Боги подземного мира и судьбы 7 страница

2Страбон X.1.3; Суда под словом Isis.

3Иоанн Малала. Хроники II.c.28.

* * *

1. Данный миф содержит несколько сюжетных линий. Аргивяне поклонялись луне в образе коровы, поскольку рогатая молодая луна считалась источником любой воды и, следовательно, корма для скота. Три ее цвета – белый для новолуния, красный для полнолуния и черный для убывающей луны – соответствуют трем возрастным ипостасям лунной богини – девственнице, нимфе и старухе (см. 90.2). Ио меняет свой цвет так же, как его меняет луна, а вместо «красного» мифографы вставили «фиолетовый» потому, что ion по-гречески – фиалка. Считалось, что дятлы стучат по стволам дубов к дождю, а Ио была луной, приносящей дождь. Пастухам очень нужен был дождь в конце лета, когда оводы нападали на стада и приносили им много мучений. В Африке племена негров-скотоводов до сих пор при появлении оводов торопятся сменить пастбище. Вероятно, аргивские жрицы Ио ежегодно исполняли танец телок, изображая при этом, как их мучают оводы. Наряженные дятлами мужчины стучали в это время в дубовые двери и кричали: «Ио! Ио!», призывая тем самым дождь, чтобы избавить скот от мучений. Не исключено, что так возник миф о превращениях в коров коанских женщин (см. 137.s). Аргивяне, основавшие колонии в Эвбее, на Босфоре, на Понте Эвксинском, в Сирии и Египте, принесли с собой этот танец дождя. Вертишейка, которая считалась основной оргиастической птицей луны-богини, вила гнезда на ивах и поэтому была связана с магией воды (см. 152.2).

2. Легенда, придуманная для того, чтобы объяснить распространение этого ритуала на восток, а также схожесть культа Ио в Греции, Исиды в Египте, Астарты в Сирии и Кали в Индии, наслоилась на две не связанные между собой истории: одна повествовала о священной луне-корове, которая блуждала по небесам, охраняемая звездами (она имеет много общего с ирландской легендой о Зеленом Стриппере), а вторая – о жрицах луны, которых предводители вторгшихся эллинов, называвшие себя Зевсами, насильно брали в жены, к ужасу местного населения. Гера, будучи женой Зевса, затем предстает испытывающей ревность к Ио, хотя Ио – всего лишь одно из имен «волоокой» Геры. В аргивском празднике оплакивания Ио многое напоминает оплакивание Деметрой Персефоны, особенно если учесть, что в мифах Ио приравнивалась к Деметре. Более того, раз в три года в Келеях близ Коринфа праздновались мистерии Деметры, которые, как утверждалось, были основаны братом Келея царем Элевсина. Гермеса называют сыном Зевса-Пикуса («дятел»), причем Аристофан в «Птицах» (480) обвиняет Зевса в том, что он украл скипетр дятла. Пана также считают сыном Гермеса и нимфы Дриопы, а латинского Пана – Фавна полагали сыном Пикуса («дятел»), которого Кирка превратила в дятла за то, что он отверг ее любовь (Овидий. Метаморфозы XIV.6). На критской могиле Фавна была эпитафия: «Здесь лежит дятел, который также был Зевсом» («Суда под словом Picos»). Все трое были пастушескими богами, во власти которых был дождь. Имя Ливии обозначало дождь, и зимние дожди приходили в Грецию из Ливии.

3. То, что Зевс был отцом Эпафа, ставшего предком Ливии, Агенора, Бела, Эгипта и Даная, предполагает, что поклонявшиеся Зевсу ахейцы пытались распространить свою власть на все «морские народы» юго-восточного Средиземноморья.

4. Миф о пигмеях и журавлях повествует о высокорослых скотоводческих племенах, которые ворвались в верховья Нила из Сомали и оттеснили пигмеев дальше на юг. Их называли «журавлями» потому, что, как раньше, так и сейчас, они часто стоят на одной ноге, поджав другую и поддерживая ее рукой за лодыжку, опершись при этом на копье.

