Кем считают себя старообрядцы?
Раскольники-староверы (как, впрочем, и любые раскольники) таковыми себя никогда не признают, а наоборот, считают именно себя истинно верующими, более того, той самой Православной Церковью, о которой говорится в 9-м члене Символа веры. Однако такое утверждение может ввести читателя в заблуждение — и вот почему. В литературе самих раскольников о себе и в тех статьях, которые появляются в «публичных листах» (так называл газеты Святитель Филарет), регулярно сознательно совершается настоящий подлог.Употребление слова «старообрядчество» должно внушить читателям фантастические представления о какой-то единой«старой церкви», где сохранилась «старая вера». Известно, однако, что ничего подобного не существовало изначально и тем более по прошествии веков.
Термин «старообрядчество» очень удобен для всякого рода спекуляций именно в силу своей неопределенности. Он объединяет десятки согласий и толков, каждый из которых считает именно себя той самой истинной «древлеправославной» если не церковью, то верой. При этом члены каждого согласия считают еретиками не только «никониан», то есть православных христиан, но и всех остальных старообрядцев. Полагая себя истинно православными, они употребляют те же правила и чинопоследования приема «еретиков», что и Церковь.
Среди множества старообрядческих согласий и толков по вопросу приема в «старую веру» существует разделение на «перекрещенцев»и «перемазанцев».Большая часть беспоповских согласий и толков считает «никониан», то есть православных, и всех других раскольников еретиками, равными арианам (как завещал им Аввакум), а потому принимают совращенных ими в раскол по первому чину, то есть перекрещивают, «яко язычников». Поповцы и некоторые из беспоповских толков тоже считают всех, не относящихся к ним, еретиками, но принимают их по второму чину, то есть с проклятием «ересей» (в данном случае ересью считается само Православие), и затем «перемазывают» миром, которого по отсутствию епископов у них быть не может. Именно по второму чину беглопоповцы приняли в «старую веру» греческого митрополита Амвросия, основателя своей Белокриницкой лжеиерархии, и с тех пор считают себя поповцами. Ясно, что с момента вероотступничества митрополит лишился благодати священства, а потому превратился в парасинагога, устраивающего самочинные сборища (по определению святого Василия). Начетчики и знатоки канонов из беглопоповцев понимали суть фальсификации, и поэтому часть беглопоповцев не приняли белокриницких лжеепископов, поставленных Амвросием. Но об этом подробнее будет сказано ниже.
Итак, судя по употреблению чинов, Церковь относится к старообрядцам (если уместно в данном случае такое выражение) более терпимо, еретиками их не считает и принимает как раскольников, возможно, исходя из соображений икономии. Раскольники же любого толка смотрят на всех, к этому толку не принадлежащих, гораздо строже — или как на язычников, или как на самых страшных еретиков. Краткий исторический очерк, к которому мы приступаем, позволит нам разобраться с тем, что же представляет собою эта «единая церковь» и чем отличается от Православия «старая вера».
В заключение этого раздела приведу замечательно ясное поучение о Церкви и предостережение от раскольников, принадлежащее Святителю XIX века — Феофану Затворнику: «Раскольники сами видят, что у них многого недостает такого, что составляет существенное условие спасения, — недостает священства и таинств, без которых невозможно быть Церкви и совершиться спасению... Все дело спасения можно так выразить: содержи здравое, Апостольское и святоотеческое учение и, принимая благодать чрез св. Таинства, живи по заповедям Господним, под руководством законных пастырей Церкви, — и спасешься. А где нет хоть одного чего из тех четырех, там нет спасения, нет Церкви» (9, с. 139).