Иллюстрация Г. Петрова к ни гизскому народному эпосу «Манаси.
Средиземноморья, и, наконец, в «Рамаяне», столь же фантастически показывающей в своих гиперболических образах реальное продвижение завоевателей-ариев на юг Индостана, — во всех этих произведениях мы находим отчетливые следы действительных событий.
Классическая эпопея сыграла громадную роль во всей последующей истории человеческой культуры, как бы непрестанно снабжая ее эстетическими и этическими нормами, обладавшими в глазах новых поколений абсолютной ценностью. В письменной литературе, основанной уже исключительно на личном авторстве, наблюдаются нескончаемые попытки создать новые эпопеи на основе традиционных древних форм.
Бесспорно, положительную роль сыграл комический эпос нового времени, в котором будничное, подчас даже низменное, встречаясь с грандиозностью эпопеи, дало художественный результат, позволяющий литературе обрести новые формы для нового исторического содержания. Такова сатирическая эпопея Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», закрепившая в своих образах народное, «карнавальное» миросозерцание с пафосом жизнелюбия. С появлением «Войны и мира» Л. Н. тол-
николай КАЛЛИНИКОВИЧ ГУДЗИЙ (1887—1965)
Имя выдающегося советского ученого Николая Каллиниковича Гудзия стало широко известно с 1938 г., когда вышел его учебник по истории древней русской литературы для высших учебных заведений. Произведя на всех огромное впечатление, эта книга сыграла большую роль в ознакомлении нашего общества с великими ценностями в области древнерусской культуры и литературы. Труд этот широко известен и за рубежом.
Родился Гудзий на Украине, в г. Могилеве-Подольском, в семье небогатого чиновника из крестьян. Рано проникся идеями политического свободолюбия, за что и пришлось ему покинуть Киевское реальное училище. Закончил он его экстерном в Одесской гимназии и поступил в Киевский университет. Будучи студентом, он много внимания уделяет разысканиям в области древнеукра-инской и древнерусской литературы.
Здесь он написал интересную работу о Максиме Греке «Прение живота и смерти» в старинной украинской литературе», которая и стала его первой печатной работой.
Этот ученый обладал тонким художественным вкусом, умением подойти к литературе как искусству. Это ясно проявилось в значительном числе его работ. К ним относятся: «Слово о полку И гореве», «Слово о погибели Рускыя земли», ^Моление Даниила Заточника», о протопопе Аввакуме, о повести Иосифа Флавия, о Серапионе Владимирском, о зарождении и становлении московской литературы и др.
Оригинально ставя ту или иную проблему, ученый глубоко проникал в идейную сущность древнерусского памятника, который очень умело прочитывал. В этом отношении показательны также его труды: «Литература Киевской Руси в истории братских литератур», «Русско-украин-
Иллюстрация P. Кента к ис- Иллюстрация К. Лухтейна к ландской«СвгеоГислн»Х111в. эстонскому народному эпосу
кКалввипоэг».
стого, романа, воссоздающего не только част- литературоведении романом-эпопеей, отме-ную жизнь людей, но и судьбу целого наро- чен прежде всего стремлением художника да, возникает новое представление об эпопее, воссоздать панораму общенациональной Роман такого типа, названный в советском жизни на определенном, как правило, исто-
ские литературные связи», «Культур- литературой («Энеида» И. П. Котля-ные связи украинского и русского ревского и русская травестирован-народов до XVIII в.», ная проза XVIII в.», «Иван Франке
С 1922 г. Гудзий живет в Москве и и русские писатели» и др.). становится профессором Московско- Перу Гудзия принадлежит ряд го университета им. М. В. Ломо- цениных работ об А. С. Пушкине. носова, где работает до конца сво- А. Н. Островском, Н. С. Лескове, ей жизни. Ф. И. Тютчеве и других писателях
В 1945 г. Николая Каллиниковича и поэтах XIX в. Особое внимание Гудзия избирают действительным уделяет он жизни и творчеству членом Академии наук Украинской Л. Н. Толстого, труды о котором ССР, и он еще активнее стал вести занимают очень видное и почетное исследования по истории украинской мостов мировой и советской науке. литературы, не только древней, но Николай Каллиникович Гудзий был и новой. Он активно участвует в соз- талантливым педагогом, прекрасным дании общего очерка истории древ- лектором и оратором. неукраинской литературы, в котором помещает несколько своих глав. Пишет интересную работу об украинских интермедиях XVII—XVIII столетий при издании соответствующих текстов. В поле его научного зрения находится также проблема формирования украинской литературы и ее связи с русской национальной
рически чрезвычайно ответственном ее этапе. В романе-эпопее линии личного и общественного существования, развиваясь, постоянно пересекаются и переплетаются, тем самым проясняя друг друга. Так, в «Войне и мире» судьбы героев тесно связаны с событиями русской и мировой истории.