Фороней

Первым человеком, который основал и населил торговый город, был брат Ио – Фороней, сын речного бога Инаха и нимфы Мелии. Позднее этот город, названный Фороний, был переименован в Аргос. Фороней был также первым, кто научился применять огонь, украденный Прометеем. Он женился на нимфе Кердо, правил всем Пелопоннесом и стал поклоняться Гере. Когда он умер, его сыновья Пеласг, Иас и Агенор разделили Пелопоннес между собой, а его сын Кар основал город Мегару1.

1Гигин. Мифы 143 и 274; Аполлодор II.1.1.; Павсаний I.39.4–6; ІІ.15.5.

* * *

1. В качестве духа ольхи, символизировавшей четвертый месяц священного года (см. 28.4; 52.3 и 170.8), во время которого отмечался праздник весенних костров, Фороней считался сыном Инаха потому, что ольха растет по берегам рек. Его матерью была нимфа-ясень Мелия, поскольку ясень предшествовал ольхе в календаре деревьев и считался «притягивающим огонь», так как зажженные молнией деревья были для первобытного человека первым источником огня. Будучи, одновременно героем-оракулом, он ассоциировался с вороной (см. 50.1). То, что Фороней стал первым пользоваться огнем, можно объяснить тем, что древние кузнецы и гончары отдавали предпочтение углю из ольхи, поскольку тот дает больше жару, чем любой другой. Кердо («польза» или «ремесло») – один из эпитетов Деметры, принимавшей образ ласки или лисы, которые считались животными-оракулами. «Фороней», возможно, был эпитетом Крона, с которым отождествлялись ворона и ольха (см. 6.2), и поэтому эпитетом титана седьмого дня священной недели. Раздел царства Форонея между его сыновьями Пеласгом, Иасом и Агенором напоминает раздел царства Крона между Зевсом, Посейдоном и Гадесом, однако не исключено, что он соответствует разделу Пелопоннеса до прихода ахейцев.

2. Кар – это К'ре, или Карий, или Великий бог Кер. Вероятно, свое имя он получил от своей луны-матери Артемиды Карии, или Кариатиды.

Европа и Кадм

Агенор, сын Ливии и Посейдона и близнец Бела, отправился из Египта и обосновался в стране Ханаан, где женился на Телефассе, которую также называли Аргиопой, родившей ему Кадма, Феникса, Килика, Фасоса, Финея и единственную дочь Европу1.

b. Влюбившийся в Европу Зевс приказал Гермесу перегнать скот Агенора поближе к берегу моря у Тира, где Европа любила гулять в сопровождении своих подруг, а сам присоединился к стаду, превратившись в белоснежного быка с огромным подгрудком и крохотными жемчужными рожками, между которыми пролегла единственная черная полоска. Европа была поражена красотой быка и, убедившись, что он нежен, как ягненок, подавила страх и стала играть с ним. Она совала ему в пасть цветы, украшала рога венками и, наконец, решилась забраться к нему на спину и не испугалась, когда он пошел с ней в сторону моря. Неожиданно бык быстро поплыл, и ей осталось только с испугом смотреть на тающий вдали берег. Одной рукой она продолжала держаться за правый рог быка, а в другой все еще держала корзину с цветами2.

c. Выйдя на берег около критского города Гортина, Зевс превратился в орла и овладел Европой в ивовых зарослях у ручья. Некоторые утверждают, что это случилось под вечнозеленым платаном. Европа родила ему трех сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона3.

d. Агенор отправил своих сыновей на поиски их сестры и запретил им возвращаться без нее. Они тут же сели на корабли, но поскольку никто из них не знал, куда делся бык, то поплыли в разные стороны. Феникс отправился на запад, за Ливию, туда, где сейчас стоит Карфаген, и там дал свое имя пунийцам. Однако после смерти Агенора он вернулся в Ханаан, переименованный в его честь в Финикию, и стал отцом Адониса, матерью которого была Алфесибея4. Килик отправился в землю гипахеян, которая по его имени стала называться Киликией5, а Финей поплыл в Тинию – полуостров, отделяющий Мраморное море от Понта Эвксинского, где позднее ему досаждали гарпии. Фасос со своими спутниками вначале отправился в Олимпию, поставил там бронзовую статую, посвященную тирскому Гераклу, – десятиметровый исполин был изображен с палицей и луком, – а затем отправился на остров Фасос, где основал колонию и стал разрабатывать богатые золотые копи. Все это произошло за пять поколений до того, как в Греции родился Геракл, сын Амфитриона6.

