Боги подземного мира и судьбы 20 страница

h. Некоторые рассказывают уже совсем невероятное – что Артемида потом открыла Тесею правду и перенесла его в мгновение ока в Трезен, куда он прибыл как раз вовремя, чтобы успеть примириться с умирающим сыном, и что богиня отомстила Афродите, подстроив смерть Адониса. Что известно наверное, так это то, что Артемида повелела трезенцам отдавать Ипполиту божественные почести, а все трезенские невесты отныне жертвовали Ипполиту локон. Диомид воздвиг в честь Ипполита храм и поставил его изваяние в Трезене. Он был первым, кто стал совершать в честь Ипполита ежегодные жертвоприношения. Во дворе этого храма показывают могилы Федры и Ипполита, причем могила Ипполита расположена рядом с миртовым деревом, у которого исколоты листья.

і. Сами трезенцы отрицают, что Ипполит погиб под копытами своих лошадей и что он погребен в этом храме, но скрывают, где находится его настоящая могила, утверждая лишь, что боги поместили его изображение среди звезд как созвездие Возничего8.

j. Афиняне в честь Ипполита насыпали курган, расположенный рядом с храмом Фемиды, потому что его смерть была вызвана проклятьем. Некоторые говорят, что в этом убийстве обвинили Тесея, признали его виновным, подвергли остракизму и изгнали на остров Скирос, где он прожил остаток жизни, влача бесславные и печальные дни. Однако падение Тесея чаще связывают с попыткой овладеть Персефоной9.

k. Дух Ипполита спустился в Аид, но возмущенная Артемида упросила Асклепия оживить его труп. Асклепий открыл дверцы своего шкафчика для лекарств из слоновой кости и вынул из него траву, под действием которой в свое время ожил критянин Главк. Он трижды дотронулся ею до груди Ипполита, повторяя магические формулы, и мертвый человек поднял голову с земли. Однако Аид и три богини судьбы нашли себя уязвленными и заставили Зевса убить Асклепия перуном.

l. Латиняне рассказывают, что тогда Артемида окутала Ипполита густым облаком, превратила его в старика и изменила его внешность. Не решившись спрятать его ни на Крите, ни на Делосе, Артемида перенесла его в свою священную рощу в италийской Ариции10. Там с ее согласия он женился на нимфе Эгерии и до сих пор живет на берегу озера среди темных дубовых лесов, окруженных глубокими расщелинами. Чтобы ему не напоминали о его смерти, Артемида переименовала его в Вирбия, что означает vir bis, или «дважды человек». Лошадям же поблизости появляться запрещено. Жрецами местной Артемиды могут стать только беглые рабы11. В ее роще растет старый дуб, ветви которого нельзя ломать, но если раб сделает это, то жрец, сам убивший своего предшественника и поэтому живущий в постоянном страхе, должен сразиться с ним на мечах; победитель становится жрецом. Жители Ариции говорят, что Тесей умолял Ипполита остаться с ним в Афинах, но тот отказался.

m. Табличка в святилище Асклепия в Эпидавре гласит, что Ипполит пожертвовал ему двадцать лошадей в благодарность за оживление12.

1Аполлодор. Эпитома I.18; Павсаний I.22.2; Овидий. Героини IV.67 и сл.

2Павсаний II.31.6; Овидий. Цит. соч.

3Овидий. Цит. соч.; Сенека. Федра и сл.; Павсаний II.32.3 и I.22.2; Еврипид. Ипполит 1 и сл.; Диодор Сицилийский IV.62.

4Овидий. Цит. соч.; Павсаний I.18.5.

5Аполлодор. Эпитома I.18; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гигин. Мифы 47.

6Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.445.

7Павсаний II.32.8; Еврипид. Ипполит 1193 и сл.; Овидий. Метаморфозы XV.506 и сл.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

8Еврипид. Ипполит 1282 и сл. и 1423 и сл.; Павсаний II.32.1–2.

9Павсаний I.22.1; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VII.42; Диодор Сицилийский IV.62.

