной теме работы и ее плану;

- логичность изложения, убедительность выводов и обобщений;

- работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики;

- соответствие оформления работы предъявляемым к ней требованиям.

5. Контроль за организацией выполнения и защитой ВКР осуществляет научный руководитель ВКР, заведующий отделением.

6. Тематику ВКР ежегодно обновляют, а также определяют руководителей. Примерный перечень тем ВКР представляется на утверждение методическому совету техникума.

Организация выполнения дипломной работы

7. Основные этапы выполнения дипломной работы (проекта):

- выбор темы, закрепление за выпускником темы и руководителя (при необходимости – консультанта);

- разработка примерного плана работы, согласование его с руководителем;

- подбор и изучение источников, литературы;

- составление плана-графика выполнения ВКР;

- подготовка текста ВКР;

- представление текста работы руководителю и его доработка с учетом полученных замечаний;

- представление окончательного варианта ВКР на отделение для предзащиты работы;

- рецензирование ВКР;

- получение отзыва руководителя;

- представление ВКР к защите в ГАК.

8. Студентам предоставляется право выбора темы ВКР из предложенного утвержденного перечня или разработка иной проблемы по согласованию с руководителем, заведующим отделением. Выбор темы может быть основан на материалах курсовых работ, выполненных студентами в процессе обучения.

9. Закрепление тем ВКР и руководителей за студентами очного и очно-заочного обучения осуществляется приказом директора техникума на заочной форме обучения – в период до первой экзаменационной сессии на последнем курсе обучения.

10. Студент имеет право поменять тему ВКР закрепленную за ним не позднее, чем за 3 месяца до защиты работы. Для смены темы студент пишет заявление на имя директора с обоснованием смены темы ВКР, которое согласовывается подписью руководителя и зав. отделения. При получении согласия директора издается приказ об изменении темы студенту. Самостоятельная замена темы не допускается.

11. Руководители закрепляются приказом директора.

12. Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство ВКР. Фамилии консультантов указываются в индивидуальном задании на работу.

13. Дипломник обязан регулярно посещать консультации руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения работы, предоставлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.

Подбор и изучение литературы.

Сбор и анализ фактического материала

14. Работа над ВКР начинается с подбора и изучения литературы нормативно-правового, теоретического и практического характера. При этом следует ориентироваться на программу курса изучаемой дисциплины, список литературы, рекомендуемой научным руководителем, тематические каталоги библиотек, Интернет - материалы, а также собственные подборки книг, статей.

15. В процессе подбора литературы целесообразно делать выписки, фиксировать возникающие в связи с этим мысли, замечания и предложения. Цитаты следует выписывать дословно со ссылкой на источник и страницу. При этом ВКР не следует чрезмерно перегружать цитатами. Все изученные источники и литературу необходимо вносить в предварительный список литературы, в котором отражаются все предусмотренные ГОСТом сведения об источнике.

16. Изучение литературных и нормативных источников, консультации руководителя позволяют дипломнику определить объем фактического материала, необходимого по каждому разделу ВКР, для составления соответствующих таблиц, графиков, схем, диаграмм с целью их последующей обработки.

17. Фактическая обработка материала проводится на основе аналитических методов. Фактический материал, используемый в аналитических расчетах, должен иметь ссылки на источник: обзоры, бюллетени, справки, формы отчетности, опросные листы, анкеты, схемы, графики и др. Копии источников (небольшого объема) в случае необходимости могут быть включены в работу в качестве отдельных приложений.

18. После изучения необходимой литературы и практического материала дипломник уточняет план (оглавление) работы.

Оглавление предусматривает наличие глав, каждая из которых включает несколько параграфов. План согласовывается с научным руководителем. Как правило, в ВКР 2-3 главы, каждая из которых, состоит из 2-3 параграфов.

Структура ВКР:

- Введение;

-Основная часть (главы и параграфы):

-Заключение;

-Список источников и литературы;

-Примечания (если не используются постраничные сноски);

-Приложения.

Написание и оформление дипломной работы (проекта)

19. Введение к ВКР должно отражать:

- актуальность и практическую значимость темы исследования.

- цель и задачи автора при исследовании проблемы.

- предмет, объект и методы исследования.

- обзор источников и их специфика.

- степень изученности проблемы по анализу литературы.

20. Наименование глав не должно совпадать с наименованием работы в целом, а параграфов – с наименованием главы. Не исключается наличие отдельной главы без деления на параграфы.

21. Глава 1 – преимущественно теоретического характера. В данном разделе ВКР следует раскрыть суть темы, ее место и значение как части более общей проблемы, состояние ее разработки в теории.

22. В первой главе должен быть намечен общий подход к реализации темы по наиболее значимым для данной работы параметрам, предопределяющим число глав и параграфов в каждой главе. При этом желательно четко обозначить: исходит ли автор из уже сформулированной в теории концепции (позиции) и дает дополнительный материал для ее подтверждения или опровержения, либо автором выработан свой подход к разработке исследуемой проблемы. Автор рассматривает основные понятия категории, дает их классификацию. Целесообразно рассмотреть историю вопроса, показать динамику его развития в науке и практике. Каждый параграф и глава заканчиваются выводами.