e. Кадм поплыл с Телефассой на Родос и там посвятил Афине Линдской бронзовый котел и построил храм Посейдона, оставив для присмотра за ним наследственных жрецов. Затем они прибыли в Феру; построили там такой же храм и, наконец, достигли земли фракийских эдониев, которые встретили их с радушием. Здесь Телефасса неожиданно умерла, и после ее похорон Кадм со спутниками пешком пошли к Дельфийскому оракулу. Когда они спросили, где можно найти Европу, Пифия посоветовала им оставить поиски, а самим отправиться за коровой и основать город там, где она свалится от усталости.

f. Выйдя на дорогу, ведущую из Дельф в Фокиду, Кадм повстречал пастухов, служивших царю Пелагону, и те продали ему корову, на боках которой были знаки полной луны. Он погнал животное на восток через всю Беотию, нигде не давая ему отдохнуть. Наконец, обессиленная корова упала там, где сейчас стоят Фивы. Там же Кадм воздвиг статую Афины, которую назвал ее финикийским именем Онка7.

g. Предупредив своих спутников, что корову следует незамедлительно принести в жертву Афине, Кадм отправил их за очистительной водой к источнику Ареса, который ныне называют Касталийским источником. Однако он не знал, что источник охраняет большой дракон. Этот дракон уничтожил большинство спутников Кадма. За это Кадм раскроил ему голову камнем. Не успел он принести жертву Афине, как она появилась сама и похвалила его за все, что он совершил, приказав при этом посеять зубы убитого им змея. Когда Кадм все исполнил, из земли выскочили вооруженные спарты, или «посеянные люди», и стали греметь оружием. Он швырнул в их ряды камень, чем вызвал ссору: каждый стал обвинять другого, что камень бросил именно он. Бились они так яростно, что в конце концов в живых осталось только пятеро: Эхион, Удей, Хтоний, Гиперенор и Пелор. Все они в один голос заявили, что готовы служить Кадму. Однако Арес потребовал возмездия за убийство змея, и божественный суд приговорил Кадма к тому, чтобы тот отслужил у Ареса рабом в течение Великого года8.

1Аполлодор III.1.1; Гигин. Миф 178 и 19; Павсаний V.25.7; Аполлоний Родосский II.178.

2Овидий. Метаморфозы II.836 и сл.; Мосх. Идиллии II.37–62.

3Феофраст. История растений I.9.5; Гигин. Мифы 178.

4Гигин. Там же; Аполлодор III.1.1. и 14.4.

5Геродот VII.91.

6Павсаний V.25.7; Геродот IV.47 и II.44.

7Павсаний IX.12.1–2.

8Гигин. Мифы 178; Аполлодор III.4.1–2.

* * *

1. Этот миф предлагает несколько противоречивых генеалогий. Например, Фасос называется то сыном Посейдона, то Килика (Аполлодор III.1.1), то Тития (ср. Пиндар. Пифийские оды IV.46). Агенор – это финикийский герой Хнас, который появляется в Исходе под именем Ханаан. Многие ханаанейские обычаи говорят об их восточно-африканском происхождении, и не исключено, что ханаанеи пришли в Нижний Египет из Уганды. То, что сыновья Агенора разбрелись в разные стороны, возможно, говорит о бегстве на запад во втором тысячелетии до н.э. ханаанейских племен, теснимых племенами ариев и семитов.

2. Рассказ о сыновьях Инаха, отправившихся на поиски лунной коровы Ио (см. 56.d), повлиял на историю сыновей Агенора, искавших Европу. Феникс – это форма мужского рода от имени Фенисса («красная, или кровавая»), которое было эпитетом луны как богини смерти-в-жизни. Европа означает «широколикая» – синоним полной луны и эпитет луны-богини Деметры в Лебадее и Астарты в Сидоне. Ливия, Телефасса, Аргиопа и Алфесибея – это все эпитеты луны-богини.