10Овидий. Метаморфозы XV.532 и сл. и Фасты VI.745.

11Вергилий. Энеида VII.775; Овидий. Фасты V.312 и Метаморфозы XV.545; Страбон III.263 и сл.; Павсаний II.27.4.

12Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.136; Страбон V.3.12; Светоний. Калигула 35; Павсаний. Цит. соч.

* * *

1. Порочная любовь Федры к Ипполиту, как и любовь жены Потифара к Иосифу (см. 75.1), заимствована либо из египетской сказки «О двух братьях», либо из общего ханаанейского источника. Вожжи Ипполита должны были запутаться не в старой оливе, которая позднее стала ассоциироваться с крушением, а в мирте, поскольку именно мирт рос неподалеку от его святилища и был знаменит дырявыми листьями. Мирт символизировал последний месяц правления царя – недаром он появляется в истории с крушением колесницы Эномая (см. 109.j). Дикая олива символизировала первый месяц правления нового царя. В книге «Золотая ветвь» Джеймс Фрэзер показал, что ветвь, которую так ревностно охранял жрец, была омелой, поэтому не исключено, что Главк, сын Миноса (см. 90.c), которого путают с Главком, сыном Сисифа (см. 71.f), был возвращен к жизни с помощью омелы. Хотя доэллинский культ омелы и дуба был уничтожен в Греции (см. 50.2), жрецы, бежавшие с Истма, вполне могли перенести этот культ в Арицию. Имя Эгерия говорит о том, что она была богиней смерти, живущей в роще черных тополей (см. 51.7 и 170.l).

2. Жертвование Ипполиту локона невесты – это, скорее всего, патриархальное нововведение, может быть, предназначенное для того, чтобы лишить женщин магической силы, которая, как полагали, находится у них в волосах. По той же причине мусульманки, выходя замуж, бреются.

3. Сокрытие могилы Ипполита напоминает историю Сисифа и Нелея (см. 67.3). Этот факт свидетельствует о том, что Ипполит был похоронен в какой-нибудь стратегически важной точке Истма.

Лапифы и кентавры

Некоторые говорят, что лапиф Пирифой был сыном Иксиона и Дии, дочери Ионея; другие считают, что он был сыном Зевса, который, обратившись в жеребца, ходил кругами вокруг Дии, пока не соблазнил ее1.

b. Почти невероятные сообщения о силе и храбрости Тесея достигли Пирифоя, который правил магнетами, жившими у устья реки Пеней. Однажды он решил испытать Тесея, напав на Аттику и угнав стадо коров, пасшихся у Марафона. Когда Тесей бросился следом за ними, Пирифой смело повернулся к нему лицом, и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что даже забыли про скот и поклялись друг другу в вечной дружбе2.

c. Пирифой женился на Гипподамии, или Дейдамии, дочери Бута или, как некоторые утверждают, Адраста и пригласил на свою свадьбу всех олимпийских богов, кроме Ареса и Эриды, поскольку помнил, сколько бед принесла Эрида на свадьбе Пелея и Фетиды. Так как гостей оказалось больше, чем мог вместить дворец Пирифоя, его двоюродные братья кентавры вместе с Нестором, Кенеем и другими фессалийскими владетелями уселись за столами в просторном гроте, расположенном по соседству в тени деревьев.

d. Кентавры, ранее не знавшие вина, услышав его запах, оттолкнули стоявшее перед ними кислое молоко и бросились наполнять вином серебряные рога. По незнанию они с жадностью стали пить крепкое вино, не разбавляя его водой, и так напились, что, когда в грот привели невесту, чтобы приветствовать их, Эврит, или Эвритион, вскочил со стула, опрокинул стол и поволок невесту, ухватив ее за волосы. Другие кентавры тут же последовали его дурному примеру и набросились на ближайших женщин и мальчиков3.