В западноевропейской литературе критического реализма эпопеями могут быть названы семейные «саги» и хроники буржуазных династий: «Сага о Форсайтах» Дж. Гол-суорси, «Будденброки» Т. Манна, «Буссарде-ли» Ф. Эриа и т. п.
Исключительное значение роман-эпопея получил в эпоху социалистических революций, с возникновением литератур, стремившихся отразить всю глубину человеческой судьбы, подключенной к событиям современной истории передать пафос преобразования мира на hobjx, неиндивидуалистических, социалистических началах. В советской литературе возникают такие монументальные произведения, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, где в полной мере выявлена трагическая бесплодность индивидуализма, «Тихий Дон» М. А. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, герои которых стремятся к преодолению разлада между личным и общественным.
Для романа-эпопеи социалистического реализма характерно прочное единство личности
Иллюстрация Б. Носкова к немецкому героическому хпо-су к Песнь о Нибелунгах».
и народа («Знаменосцы» О. Гончара, военная трилогия К. М. Симонова, романы П. Л. Про-скурина и др.).
Среди зарубежных романов-эпопей выделяются «Коммунисты» Л. Арагона (Франция), «Иван Кондарев» Е. Станева (Болгария), «Хвала и слава» Я. Ивашкевича (Польша).
ЮМОР
Слово «юмор» происходит от латинского humor — «влага». По принятым в средневековой медицине представлениям, нрав человека определяется особым соотношением в его организме жидкостей: крови, желчи, воды, лимфы. Английский драматург Бен Джонсон, по-видимому впервые использовавший это понятие в литературе, назвал две свои пьесы (если переводить дословно) «Всяк в своем нраве и «Всяк вне своего нрава». С тех пор категория юмора вплотную связана с проблемой индивидуального своеобразия и неповторимости личности.
Юмор — один из позднейших по времени формирования видов комического. Только эпоха Возрождения, поставившая в центр мироздания человеческую личность, по-настоящему открыла стихию юмора, отправив путешествовать по дорогам Испании комических чудаков — Дон Кихота 'и Санчо Пансу. Чудак, эксцентрик, человек, нарушающий своим поведением привычный уклад, остается излюбленным, хотя и не единственным, героем юмористической литературы до наших дней.
Как и другие формы комического, юмор живет противоречием между видимым и сущим, он учит идти вглубь, не довольствуясь очевидным и поверхностным. В его власти — равно развенчать и возвеличить. В сумасбродных выходках Дон Кихота писатель-юморист угадывает дух подлинного подвига, так же как и Н. В. Гоголь в жалкой страсти Акакия Акакиевича к шинели — высокую мечту о жизни, достойной человека. Но функция юмора сводится к «снятию маски» лишь тогда, когда он выполняет своего рода подсобную работу, служа орудием сатиры или средством иносказания. Сказочный Иванушка-дурачок, скинув шутовской наряд и превратившись в прекрасного принца, покидает область юмора, точно так же как; с другой стороны, щедринский Угрюм-Бурчеев, окончательно разоблаченный сатириком.
В собственной сфере юмор не отвергает «видимое» ради «сущего», но нередко меняет
Слям:
Иллюстрация В. Конашевича н английским детским посйн-кам в переводе С. Я. Маршакл Справа:
Иллюстрация Д. Тенниела к книге Л. К*рролла «Алиса • стране чудеся.