3. Похищение Зевсом Европы, свидетельствующее о появлении эллинов на Крите, могло быть навеяно доэллинскими изображениями жрицы луны, торжественно восседающей на солнце-быке, который падет от ее руки. Эта сцена сохранилась на дисках из синего стекла, обнаруженных при раскопках микенского города Мидеи. Похоже, что это было частью обряда плодородия, во время которого торжественно проносили майскую гирлянду Европы (Атеней 678 a –b). Тот факт, как Зевс овладел Европой в образе орла, напоминает о том, как он овладел Герой, обернувшись кукушкой (см. 12.a). Есть еще одна параллель: согласно Гесихию, у Геры был эпитет «Европия». На Крите и в Коринфе Европу называли Геллотида, что напоминает имя Гелика («ива»). Гелле (см. 43.1 и 70.8) и Елена – это тот же божественный персонаж. Каллимах в своем Эпиталамии Елене указывает, что платан также считался священным деревом Елены. Его святость объяснялась пятиконечностью листьев, символизировавших кисть богини (см. 53.a), и тем, что он ежегодно менял кору. Однако к классической эпохе это дерево присвоил себе Аполлон.

4. Не исключено, что история Европы запечатлела один из набегов эллинов-критян на Финикию. Иоанн Малала вряд ли выдумывал, когда писал о «вечере несчастий» в Тире: «Тавр («бык»), царь Крита, напал на Тир после морской битвы, когда Агенор и его сыновья отсутствовали. Они взяли город в тот же вечер и увезли много пленных, среди которых была Европа. Это событие до сих пор вспоминают во время «вечера несчастий», отмечаемого в Тире» (Хроники ІІ.c.30 изд. Диндорф). Геродот (I.2). соглашается с Малалой (см. 160.1).

5. Тирский Геракл, которому Тесей поклонялся в Олимпии, – это бог Эшмун, и, вероятно, небольшое племя, говорившее на одном из семитских языков, переселилось из сирийских долин в карийскую Кадмею. Кадм – семитское слово, означающее «восточный». Оттуда они переправились в Беотию (это случилось в конце второго тысячелетия до н.э.), захватили Фивы и стали владыками всей страны. Миф о «посеянных людях» и о служении Кадма в рабстве у Ареса говорит о том, что вторгшиеся кадмейцы удержали в своей власти Беотию, умело вмешиваясь в междоусобицы пеласгийских племен, считавших себя автохтонами, и что они переняли местный обычай, ограничивающий срок правления царя-жреца восемью годами. Кадм убил змея в том же смысле, в каком Аполлон убил дельфийского Пифона (см. 21.11). Имена «посеянных людей» – Эхион («змей»), Удей («земной»), Хтоний («подземный»), Гиперенор («гордый духом») и Пелор («чудовище») – характерны для героев-оракулов. Однако имя Пелор предполагает, что все пеласги, а не только те, что жили в Фивах, считали, будто они возникли подобным образом, поскольку их общим праздником была Пелория (см. 1.2). Ясон посеял зубы дракона, вероятнее всего, в Иолке или Коринфе, а не в Колхиде (см. 152.3).

6. Про Трою и Антиохию также говорили, что они были основаны на месте, выбранном священными коровами (см. 158.h и 56.d). Однако вряд ли это стоит понимать буквально. Скорее всего корову выпускали на заранее выбранное ограниченное пространство и там, где она ложилась, строили храм луны-богини. В корове не следует предполагать наличие стратегической и коммерческой мудрости.