e. Пирифой и его дружка Тесей бросились на помощь Гипподамии, отрезали Эвритиону уши и нос и с помощью лапифов вышвырнули его вон из грота. Последовавшая затем драка, в которой убили лапифа Кенея, продолжалась дотемна. Так началась длительная вражда между кентаврами и их соседями лапифами, а подстроили ее Арес и Эрида в отместку за пренебрежительное к ним отношение4.

f. На этот раз кентавры потерпели серьезное поражение, и Тесей изгнал их с древних охотничьих угодий на горе Пелион. Они очутились в Этике, у горы Пинд. Но кентавров покорить непросто. Они и раньше оспаривали право Пирифоя на царство в Иксионе, а теперь, собрав все силы, напали на лапифов. Не ждавшие нападения лапифы были перебиты, а оставшиеся в живых бежали в горы Фолои, что в Элиде, однако мстительные кентавры изгнали их и оттуда и превратили Фолою в собственное разбойничье гнездо. В конце концов лапифы поселились на Малее.

g. Как раз во время войны против кентавров Тесей, с детства не видевший Геракла, встретил его вновь и посвятил его в Элевсинские мистерии Деметры5.

1Диодор Сицилийский IV.70; Евстафий. Комментарий к Гомеру с. 101.

2Ватиканская Эпитома; Плутарх. Тесей 30.

3Аполлодор. Эпитома I.21; Диодор Сицилийский IV.70; Гигин. Мифы 33; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VII.304.

4Пиндар. Фрагмент 166 и сл. Цит. по: Атеней XІ.476b; Аполлодор. Цит. соч.; Овидий. Метаморфозы XII.210 и сл.; Гомер. Одиссея XXІ.295; Павсаний V.10.2.

5Плутарх. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Геродот. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.

* * *

1. Как лапифы, так и кентавры утверждали, что они происходят от Иксиона, и имели общий культ лошади (см. 63.f и d). Это были примитивные племена горцев, населявшие Северную Грецию; их междоусобицей воспользовались эллины, вступив сначала в союз с одними, а затем с другими (см. 35.2; 78.1 и 81.3). Эти горцы, вероятно, практиковали групповой брак и тем самым прослыли среди моногамных эллинов неразборчивыми в половых отношениях. Остатки этого неолитического народа сохранялись в аркадских горах и на горе Пинд вплоть до классической эпохи. Следы их доэллинского языка можно обнаружить в современной Албании.

2. Мало вероятно, чтобы битва между лапифами и кентаврами, изображенная на фронтоне храма Зевса в Олимпии (Павсаний V.10.2), в святилище Тесея в Афинах (Павсаний I.17.3) и на эгиде Афины (Павсаний I.28.2), была только сражением между двумя пограничными племенами. Поскольку она была связана с царским свадебным пиром, которому оказали честь боги и на котором дружкой был украшенный львиной шкурой Тесей, то скорее всего эта свадьба относится к какому-то ритуалу, имеющему особую важность для всех греков. Геракл в львиной шкуре тоже сражался с кентаврами на аналогичном празднике (см. 126.2). Гомер называет кентавров «косматыми дикими зверями», и поскольку в ранней греческой вазописи они не отличаются от сатиров, то сакральное изображение, вероятно, запечатлело нового царя, – неважно кого, – сражающегося с танцорами, переодетыми в зверей. Это событие А. М. Хокарт в книге «Царская власть» называет неотъемлемой частью древней церемонии коронации. Эвритион играет классическую роль похитителя (см. 142.5).

