Партийный диктат и культура
1920-е гг. ознаменовали становление в Советской России разветвленной системы контроля за духовной жизнью интеллигенции. В 1921 г. появился Агитпроп ЦК РКП(б), в 1922 г. было учреждено Главное управление по делам литературы и искусства, в 1923 г. создана Главная репертуарная комиссия. Примером цензурной политики может служить запрет пяти опер из репертуара Большого театра, в том числе "Снегурочки", "Сказки о царе Салтане" за пропаганду монархических идей. Художественная литература подвергалась еще большей цензуре. Из 20 художественных объединений, дела которых рассматривались на комиссии по утверждению уставов за период с ноября 1922 г. по апрель 1923 г., утверждены были 4, утверждены с условием -7, решение отложено или отклонено - 9, запрещено- 1. С середины 1920-х гг. был наложен запрет на публикации А. Ахматовой, О. Мандельштама и других известных поэтов и писателей, при этом сами авторы находились под контролем ГПУ.
Еще в 1921 г. ВЧК привлекла к ответственности за контрреволюционную деятельность большую группу видных представителей российской интеллигенции по делу "Петроградской Боевой Организации". Среди расстрелянных были известные ученые и писатели, в том числе В. Н. Таганцев и Н. С. Гумилев. Согласно постановлению Политбюро от 8 июня 1922 г. "Об антисоветских группировках среди интеллигенции" ГПУ получило право на массовую высылку и ссылку отдельных групп и лидеров интеллигенции за границу и в глубь страны, а также право надзора над печатными органами, профсоюзами и съездами творческих организаций, профессорско-преподавательским и студенческим составом вузов. Наделенное новыми полномочиями, ГПУ активизировало работу в среде интеллигенции. В августе 1922 г. из России было выслано около 160 оппозиционно настроенных ученых и деятелей культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.). ГПУ в лице заместителя секретно-оперативного отдела Г. Ягоды в начале 1923 г. с удовлетворением констатировало, что "опыт последнего года доказал возможность успешной борьбы со стихией общественности и регулирования темпа и характера общественного движения".
Высылка наиболее оппозиционно настроенных представителей интеллигенции за рубеж (в основном философов и обществоведов) не ослабила давление ГПУ на остававшихся в России. При этом нажим зачастую граничил с прямыми репрессиями. В конце 1924 г. был арестован известный поэт А. Ганин, а вслед за ним еще 12 человек, проходившие позднее по делу "Ордена русских фашистов". В марте 1925 г. Ганин и 6 его единомышленников были расстреляны за призывы к насильственному свержению советской власти, объявленной ими сектантской и антинациональной. В 1925 г. покончил жизнь самоубийством великий русский поэт С. Есенин, разочаровавшийся в прежде воспеваемых им идеях народной революции.
В конце 1927 г. в СССР возникла Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), рассматривающаяся как "авангард революционной части трудовой интеллигенции". Ученые и представители технической интеллигенции, входившие в ВАРНИТСО, противопоставлялись старой интеллигенции, которая объявлялась реакционной и причастной к вредительству.
В мае-июне 1928 г. состоялось Всесоюзное совещание при ЦК ВКП(б) по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства, которое констатировало, что развертывание культурной революции вызвало противодействие со стороны носителей буржуазной культуры. Совещание закрепило политический курс на борьбу с проявлениями мелкобуржуазных взглядов в искусстве.
Основной удар репрессивных органов наносился в сфере общественных наук. Идеологически чуждые советской власти творческие союзы и организации закрывались, а члены их подвергались высылке в отдаленные районы. В 1928 г. были закрыты религиозно-философские общества "Воскресение", "Братство Серафима Саровского" и "Космическая Академия Наук". Религиозно-нравственные искания членов этих обществ были прекращены. Наряду с репрессиями против представителей Русской православной Церкви, подобные меры преследовали своей целью разрушение основ религии в Советской России.