их местами. Для него равно важны обе эти стороны явления а их резком несовпадении, нерасторжимой взаимосвязи. Дон Кихот возвращается домой и на смертном одре излечивается от стремления к подвигам, тень Акакия Акакиевича срывает шинели с прохожих, на смену Хлестакову приходит грозный «чиновник по особым поручениям». Итог юмористического произведения всегда неоднозначен, допускает взаимоисключающие истолкования и продолжения. Найдя комическую сторону в серьезном предмете, юморист усугубляет этот взгляд до тех пор, пока нарастание комизма не побуждает его искать серьезную сторону в комическом предмете
и т. д. По сути дела этот процесс бесконечен, и потому юмористическое суждение никогда не может быть окончательным.
Художественным воплощением этой вечной игры между «видимым» и «сущим» часто становится контраст между внешней непритязательностью, маловажностью юмористического произведения и его внутренней духовной значимостью. В юморе М. Сервантеса и Л. Стерна, Н. В. Гоголя и Ч. Диккенса, Л. Кэрролла и Э. Лира позднейшие поколения находили такие глубины, о которых, возможно, и не помышляли сами писатели. Вместе с тем чересчур серьезное прочтение юмористической книги обедняет ее не меньше, чем
Слева:
Иллюстрация С. Алимове к рас-скаэу А. П. Чехова «Месть». Справа:
Иллюстрация Ф. Полещука к рассказу О. Генри «Вождь крас-окожип».
Иллкп:трвцня С. Телингатера Е. П. Петрова «Двенадцать к рйману И. А. Ильфа и стульев».
литературы нонсенса, или бессмыслицы. Почему пожилой господин из Акосты нашел фруктам столь необычное применение? Хотел ли он угостить земляков или ушибить их? Скорее всего, и то и другое. Автор не стремится убедить нас, что его герой человек «приятный во всех отношениях», но во всяком случае это личность яркая и неординарная.
Именно таковы свойства юмора. Неожиданности, которые он нам препэдносит, далеко не всегда радуют. Порой они даже озадачивают. Но без них жизнь была бы скучнее.
Обложка к книге М. Зощенко и Н. Радлова «Веселые проекты». Художник Н. Радлов.
прочтение чисто смеховое. Видеть в «Дон Кихоте» только трагедию так же однобоко, как видеть в нем только пародию. Читая «Нос», нельзя забывать ни того, что это философская повесть, ни того, что это забавный анекдот.
«Больше ничего /Не выжмешь из рассказа моего», — дерзко заканчивает А. С. Пушкин свою исполненную юмора поэму «Домик в Коломне». Отстаивая право писателя говорить о «пустяках», быть порою непоследовательным и нелогичным, он по существу утверждает принцип духовной свободы личности. Юмор освобождает от стереотипов, от власти заранее готовых схем мышления и поведения. Отсюда та ни с чем не сравнимая роль, которую играют в юморе странность, эксцентрическая игра словами и предметами.
Пожилой господин из Акосты Приобрел восемьсот девяносто Яблок и апельсинов И швырял со всей силы Их в своих земляков из Акосты.
Этот стишок принадлежит английскому поэту Э. Лиру, родоначальнику так называемой
ЯМБ
Ямб — один из размеров русского силлабо-тонического стихосложения. Научное его определение — метр, в котором сильные места (икты) приходятся на четные слоги (см. Стихосложение).
Практически ямб проще всего определить так: это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. «Пора, пора, рога трубят!» (А. С. Пушкин), «Адмиралтейская игла» (А. С. Пушкин), «Предшественница дня златого» (Г. Р. Державин), «Под железнодорожный мост» (Б. Л. Пастернак) — в этих стихах разное количество ударений (4, 2, 3, 2), они падают на разные слоги (2, 4, 6, 8; 4, 8; 2, 6, S-, 6, 8), но эти слоги всегда будут четными.
В зависимости от «длины» строки ямб различается по стопности, т. е. по максимально возможяому количеству ударений в стихе — от 1-стопного до 6-стопного. 1-стопный ямб в чистом виде из-за малого объема стиха неупотребителен, известны только экспериментальные стихи, 2-стопный употребляется не часто, но все же встречается («Играй, Адель, / Не знай печали; / Хариты, Лель / Тебя венчали / И колыбель / Твою качали»—А. С. Пушкин; есть образцы А. И. Полежаева, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и других). З-стопный ямб, бывший в XVHI в. размером песен и анакреонтической лирики, после появления послания К. Н. Батюшкова (1811—1812) примерно на 10 лет стал очень популярным, потом его употребительность пошла на спад.