Тесей в Аиде

После смерти Гипподамии Пирифой убедил Тесея, жена которого, Федра, недавно повесилась, отправиться вместе в Спарту и украсть Елену, сестру Диоскуров Кастора и Полидевка, с которой они оба мечтали вступить в брак. Там, где теперь в Афинах стоит святилище Сераписа, они поклялись стоять друг за друга в этом опасном предприятии. Если они добудут Елену, то пусть она достанется одному из них по жребию, а проигравшему они добудут какую-нибудь другую дочь Зевса, чем бы это им ни грозило1.

b. Так порешив, они повели войско в Лакедемон, затем поскакали впереди основных сил, схватили Елену, когда она совершала жертвоприношения в храме Артемиды Ортии в Спарте, и поскакали назад. Вскоре они скрылись от преследователей, оторвавшись от них около Тегеи, где, как было условлено, они бросили жребий, по которому Елена досталась Тесею2. Он, однако, предвидел, что афиняне не одобрят возникающей ссоры с грозными Диоскурами, и поэтому отправил Елену, которая в то время была еще девочкой двенадцати лет (а некоторые говорят, даже еще младше), в аттическую деревню под названием Афидны, где доверил ее своему другу Афидну, наказав, чтобы он денно и нощно сторожил ее и держал в тайне место ее пребывания. Мать Тесея Эфра поселилась вместе с Еленой и хорошо к ней относилась. Некоторые пытаются обелить Тесея и говорят, что это Идас и Линкей украли Елену в отместку за похищение Диоскурами Левкиппид и что они просто оставили ее под защитой Тесея. Другие свидетельствуют, что отец Елены Тиндарей сам доверил ее Тесею, узнав, что его племянник Энарефор, сын Гиппокоонта, собирался похитить ее3.

c. Прошло несколько лет, и, когда Елена достигла возраста, достаточного, чтобы Тесей женился на ней, Пирифой напомнил ему об их уговоре. Вместе они обратились к оракулу Зевса, которого призывали в свидетели своей клятвы, и получили ироничный ответ: «Почему бы не посетить царство мертвых и не потребовать в невесты для Пирифоя Персефону, жену Аида? Она самая благородная из моих дочерей». Тесей рассердился, когда Пирифой, принявший это предложение серьезно, напомнил ему о клятве, но отказаться не смог, и вот они уже спустились в царство мертвых, держа наготове мечи. Они не решились воспользоваться переправой через Лету, а пошли окольным путем через расщелины в лаконском Тенаре и вскоре стучались в двери дворца Гадеса. Гадес спокойно выслушал их бесстыдное требование и, притворясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к нему настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Вокруг них шипели свернувшиеся в клубок змеи, их бичевали эринии и терзал зубами Кербер; Аид же смотрел на все это и мрачно усмехался4.

d. Так в муках они провели целых четыре года, пока Геракл, пришедший по велению Еврисфея забрать Кербера, не узнал их, когда они молча протянули к нему руки, моля о помощи. Персефона приняла Геракла как брата, любезно разрешив ему освободить злодеев и забрать их с собой на землю, если только он сможет5. После этого Геракл ухватил Тесея обеими руками и стал тянуть, пока не отодрал его со страшным треском. Часть его тела так и осталась прилипшей к камням, вот поэтому афинские потомки Тесея отличаются такими несуразно крохотными ягодицами. Затем Геракл схватил за руки Пирифоя, но земля угрожающе дрогнула и он отпустил его. В конце концов именно Пирифой был застрельщиком этого богохульного предприятия6.

e. Некоторые считают, что Геракл освободил и Пирифоя, и Тесея; другие же, наоборот, говорят, что ему не удалось спасти никого, и Тесей остался навеки прикованным к трону забвения, а Пирифой лежал рядом с Иксионом на золоченом ложе и перед его голодным взором возникали столы, ломящиеся от яств, которые тут же уносила старшая из эриний. Говорили даже, что Тесей и Пирифой никогда не спускались в Аид, а напали на феспротский или молосский город под названием Кихир, царь которого Аидоней, обнаружив, что Пирифой хочет похитить его жену, бросил его на съедение собакам, а Тесея заключил в темницу, откуда его вызволил Геракл7.

1Диодор Сицилийский IV.63; Павсаний I.18.4; Пиндар. Цит. по: Павсаний I.41.5.

2Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гигин. Мифы 79; Плутарх. Тесей 31.

3Аполлодор. Эпитома I.24; Евстафий. Схолии к «Илиаде» Гомера с. 215; Плутарх. Цит. соч.