Кадм и Гармония

Когда Кадм отслужил восемь лет рабом у Ареса в искупление за убийство Касталийского дракона, Афина вручила ему во владение Беотию. С помощью «посеянных людей» он построил фиванский акрополь, названный в его честь «Кадмея», и после того, как его посвятили в мистерии, которым Зевс обучил Иасия, женился на Гармонии, дочери Афродиты и Ареса. Другие говорят, что Кадму ее вручила Афина, когда он был в Самофракии1.

b. Это была первая свадьба смертного, на которой присутствовали Олимпийцы. В доме Кадма, который стоял на месте нынешнего фиванского рынка, установили для них двенадцать золотых кресел, и все боги явились с подарками. Афродита подарила Гармонии знаменитое золотое ожерелье работы Гефеста, которое первоначально Зевс в знак своей любви подарил сестре Кадма Европе и которое делало его владелицу столь прекрасной, что перед ее красотой нельзя было устоять2. Афина дала ей золоченое одеяние, придающее хозяйке божественное достоинство, а также несколько флейт. Гермес подарил лиру. Сам Кадм подарил Гармонии еще одно богатое одеяние. Мать Иасиона Электра обучила ее обрядам Великой богини, а Деметра обеспечила ей хорошие урожаи ячменя тем, что возлегла с Иасионом на трижды вспаханном поле, когда все праздновали свадьбу. Фиванцы до сих пор показывают место, где во время свадьбы играли на флейтах, пели музы и играл на лире Аполлон3.

c. Уже в старости, чтобы умилостивить Ареса, который так и не смог до конца простить ему убийство змея, Кадм отрекся от фиванского трона в пользу внука Пенфея, которого его дочь Агава родила от «посеянного человека» Эхиона, и зажил тихой жизнью в городе. Однако когда Пенфей погиб от рук своей матери, Дионис предсказал, что Кадм и Гармония, правя колесницей, запряженной телками, станут во главе варварских орд. Эти варвары, продолжал оракул, будут опустошать греческие города до тех пор, пока не ограбят храм Аполлона и не получат за это заслуженное наказание. Однако Арес спасет Кадма и Гармонию, обратив их в змей, и они будут вечно жить в довольстве на Островах Блаженных4.

d. Узнав о пророчестве, Кадм и Гармония уехали на остров, где жили энхелеи, которые, когда на них напали иллирийцы, по совету Диониса признали своими правителями Кадма и его супругу. К этому времени Агава вышла замуж за иллирийского царя Ликоферса, при дворе которого она нашла убежище после убийства Пенфея. Услышав о том, что ее родители стоят во главе войска энхелеев, Агава убила Ликоферса и отдала царство Кадму5.

e. Уже в старости, когда пророчество полностью сбылось, Кадм и Гармония, как и должно было случиться, превратились в черных змей с синими пятнами и были отправлены Зевсом на Острова Блаженных. Некоторые, правда, говорят, что Арес превратил их в львов. Тела их погребли в Иллирии, где Кадм построил город Бутоя. Его трон унаследовал Иллирий, сын Кадма, родившийся, когда тот был уже немолод6.

1Павсаний IX.5.1; Диодор Сицилийский V.48; Аполлодор ІІІ.4.2.

2Диодор Сицилийский V.49 и IV.65.5; Пиндар. Пифийские оды III.94; Павсаний IX.12.3; Ферекид. Цит. по: Аполлодор III.4.2.

3Диодор Сицилийский V.49; Павсаний IX.12.3.

4Гигин. Мифы 6; Аполлодор ІІІ.4.2; Еврипид. Вакханки 43 и 1350.

5Гигин. Мифы 184 и 240.

6Овидий. Метаморфозы IV.562–602; Аполлодор III.5.4; Аполлоний Родосский IV.517.

* * *

1. Женитьба Кадма на Гармонии в присутствии двенадцати олимпийских богов напоминает свадьбу Пелея и Фетиды (см. 81.l) и, вероятно, свидетельствует о признании всеми эллинами захвативших Фивы кадмейцев, которые получили поддержку афинян и были должным образом посвящены в Самофракийские мистерии. То, что Кадм основал Бутою, говорит о желании иллирийцев считаться с греками и участвовать в Олимпийских играх. Кадму должен был принадлежать оракул в Иллирии, поскольку он изображался там в образе змея. Львы, в которых, как утверждают, были превращены Кадм и Гармония, были, возможно, основаниями аниконического изображения Великой богини, как на знаменитых «Львиных вратах» в Микенах. Мифограф предполагает, что в старости, когда кончался срок его царствования, Кадму разрешили уехать и основать колонию, а не предали его смерти (см. 117.5).