К этому же периоду относится "Дело Платонова". Знаменитый русский историк академик С. Ф. Платонов в середине 1920-х гг. занимал ряд крупнейших постов в системе академических учреждений, являясь с 1925 г. директором Пушкинского дома и Библиотеки Академии наук, возглавляя одновременно с 1926 г. Постоянную историко-археографичеекую комиссию. Противопоставление объективной исторической науки в трудах С. Ф. Платонова классовым схемам историка-марксиста М. Н. Покровского вызывало критику со стороны последнего, обвинявшего академика в классовом примиренчестве. Избрание в 1929 г. Покровского академиком Академии наук усилило их противостояние уже в стенах научного учреждения. Весной 1929 г. Покровский обратился с призывом к борьбе с "буржуазной" наукой: "Надо переходить в наступление на всех научных фронтах. Период мирного сожительства изжит до конца". В ноябре 1929 г. начались первые аресты ленинградских историков, и хотя Д. Б. Рязанов, Н. И. Бухарин пытались остановить этот процесс, он все больше приобретал политический характер. 9 ноября 1929 г. Платонова заставили подать в отставку со всех постов, а 12 января 1930 г. его арестовали. Аресту были подвергнуты и другие видные ученые, представители исторической школы Платонова и различных академических и краеведческих организаций. Арестованные академики были высланы из столиц в 1931 г. и лишены академических званий. С 1934 г. подверглась гонениям уже историческая школа М. Н. Покровского (умер в 1932 г.), которая была объявлена антимарксистской. Вершиной исторической науки была объявлена "История ВКП(б). Краткий курс". Одновременно проходят процессы над представителями технической интеллигенции. В отличие от репрессий творческой интеллигенции, эти процессы были вызваны не столько идеологическими, сколько экономическими причинами. Отсюда и более жесткий подход к технической интеллигенции и обществоведам по сравнению с отношением советской власти к деятелям культуры.
Безудержная критика многих представителей творческой интеллигенции со стороны "пролетарских писателей и художников" побудила в 1925 г. ЦК РКП(б) даже взять ее "под защиту", опубликовав постановление о недопустимости "самодельного и некомпетентного вмешательства в литературные дела". Однако данное решение скорее одергивало левые творческие союзы, чем защищало традиционное искусство от пролетаризации. Постепенно и здесь, в среде многочисленных послереволюционных союзов, правящая партия наводила порядок, подчиняя государственному контролю литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт, Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт искусств, редколлегию, журнала "На посту". Подобный подход в определенной мере защищал так называемых "попутчиков" (литераторов, сочувствовавших большевистским планам переустройства России, но не отказывавшихся от прошлого культурного наследия) от нападок рапповцев и близких им движений и позволял развиваться творческому процессу.
1920-е гг. стали периодом расцвета советской культуры, соединившей в это время в себе революционные культурные идеи и традиции "серебряного" века. Появились такие разноплановые литературные произведения, как "Чапаев" Д. Фурманова (1923), "Железный поток" А. Серафимовича (1924), "Белая гвардия" М. Булгакова (1925), "Разгром" А. Фадеева (1926), "Чевенгур" А. Платонова (1926) и "Тихий Дон" М. Шолохова (1928 - 1 часть).
В изобразительном искусстве плодотворно работали художники разных направлений - И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. М. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" (1925) с триумфом завоевывает экраны мира. Не менее значимыми были достижения в области театра, архитектуры, скульптуры и других видов искусств. Несмотря на нарастающий идеологический нажим, 1920-е гг. по праву вошли в историю России как время создания выдающихся произведений в различных областях культуры.
Завершение "культурной революции"
"Культурная революция" изначально являлась важнейшим условием построения социализма в СССР. Необходимо было поднять как общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий выполнение задач индустриализации, так и уровень восприятия марксистско-ленинских концепций в обществе. Главная цель партийного руководства состояла в том, чтобы придать культурному прогрессу коммунистическую направленность.
Целевое финансирование, внедрение планового начала позволили СССР добиться высочайших успехов в повышении уровня образования. Начиная этот процесс с ликвидации безграмотности и малограмотности и закончив его созданием стройной образовательной системы от начальной до высшей школы, советская власть получила в дальнейшем необходимые научные и технические кадры, разрешив тем самым задачи, поставленные индустриализацией. Государство открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. За период 1928-1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Изменился и классовый состав студентов, среди которых 51,4% были выходцы из рабочих, а 16,5% - из крестьян. В преддверии принятия новой Конституции СССР, в которой планировалось снять ограничение прав граждан по классовому признаку, 29 декабря 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О приеме в высшие учебные заведения и техникумы" отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов, и вводились обязательные для всех вступительные экзамены. С 1936 г. стали проводиться экзамены при переводе студентов с курса на курс и выпускные государственные экзамены с выдачей диплома общего образования. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" во всех вузах СССР были введены обязательные курсы "Истории ВКП(б)" и "Марксистско-ленинской философии".
Серьезным преобразованиям подверглась и школьная система. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. За годы первой и второй пятилеток количество школ увеличилось почти на 40 тыс. В них обучалось более 30 млн учащихся, что втрое превышало дореволюционные показатели. Зарплата учителей повышалась до уровня инженерно-технического персонала в промышленности.