4Гигин. Мифы 79; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гораций. Оды IV.7.27; Паниасид. Цит. по: Павсаний X.29.4; Аполлодор. Эпитома I.24.

5Сенека. Федра 835 и сл.; Аполлодор II.5.12; Диодор Сицилийский IV.26; Еврипид. Геракл 619; Гигин. Цит. соч.

6Аполлодор. Цит. соч.; Суда под словом Lispoi; Схолии к «Всадникам» Аристофана 1368.

7Диодор Сицилийский IV.63; Вергилий. Энеида VI.601–619; Элиан. Пестрые рассказы IV.5; Плутарх. Цит. соч.

* * *

1. Многие главные герои в различных мифологиях посещают царство смерти: Тесей, Геракл (см. 134.c), Дионис (см. 170.m) и Орфей (см. 28.c) в Греции; Бел и Мардук в Вавилонии (см. 71.1); Эней в Италии; Кухулин в Ирландии; Артур, Гвидион и Амафаон в Британии; Ожьер Датчанин в Бретани. Миф, вероятно, зародился потому, что в конце своего обычного срока правления царь-жрец переживал как бы временную смерть, во время которой мальчик-интеррекс занимал его место на один день. Таким образом обходился закон, согласно которому царь не должен был править дольше тринадцати месяцев солнечного года (см. 7.1; 41.1; 123.4 и т.д.).

2. Бел и его преемник Мардук накануне воцарения сражались с морским чудовищем Тиамат, воплощением морской богини Иштар, наславшей потоп (см. 73.7). Как и древнеирландские короли, которые шли сражаться с океанскими волнами, Бел и Мардук ритуально были утоплены.

3. Афинским мифографам удалось замаскировать ожесточенное соперничество между Тесеем и его фактическим близнецом Пирифоем (см. 95.2) из-за руки богини смерти-в-жизни, которая появляется в мифе под именами и Елены (см. 62.3) и Персефоны. Мифографы представили их как любящую друг друга царскую пару близнецов, которые, подобно Кастору и Полидевку, совершают набег на соседний город, чтобы похитить невесту (см. 74.с). Один из них, сумев доказать свое божественное происхождение, не умирает. Идас и Линкей, аналогичная пара близнецов, возникли в повествовании только для того, чтобы усилить этот момент.

4. Похищение Елены во время жертвоприношения напоминает похищение Орифии Бореем (см. 48.a). Не исключено, что святилище аттической богини Елены в Афиднах имело изваяние или другой культовый предмет, принадлежавший аналогичной лаконской богине и похищенный афинянами, о чем стало известно спартанцам. Если посещение Аида – всего лишь повторение известного сюжета, то почему бы им не совершить морской набег на Тенар.

5. Четыре года, в течение которых Тесей оставался в Аиде, как раз соответствуют периоду правления таниста вместо царя. По их истечении воцаряется прежний царь-жрец – Тесей redivivus. Афиняне предприняли попытку поднять своего национального героя до уровня олимпийского бога, как это произошло с Дионисом и Гераклом. Для этого они утверждали, что Тесей избежал смерти, однако их пелопоннесские противники успешно противостояли этим попыткам, утверждая даже, что он вовсе не избежал смерти, а был обречен на вечные муки за свою дерзость, как Иксион и Сисиф. Другие придали истории рациональный оттенок, говоря, что он совершил набег на Кихир, а не в Аид, и даже пытались объяснять, что Пирифоя терзал не Кербер, а молосские гончие – наиболее крупная и свирепая порода собак в Греции. Самой большой уступкой, сделанной афинскому мифу, было согласие с тем, что Тесей был отпущен под залог после унизительного сидения на троне забвения (см. 37.2), а потом посвятил большинство своих храмов и святилищ Гераклу Спасителю, чьим подвигам и страданиям он пытался подражать.