Бел и данаиды

Царь Бел, правивший в Хеммисе, что в Фиванской области, был сыном Ливии и Посейдона и братом-близнецом Агенора. Его жена Анхиноя, дочь Нила, родила ему близнецов Эгипта и Даная и еще одного сына Кефея1.

b. Эгипт получил в царство Аравию, но подчинил себе также и страну меламподов, которую назвал в свою честь Египтом. От разных матерей – ливиек, арабок, финикиек и проч. – у него родилось пятьдесят сыновей. Данай, которого отправили управлять Ливией, имел пятьдесят дочерей, называвшихся данаидами, причем все они родились также от разных матерей – наяд, гамадриад, египетских принцесс из Элефантины и Мемфиса, эфиопок и проч.

c. Когда Бел умер, близнецы поссорились из-за наследства. В качестве жеста примирения Эгипт предложил поженить пятьдесят его сыновей на пятидесяти дочерях Даная. Данай, предчувствуя нехорошее, отказался и, когда оракул подтвердил его опасения, что Эгипт намеревался перебить всех данаид, стал готовиться к бегству из Ливии2.

d. С помощью Афины он построил корабль для себя и своих дочерей – это было первое вышедшее в море судно с высоким носом и кормой, – и они поплыли в Грецию, остановившись на Родосе. Этому острову Данай пожертвовал статую Афины из храма, построенного в честь этой богини данаидами, три из которых умерли во время пребывания на острове. В честь умерших назвали города Линд, Иалис и Камир3.

e. С Родоса они отправились в Пелопоннес и вышли на берег у Лерны, где Данай объявил, что боги избрали его царем Аргоса. Хотя аргивский царь Геланор только засмеялся в ответ на такое заявление, его подданные в тот же вечер собрались, чтобы обсудить этот вопрос. Геланор, без сомнения, удержал бы свой трон (хотя Данай заявил, что его поддерживает сама Афина), если бы аргивяне не отложили решение этого вопроса до утра. Ночью же с холмов смело спустился волк, напал на стадо, пасшееся у городских стен, и зарезал быка, который был вожаком стада. Аргивяне посчитали это знаком того, что Данай захватит трон силой, если ему отказать, и потому уговорили Геланора отречься от престола.

f. Данай, будучи уверенным, что волком был не кто иной, как сам Аполлон, посвятил Волчьему Аполлону самое известное святилище в Аргосе и стал таким могущественным правителем, что все пеласги Греции стали называть себя данайцами. Он также построил цитадель в Аргосе, а его дочери принесли из Египта мистерии Деметры, называемые Фесмофориями, и обучили им пеласгийских женщин. Однако после дорийского нашествия на Пелопоннес больше никто не справляет Фесмофорий, кроме аркадцев4.

g. Данай обнаружил, что Арголида уже давно страдает от засухи, поскольку Посейдон, обиженный тем, что Инах объявил эту землю принадлежащей Гере, высушил в ней все реки и ручьи. Он отправил своих дочерей на поиски воды, наказав им умилостивить Посейдона любым способом. Одна из дочерей по имени Амимона, охотясь в лесу на оленя, нечаянно разбудила сатира. Тот вскочил и захотел овладеть ею, однако Посейдон, которого она призвала на помощь, швырнул в сатира свой трезубец. Убегавший сатир увернулся, и трезубец, дрожа, вонзился в скалу; Посейдон сам возлег с Амимоной, которая была довольна, что таким приятным образом сможет выполнить отцовские наставления. Услышав ее просьбу, Посейдон указал на свой трезубец и попросил ее выдернуть его из скалы. Когда она это исполнила, из трех маленьких отверстий вырвались три струйки воды. Этот источник, называемый теперь Амимоной, дает начало реке Лерна, которая не пересыхает даже в разгар лета5.