С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, введены стабильные учебники и программы. Годом позднее в старших классах были введены переводные и выпускные экзамены. Школьная реформа наряду с продолжившейся кампанией по борьбе с неграмотностью позволила в основном преодолеть культурную отсталость населения России, и уровень грамотности в 1939 г. достиг отметки в 87,4%.
Результатом образовательной реформы и процессов, связанных с "перерождением" буржуазных специалистов, стало формирование социалистической интеллигенции. Заслуживает особого внимания постановка и решение проблемы рецепции - восприятия и усвоения социалистической культурой духовных ценностей, созданных в прошлом или в иной национальной, социальной среде. Классовый подход в рецепции, доведение до логического конца тезиса "каждый класс имеет свою интеллигенцию", привел к значительному обеднению советской культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В Москве в 1930-е гг. были уничтожены Сухарева башня, Красные и Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Казанский собор, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские монастыри стали в 30-е гг. местами заключения. Разрушение памятников архитектуры было связано прежде всего с широкомасштабным строительством в Москве, население которой в начале 30-х гг. достигло 3 млн человек.
Сооружались новые комплексы зданий, открывались музеи, театры, библиотеки, расширялась сеть охраняемых памятников культуры. Если в 1923 г. охранялось около 3 тыс. старинных зданий (1700 культовых сооружений), то в 1925 г. уже 6 тыс. (4600 культовых построек), а в 30-е гг. количество памятников только республиканского значения составляло около 1,5 тыс. Проводились и широкомасштабные реставрационные работы. В то же время практически недоступным стало русское искусство начала XX в. и творчество модернистов 20-х гг. Подвергалось гонениям и замалчиванию творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. М. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова, В. В. Кандинского. Жесткой критике за новаторство в музыке подвергся Д. Д. Шостакович и его опера "Леди Макбет Мценского уезда".
Процессы закрепощения культуры, обозначившиеся во второй половине 20-х гг., получили логическое завершение в начале 30-х гг. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ликвидировались многочисленные творческие объединения, а их место заняли централизованные организации: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.) и республиканский Союз художников. Управление учреждениями искусства было строго централизовано и сосредоточено, в созданном постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 января 1936 г. Всесоюзном комитете по делам искусства при Правительстве СССР. В 1938 г. на Главлит и Главрепертком возлагаются функции политико-идеологической цензуры. "Социалистический реализм" был провозглашен основополагающим принципом советской культуры. Контроль со стороны властей и навязывание идеологических догм в культуре привели к бюрократизации советской интеллигенции, к проникновению в советскую культуру догматизма, начетничества и других негативных явлений. Наряду с введением более жесткой цензуры стали чаще применяться меры поощрения. Учреждаются престижные Сталинские государственные премии, широко практикуется присвоение различных почетных званий, которые предоставляли их носителям существенные привилегии и льготы (заслуженный, народный артист республики, СССР, заслуженный деятель искусств, заслуженный деятель науки).
Командно-административные методы руководства и стремление к немедленной отдаче затраченных средств задерживали теоретические и перспективно отдаленные научные исследования (теоретическая механика, атомная физика), создали благоприятную среду для процветания псевдонаучных направлений (T. Д. Лысенко в биологии, А. Г. Костиков в реактивной технике). Вместе с тем значительные успехи благодаря усиленному финансированию были достигнуты в области физиологии (И. П. Павлов), биологии (Н. И. Вавилов), математике (М. В. Келдыш), физике и электронике (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе), теории космических исследований и ракетной технике (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандлер). Мировую известность получили исследования дрейфующей станции "Северный полюс-1" (И. Д. Папанин), рекордные беспосадочные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова и В. С. Гризодубовой. Развитие науки и техники в предвоенное десятилетие хотя и носило прикладной характер, тем не менее выявило качественные изменения, позволяющие объединить экономическую мощь страны с ее научным потенциалом.
Определенные достижения были и в области искусства. Музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковива, И. О. Дунаевского, картины и скульптуры В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, М. Б. Грекова и А. А. Пластова, архитектурные сооружения А. В. Щусева, фильмы "Путевка в жизнь" Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" братьев Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана, комедии Г. В. Александрова показывали, что и в условиях партийного диктата отечественная культура создавала образцы высокого искусства. В художественной литературе 30-х гг. появились произведения, пополнившие русскую культуру прекрасными образцами словесности и философских раздумий. М. Горьким был создан роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина", выходит "Поднятая целина" М. Шолохова, "Страна Муравия" А. Твардовского. Был написан, но скрыт "Реквием" А. Ахматовой. Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и запрещенные, написанные "в стол") обогатили русскую культуру.