6. Тем не менее Тесей был в какой-то степени важным героем. Ему нужно отдать должное, ибо он проник в царство мертвых, если его понимать как центр критского лабиринта, где его поджидала смерть, и вернулся живым и невредимым. Если бы афиняне обладали на суше такой же властью, какой они обладали на море, Тесей бы, бесспорно, стал олимпийским или по крайней мере национальным полубогом. Основным источником враждебности к Тесею, вероятно, были Дельфы, где оракул Аполлона был известен как послушное орудие спартанцев в борьбе с Афинами.

Смерть Тесея

Пока Тесей пребывал в Аиде, Диоскуры собрали войско из лаконцев и аркадян, выступили против Афин и потребовали выдачи Елены. Когда афиняне заявили, что они не укрывают Елену и даже не имеют ни малейшего представления, где она находится, Диоскуры начали грабить Аттику и продолжали до тех пор, пока жители Декелеи, которые не одобряли поведения Тесея, не указали им на Афидну, где братья-близнецы и нашли свою сестру. Диоскуры сровняли с землей Афидну. Декелейцы же до сих пор освобождены от всех налогов Спарты и на всех спартанских праздниках имеют право сидеть на почетных местах. Во время Пелопоннесской войны спартанцы пощадили только их земли, опустошив остальную Аттику1.

b. Некоторые говорят, что место, где скрывали Елену, показал некто Академ, или Ахедем, – аркадец, пришедший в Аттику по приглашению Тесея. Спартанцы относились к нему с большим почетом, пока он был жив, а в последующих нашествиях не трогали его небольшое владение у реки Кефис, в шести стадиях от Афин. Сейчас это место называется Академией. Это прекрасный, обильно орошаемый сад, где собираются философы, чтобы высказывать свои ученые суждения о природе богов2.

c. Отряд аркадцев в войске Диоскуров возглавлял Мараф, который, повинуясь оракулу, принес себя в жертву на глазах у своих воинов. Некоторые говорят, что это он, а не Марафон, отец Сикиона и Коринфа, дал свое имя городу Марафону3.

d. Когда-то Петей, сын Орнея и правнук Эрехфея, был изгнан Эгеем из Афин, и Диоскуры назло Тесею вернули его сына Менесфея из изгнания и сделали его правителем Афин. Этот Менесфей был первым демагогом. Пока Тесей был в Аиде, он снискал себе расположение народа тем, что напомнил аристократам о той власти, которую те потеряли после объединения, а бедным говорил, что у них украли отечество и родные святыни, а сами они стали игрушкой в руках проходимца неизвестного происхождения, который, правда, уже освободил трон и, говорят, будто умер4.

e. Когда Афидны пали, а Афины оказались под угрозой, Менесфей убедил народ приветствовать Диоскуров в городе как своих благодетелей и освободителей. И вправду – братья вели себя пристойно, попросив только, чтобы их посвятили, как Геракла, в Элевсинские мистерии. Их просьбу удовлетворили, и Диоскуры стали почетными гражданами Афин. Афидн стал их названным отцом так же, как Пилий стал названным отцом Геракла по такому же случаю. Диоскуры получили божественные почести, когда на небе поднялось их созвездие. Этой почести они были удостоены за милосердное отношение к простым людям. Радостные, они повезли Елену назад в Спарту, а мать Тесея Эфра и одна из сестер Пирифоя были при ней рабынями. Некоторые говорят, что Елена так и осталась девственницей, другие утверждают, что она была беременна от Тесея и в Аргосе, по дороге домой, родила девочку, названную Ифигенией, и в благодарность за благополучные роды воздвигла святилище Артемиды5.

f. Тесей, вернувшийся из Аида вскоре после описанных событий, не медля построил алтарь Геракла Спасителя и посвятил ему все свои священные участки, кроме четырех. Однако он очень ослаб после перенесенных мучений, а Афины были так подорваны междоусобицей и мятежами, что он даже не смог поддерживать порядок6. Он сначала тайно вывез своих детей из города на Эвбею, где сын Халкодонта Элпенор (или Элефенор) приютил их, – правда, некоторые говорят, что его дети бежали еще до его возвращения, – а потом, прокляв афинян с горы Гаргетты, отплыл на Крит, где Девкалион обещал ему убежище.