h. У источника Амимоны Ехидна родила под платаном ужасную Гидру, которая поселилась в близлежащем озере Лерна, куда за очищением приходят убийцы. Отсюда пошла поговорка: «Лерна бед»6.

i. Тем временем Эгипт отправил своих сыновей в Аргос, запретив им возвращаться, не отомстив Данаю и всей его семье. Приплыв в Аргос, они стали упрашивать Даная изменить свое решение и разрешить им жениться на его дочерях, не отказавшись, однако, от тайной мысли погубить их в брачную ночь. Когда Данай ответил отказом, они осадили Аргос. В Аргивской цитадели не было источников, и хотя данаиды научились искусству рыть колодцы и уже вырыли в городе несколько, включая четыре священных, во время осады в них воды не оказалось. Понимая, что жажда вынудит их сдаться, Данай пообещал выполнить все, о чем просят сыновья Эгипта, как только осада будет снята7.

j. Стали готовиться к общей свадьбе; Данай объявлял пары. В некоторых случаях он соединял жениха и невесту на том основании, что их матери были одного положения или же потому, что они носили похожие имена. Так, Клит, Сфенел и Хрисипп женились на Клите, Сфенеле и Хрисиппе, однако в большинстве случаев он пользовался жребием, который доставал из шлема8.

k. Во время свадебного пира Данай тайно раздал острые булавки, которые его дочери спрятали в своих прическах, и в полночь каждая вонзила их в сердце своего мужа. В живых остался только один: по совету Артемиды, Гипермнестра пощадила Линкея, поскольку тот не посягнул на ее девственность, и помогла ему бежать в город Линкею, находившийся в шестидесяти стадиях от Аргоса. Гипермнестра попросила Линкея, чтобы, добравшись до места, он сразу же зажег огонь, а она ответит ему таким же огнем из цитадели. В память об этом договоре аргивяне до сих пор каждый год зажигают огни. Узнав на рассвете, что Гипермнестра не повиновалась ему, Данай решил, что она будет осуждена на смерть, но аргивские судьи оправдали ее, за что она воздвигла статую Афродиты Победительницы в святилище Волчьего Аполлона, а одно из святилищ посвятила Артемиде Преследовательнице9.

l. Головы убитых мужей похоронили на берегу Лерны, а их тела со всеми почестями погребли у стен Аргоса, и, хотя, с позволения Зевса, Афина и Гермес подвергли данаид очищению в Лернейском озере, судьи мертвых обрекли их вечно носить воду в кувшинах, дырявых, как решето10.

m. Линкей и Гипермнестра вновь соединились, а Данай, решив женить как можно скорее других своих дочерей – до того, как наступит полдень в день их очищения, – призвал женихов. Он предложил провести соревнования в беге, начиная с улицы, которая теперь называется Афета, причем победитель получал право первым выбрать себе невесту, а остальные должны были выбрать себе невест в той очередности, в какой они заканчивали бег. Поскольку Данаю не удалось найти достаточно желающих получить жен-убийц, то в беге участвовали всего несколько человек. Но, увидев, что в первую брачную ночь с новоиспеченными мужьями ничего не случилось, на следующий день пришли новые женихи и забег пришлось проводить еще раз. Все потомки этих браков считаются данайцами, а аргивяне до сих пор торжественно проводят соревнования в беге на так называемых Гименейских состязаниях. Позднее Линкей убил Даная и стал править вместо него. Он бы с большим удовольствием перебил и всех его дочерей, чтобы отомстить за своих загубленных братьев, но знал, что аргивяне воспротивятся этому11.

n. Тем временем Эгипт прибыл в Грецию, но, узнав о постигшей его сыновей судьбе, бежал в Арое, где и скончался. А погребли его в Патрах, в святилище Сераписа12.

o. Сын Амимоны и Посейдона Навплий стал знаменитым мореплавателем и научился искусству навигации, ориентируясь на созвездие Большой Медведицы. Он основал город Навплий, где поселил команду египетского корабля, на котором уплыл его дед. Он был предком Навплия – грабителя судов, который заманивал на скалы вражеские корабли, зажигая ложные маяки13.