23. Глава вторая и возможно третья, как правило, носят практический характер (особенно по экономическим специальностям). Здесь на основе выводов по первой главе автор рассматривает и анализирует конкретные данные по организации (предприятию), проводит соответствующие расчеты. Каждый параграф и глава заканчиваются выводами.

24. В Заключении ВКР следует кратко и четко сформулировать:

- основные выводы по итогам проведенного исследования.

- обоснованные и вытекающие из содержания работы предложения по совершенствованию организации и деятельности соответствующих органов, организаций и т.п.

- рекомендации по улучшению их работы, устранению имеющихся недостатков, пробелов в законодательстве, практике его реализации и др.

25. Список источников и литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

26. В приложении даются формализованные материалы исследования (анкеты и опросные листы, копии документов, использованные автором при исследовании, графики, диаграммы, схемы). Приложения обязательно нумеруются; по тексту работы на них должны быть сделаны ссылки.

27. Структура и объем ВКР отражаются в оглавлении, которое следует за титульным листом. Объем работы составляет, как правило, от 50 до 80 страниц компьютерного текста, выполненного на одной стороне стандартного листа формата А–4, не считая приложений. Текст печатается через 1,5 интервала с использованием шрифта Times New Roman, кегль – 14.

Каждая страница имеет поля следующих размеров: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

28. Работа сшивается по левой стороне и оформляется твердой обложкой. Планы-графики, индивидуальные задания, отзыв руководителя и рецензия не подшиваются, а идут дополнительным приложением (в папке) к ВКР.

Порядок защиты ВКР

29. После окончания работы по написанию и оформлению дипломного исследования студент предоставляет ее руководителю для проверки и составления отзыва.

30. Руководитель, составляет письменный отзыв, в котором оценивает степень самостоятельности выполненной работы, профессиональные качества автора работы, а также содержательный уровень ВКР.

31. ВКР подлежит обязательному рецензированию.

32. Заведующий отделением назначает предварительную защиту работы не позднее, чем за 2 недели до начала защиты ВКР.

33. Для защиты ВКР дипломник готовит текст доклада, содержание которого согласовывается с руководителем. Доклад, как правило, не должен превышать 10 минут. В нем отражается:

- актуальность темы исследования, и ее практическая значимость.

- цель и задачи ВКР.

- результаты, выводы аналитического исследования проблемы.

- предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики деятельности соответствующих органов, организаций, предприятий и т.п., их практическое значение и обоснование.

34. Защита ВКР проводится на открытом заседании ГАК, на которое приглашаются, кроме дипломников, руководители и рецензенты работ, а также могут присутствовать преподаватели, представители практических организаций, студенты.

35. В целом, на защиту ВКР каждому дипломнику, как правило, отводится не более 2/3 академического часа (30 минут), процедура защиты устанавливается председателем ГАК по согласованию с членами комиссии.

36. При определении окончательной оценки по результатам защиты работы учитывается:

- глубина проработки всех вопросов по исследованной проблеме;

- количество и степень использования в работе источников и литературы;

- новизна и оригинальность решений, выводов и рекомендаций, сделанных дипломником;

- степень самостоятельности студента в исследовании темы, его инициативность, ответственность;

- качество выполнения ВКР;

- ответы на вопросы членов ГАК;

- оценка ВКР, данная рецензентом и научным руководителем.

37. Результаты защиты ВКР оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов «за» и «против» голос председателя ГАК является решающим.

Решение ГАК об оценке защиты выпускником ВКР объявляется в тот же день.

38. В случае неявки студента на защиту ВКР, он отчисляется из техникума или по личному заявлению и на основании приказа директора ему предоставляется возможность защиты работы без отчисления из техникума с другими группами в период работы ГАК, при этом срок обучения продлевается не более чем на 6 месяцев.

39. Студент, получивший неудовлетворительную оценку по результатам защиты ВКР, отчисляется из техникума. Ему выдается академическая справка установленного образца. Он имеет право восстановиться для повторной защиты ВКР, как правило, не позднее, чем за четыре месяца до начала работы ГАК и не позднее, чем через 5 лет после прохождения защиты ВКР впервые. Решение о допуске к повторной защите ВКР принимается директором техникума в установленном порядке по согласованию с заведующим отделением.

40. После защиты ВКР хранятся в архиве техникума не менее пяти лет. Условия хранения должны исключать возможность их утраты техникума.

По истечении указанного срока хранения ВКР уничтожаются в соответствии с установленными требованиями. Приказом директора техникума создается комиссия, которая производит списание ВКР по акту и их последующее уничтожение.

Работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в учебном процессе.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Общие требования

Требования к печати

Письменные работы должны быть выполнены в печатном виде с использованием компьютера. Допускается выполнение письменных работ в рукописном виде, если в методических рекомендациях по дисциплине прописаны специальные требования по выполнению работы.

Пример:Задания по дисциплине Русский язык и культура речи.

Курсовые работы, эссе, конспект, реферат могут быть скреплены при помощи скоросшивателя в папке, дипломная работа должна быть представлена в твердом переплете.

Все письменные работы оформляются на белой бумаге с одной стороны листа формата А4 (210 х 297). Текст располагается на странице равномерно. Все строки с правой и левой стороны должны быть выровнены. Подчеркивания в тексте не допускаются.

При оформлении работы на компьютере, напр., в MS WORD, используется шрифтTimes New Roman, размер шрифта – 14 , межстрочный интервал - 1,5, свободные поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее - 20, нижнее – 20 мм.

Объем курсовой работы – 20-30 страниц, реферата – 10 - 15 страниц. Объем дипломной работы – 60-70 страниц, включая таблицы и рисунки. Приложения в объеме дипломной работы не учитываются.

Нумерация страниц

Отсчет страниц начинают с титульного листа (номера страниц на титульном листе, аннотациях, содержании не проставляют). Нумерацию страниц указывают с раздела ВВЕДЕНИЕ. Номер страницы печатается на нижнем поле по центру листа арабскими цифрами.

Оформление текста

Материалы, дополняющие основной текст (образцы документов и др.), представляют в приложениях, которые озаглавливают и обозначают арабскими цифрами (если приложений больше, чем одно). Названия приложений включают в содержание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами, тушью или специальной пастой, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные студентом в процессе оформления работы, должны быть исправлены с помощью специального корректора белого цвета и нанесением нового знака на то же место.

Структура работы

Общая структура письменных работ следующая:

• титульный лист,

• аннотация (в дипломной работе и в курсовой работе по специализации),

• содержание,

• перечень сокращений (при необходимости),

• введение (1-2 стр.),

• основная часть работы (разделяется на главы, пункты и подпункты),

• заключение (курсовая работа 1-2 стр., дипломная работа 3-4 стр.),

• список литературы,

• приложения (при необходимости).

Названные части располагаются в работе в приведенном порядке.

Титульный лист

Титульный лист -первая страница работы, дающая следующую информацию (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

1. Наименованиеучебного заведения, ведущая кафедра;

2. Имя и фамилия студента;

3. Группа;

4. Наименование работы (должно точно соответствовать наименованию, утвержденному кафедрой). Наименование работы набирается заглавными буквами, сокращения слов в наименовании недопустимы;

5. Наименование дисциплины;

6. Вид работы (курсовая, дипломная, и т.п.);

7. Данные о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, подпись);

8. Данные о консультанте, если он есть (Ф.И.О., ученая степень, подпись);

9. Оценка работы преподавателем, ее дата и подпись преподавателя;

10. Место и год составления работы;

11. На титульном листе в конце предложений точки не ставят.

Аннотация

В аннотации приводятся важнейшие результаты работы. Аннотация печатается на отдельной странице. Текст аннотации должен составлять 1-2 страницы, где студент указывает цель работы, объект исследования, использованную методику, сведения об объеме работы, количестве иллюстраций и наименований первоисточников, о языке, на котором написана работа. В аннотации отражают результаты работы и их новизну. Аннотация должна включатьперечень ключевых терминов данной работы (от 5 до 15). Ключевые термины перечисляются в именительном падеже и разделяются запятыми (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Содержание и заголовки

В студенческих работах часто встречаются ошибки при оформлении содержания и заглавий (заглавия в содержании и в самой работе не совпадают, заглавия не пронумерованы или, наоборот, излишне много номеров).

Дипломная и курсовая работы разделяются на главы, пункты и подпункты, которые снабжают заглавиями и порядковыми номерами. Рекомендуется использовать арабские цифры в ступенчатой иерархии (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

При оформлениизаглавий придерживаются следующих правил:

· все заглавия самостоятельных частей (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ) пишутзаглавными буквами;

· заглавия пунктов и подпунктов пишутстрочными буквами (за исключением заглавной буквы);

· после заглавийточка не ставится;

· заглавия должны соответствовать содержанию и, по возможности, быть краткими;

· не допускается использовать сокращения.

Сокращения

В тексте письменных работ могут использоваться сокращения:

· общеизвестные сокращения и аббревиатуры, например: г. - год, стр. - страница, и др. - и другие, и т.д. - и так далее, и т.п. - и тому подобное, ООН, ЕС – такие сокращения в перечень не выносят;

· сокращения, принятые в первоисточнике, в работе не изменяют;

· если в работе используется более 20 малоизвестных сокращений и каждое из них встречается более трех раз, то рекомендуется составить после содержания перечень сокращений. Перечень составляется в виде таблицы:

Перечень сокращений

Таблица 2

Наши рекомендации