g. Буря отнесла корабль в сторону, и Тесею вначале пришлось высадиться на остров Скирос около Эвбеи, где царь Ликомед, который хотя и был приятелем Менесфея, принял его с достойной его славы и происхождения пышностью. Тесей, унаследовавший на Скиросе участок земли, попросил разрешения обосноваться на острове, но Ликомед, привыкший считать этот участок своим, притворился, что хочет показать Тесею границы его владений, а сам заманил его на вершину высокого утеса и столкнул вниз. Представил же он все дело так, будто Тесей упал случайно, когда пьяный решил прогуляться после обеда7.

h. Менесфей, которому на троне уже никто не угрожал, стал одним из женихов Елены и во главе афинского войска пошел на Трою, где прославился как стратег, но был убит в битве. Наследовали ему сыновья Тесея8.

і. Говорят, что Тесей силой похитил Анаксо из Трезена, а также разделил ложе с Иопой, дочерью Ификла из Тиринфа. Его любовные похождения так часто вызывали неудовольствие афинян, что те не смогли по достоинству оценить величие его деяний даже через несколько поколений после его смерти. Во время Марафонской битвы дух Тесея восстал из земли, чтобы воодушевить афинян, и во всеоружии напал на персов. После окончания греко-персидских войн пифия приказала афинянам, вопрошавшим оракула, перенести кости Тесея на родину. Народ Афин очень долго страдал от дерзостей жителей Скироса, а Дельфийский оракул объявил, что это будет продолжаться до тех пор, пока кости Тесея будут оставаться на острове9. Однако обнаружить могилу было довольно трудной задачей, поскольку скиросцы были столь же угрюмы, сколь и свирепы; и когда Кимон захватил остров, они отказались показать ему, где могила Тесея. Но Кимон заметил орла, который долбил клювом и разрывал когтями землю; восприняв это как знак свыше, он приказал копать в этом месте. Почти сразу под холмом нашли огромный гроб, внутри которого он обнаружил скелет высокого человека, вооруженного бронзовым копьем и мечом. Этим человеком мог быть только Тесей. Скелет был благоговейно перевезен в Афины и помещен в святилище Тесея рядом с гимнасием10.

j. Тесей был мастером игры на лире, и вместе с Гераклом и Гермесом стал покровителем всех гимнасиев и атлетических школ в Греции. Его сходство с Гераклом вошло в поговорку. Он принимал участие в Калидонской охоте, мстил за воинов, которые пали под Фивами, и только не оказался среди аргонавтов, потому что был в Аиде, когда те отплыли в Колхиду. Первая война между Пелопоннесом и Афинами произошла потому, что он похитил Елену, а вторая – из-за того, что отказался выдать сыновей Геракла царю Еврисфею11.

k. Страдавшие от угнетения рабы и батраки, чьи предки обращали свои взоры на Тесея как на защитника от угнетателей, теперь искали убежища в его святилище, где ему приносились жертвы в восьмой день каждого месяца. Этот день, вероятно, был выбран потому, что Тесей впервые прибыл в Афины из Трезена в восьмой день гекатомбеона, а вернулся с Крита в восьмой день пианепсиона. А может быть и потому, что он был сыном Посейдона, а праздники Посейдона всегда отмечались восьмого числа каждого месяца, поскольку восемь – куб первого из четных чисел – олицетворяет нерушимую мощь Посейдона12.

1Аполлодор. Эпитома I.23; Герей. Цит. по: Плутарх. Тесей 32; Геродот ІX.73.

2Дикеарх. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.; Диоген Лаэртский III.1.9; Плутарх. Кимон 13.

3Дикеарх. Цит. по: Плутарх. Тесей 32; Павсаний II.1.1.

4Павсаний X.35.5; Аполлодор. Эпитома I.23; Плутарх. Цит. соч.