1Геродот II.91; Еврипид. Цит. по: Аполлодор ІІ.1.4.

2Аполлодор II.5; Гигин. Мифы 168; Евстафий о Гомере, с. 37.

3Гигин. Цит. соч.; Аполлодор II.1.4; Геродот II.182; Диодор Сицилийский V.58.1; Страбон XIV.2.8.

4Павсаний ІІ.38.4 и 19.3; Еврипид. Цит. по: Страбон VIII.6.9; Страбон. Там же; Геродот II.171; Плутарх. О злокозненности Геродота 13.

5Гигин. Мифы 169; Аполлодор ІІ.1.4.

6Павсаний ІІ.37.1 и 4; Страбон VIII.6.8.

7Гигин. Мифы 168; Аполлодор II.1.5; Страбон VIII.6.9.

8Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Мифы 170.

9Аполлодор. Цит. соч.; Павсаний II.25.4; 19.6 и 21.1.

10Аполлодор. Цит. соч.; Лукиан. Морские разговоры VI; Гигин. Мифы 168; Овидий. Героини XIV; Гораций. Оды III.11.3. и сл.

11Пиндар. Пифийские оды IX.117 и сл.; Павсаний III.12.2; Гигин. Мифы 170; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия X.497.

12Павсаний VII.21.6.

13Аполлоний Родосский I.136–138; Теон. Схолии «Небесным явлениям» Арата 27; Павсаний IV.35.2.

* * *

1. Этот миф свидетельствует о первом появлении в Греции элладских переселенцев из Палестины, которые принесли с собой на Пелопоннес культуру земледелия и путь которых пролегал через остров Родос. Считается, что среди них были и выходцы из Ливии и Эфиопии (см. 6.1 и 8.2). Бел – это Ваал Ветхого Завета и Бел апокрифов. Свое имя он получил от шумерской лунной богини Белет-или, которую сверг.

2. Три данаиды, известные также как тельхины, или «колдуньи», именами которых назвали три главных города Родоса, были триадой луны-богини Данаи (см. 54.1 и 73.2). Имена Линда, Камира и Иалиса – это, похоже, все, что осталось со временем от слов linodeoysa («связывающая льняной нитью»), catamerizoysa («отмеряющая») и ialemistria («плачущая»), т.е. опять мы встречаемся с известными нам тремя богинями судьбы – мойрами, которых звали Клото, Лахесис и Атропос (см. 10.1), поскольку они выполняли те же функции. В классическую эпоху льняная нить воспринималась как нить, которую, тщательно отмерив, богиня одним концом привязывала к человеку, ежегодно отматывая столько, сколько полагалось, пока не наступало время перерезать нить и предоставить человеческую душу смерти. Однако в более древние времена считали, что богиня свивала льняным свивальником новорожденного, причем на узком полотне свивальника проставлялись племенные и родовые знаки, которые определяли социальное положение ребенка.

3. Имя Даная у шумеров звучало как Дам-кина. Древние евреи называли ее Дина (Быт., 34), а форма мужского рода от этого имени была Дин. Пятьдесят – это обычное количество жриц лунной богини. В их обязанности входило увлажнение почвы с помощью дождевой магии, орошения и копания колодцев. Близнечество Агенора и Бела, так же, как и близнечество Даная и Эгипта, указывает на систему царского правления в Аргосе, при которой каждый из соправителей женился на верховной жрице и правил в течение пятидесяти лунных месяцев или половину Великого года. Верховной жрицей становилась победительница в беге (от этого вида спорта берут свое начало Олимпийские игры), который попеременно проводился то в конце пятидесятого месяца, то в конце сорок девятого лунного месяца (см. 53.4). Новогодние соревнования в беге, проходившие в Олимпии (см. 53.3), Спарте (см. 160.d), Иерусалиме (Хук. Происхождение древнесемитского ритуала, 1938, с. 53) и Вавилоне (Ленгдон. Эпическая поэма о творении мира, строки 57 и 58), устраивались для того, чтобы победитель стал царем-жрецом, как в Аргосе.

Наши рекомендации