5Плутарх. Тесей 33; Гигин. Мифы 79; Павсаний ІІ.22.7.

6Элиан. Пестрые рассказы IV.5; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 35; Плутарх. Цит. соч.

7Павсаний I.17.6; Плутарх. Цит. соч.

8Плутарх. Цит. соч.; Аполлодор III.10.8.

9Плутарх. Тесей 29 и 36; Павсаний I.15.4 и III.3.6.

10Павсаний I.17.6; Плутарх. Цит. соч.

11Павсаний V.19.1; IV.32.1 и I.32.5; Плутарх. Тесей 29 и 36; Аполлоний Родосский I.101.

12Плутарх. Тесей 36.

* * *

1. Эрехфеид Менесфей, который превозносится в «Илиаде» (II.552 и сл.) за выдающееся военное мастерство и который царствовал в Афинах во время четырехлетнего пребывания Тесея в Аиде, был, вероятно, его смертным близнецом и соправителем, т.е. афинским аналогом лапифа Пирифоя. Здесь он появляется как прототип афинского демагога, который в течение всей Пелопоннесской войны добивался мира со Спартой любой ценой. Однако, хотя мифограф и осуждал его тактику, он стремился не обидеть Диоскуров, которым афинские моряки посылали молитвы о помощи во время бури.

2. Мифическая значимость марафа («фенхель») заключается в том, что стебли фенхеля использовались для переноса нового священного огня от общего очага к семейному (см. 39.g) после того, как его раз в год гасили (см. 149.3).

Фиванский цикл

Лай

Лай, сын Лабдака, женился на Иокасте и правил Фивами. Опечаленный тем, что у него долгое время не было детей, он тайно обратился к Дельфийскому оракулу, который ответил, что его кажущееся несчастье на самом деле – благодеяние, поскольку любой ребенок, рожденный Иокастой, станет его убийцей. После этого Лай стал избегать Иокасты, не объясняя ей настоящей причины. Раздосадованная Иокаста напоила мужа допьяна, и не успела опуститься ночь, как он оказался в ее объятиях. Когда девять месяцев спустя Иокаста произвела на свет сына, Лай выхватил его из рук кормилицы, проткнул ему гвоздем лодыжки и, крепко связав их, отнес ребенка на гору Киферон.

b. Однако богини судьбы распорядились, чтобы ребенок дожил до преклонного возраста. Один коринфский пастух нашел его, назвал Эдипом из-за искалеченных гвоздем ног, а затем отнес в Коринф, где в то время правил царь Полиб1.

c. По другой версии, Лай не отнес Эдипа на гору, а заключил в сундук, который затем бросили с корабля в море. Сундук прибило к берегу как раз в то время, когда там находилась жена Полиба, царица Перибея, отдававшая распоряжения царским прачкам. Она подобрала Эдипа, спряталась с ним в кустах и сделала вид, что переживает родовые муки. Поскольку занятым делом прачкам было не до царицы, той легко удалось убедить их, что она не нашла ребенка, а только что родила его. Правду Перибея открыла только своему мужу Полибу, который, будучи бездетным, обрадовался возможности воспитать Эдипа как своего сына.

Однажды, не стерпев насмешек одного коринфского юноши над тем, что он совсем не похож на своих предполагаемых родителей, Эдип отправился к Дельфийскому оракулу узнать, какое будущее его ожидает. «Прочь из святилища, несчастный! – вскричала с ужасом пифия, – ибо ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

d. Так как Эдип любил Полиба и Перибею и не допускал мысли причинить им горе, он тут же решил больше не возвращаться в Коринф. Но на узкой дороге между Дельфами и Давлидой ему повстречался Лай, который грубо приказал ему уступить дорогу и пропустить тех, кому он должен поклоняться. Тут нужно заметить, что Лай был на колеснице, а Эдип шел пешком. Эдип ответил, что он поклоняется только богам и своим родителям.

Наши рекомендации