Самый распространенный из всех размеров русского стиха — 4-стопный ямб, вошедший в русскую поэзию с «Оды... на взятие Хотина» М. В. Ломоносова. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий по^та.
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ХРАПЧЕНКО (1904—1986)
Академик М. Б. Храпченко — исследователь марксистско-ленинской эстетики, теории и истории литературы, государственный деятель, организатор филологической науки. Он был председателем Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (1939—1948), главным редактором журнала «Октябрь», с 1967 г. членом президиума и академиком-секретарем Отделения литературы и языка АН СССР, с 1970 г. президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
М. Б. Храпченко принадлежат фундаментальные труды по методологии литературоведения, истории русской литературы и развития социалистической культуры. В центр литературоведческого анализа он ставил творческую индивидуальность писателя. Ее неповторимую специфику создает «личность художника в ее отношении к эстетическим запросам общества» и в ее внутренней обращенности к читателям.
Другой стороной поэтики, по мысли М. Б. Храпченко, выступает марксистская концепция художественного образа, представляющего собой синтез происходящего в действительности путем отбора комплекса свойств. Понимание образа как формы опосредованного мышления единства единичного и общего объясняет такие явления, как собирательные образы М. Е. Салтыкова-Щедрина, как коллективный герой у Л. Н. Толстого и как многие другие явления реалистической литературы. Оно дает верный взгляд на фантастику, гротеск, разъясняет «жизнь в веках» талантливых произведений.
Слитность индивидуального отношения писателя к жизни и образного ее освоения создает художественность. В образе скрещиваются творческая личность и синтетический подход писателя к действительности. Этот важнейший для М. Б. Храпчен ко тезис позволяет критически рассмотреть многие догмы литературоведения, например понимание образности как анализа, т. е. описания «типичных черт» происходящего, или отождествление художественного метода и мировоззрения. Он позволяет также понять диалектику соотношения общего и индивидуального в творческом процессе, сходства и различия искусства и иных
видов познания мира, прежде всего научного.
Выдвинутое М. Б. Храпченко понимание основ поэтики дает возможность литературоведению изучать произведения, примечательные по их воздействию на читателя, и выявлять их общность, причем не в отвлечении от индивидуального, а во внутренних тенденциях и связях («неповторимость не означает несоприкасае-мости»). На месте историко-генети-ческого и сравнительно-исторического, а отчасти и новейшего структурного литературоведения он провозглашает историко-функциональное и историко-типологическое. Эти два подхода дают истинно системный анализ, объективно вскрывают эстетические ценности — реальные и мнимые, позволяют проникнуть в тайны взаимообогащения культур и литератур.
Свои теоретические построения М. Б. Храпченко всегда создавал на тонком анализе творчества великих писателей, их выдающихся произведений. Вероятно, наиболее полно и глубоко он раскрыл демократические истоки и творческие обобщения Н. В. Гоголя; ему принадлежат также исследования произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, К. А. Федина, ряда западноевропейских авторов.
Основные труды М. Б. Храпченко собраны в четырехтомнике. Принципиальное значение имеет не вошедшая в него книга «Горизонты художественного образа». Необходимо назвать монографию «Творчество Гоголя» и отмеченную в 1974 г. Ленинской премией книгу «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы».
М. Б. Храпченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими советскими и иностранными орденами, был лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, почетным членом ряда зарубежных академий наук.
Иллюстрация А. Бвнуа к поэме А. С. Пушкина «Медный •сад-иикя.
За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.
\^^ ^^
^^ \^'^^/
•^^ ^>\^
^^ ^^
В советской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример 4-стопного ямба:
Так. бей не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби мой гневный ямб, каменья!
(А. А. Блок. Возмездие. Пролог). 5-стопный ямб был в XVII в. неупотребителен, но с начала XIX в. он входит в метрический репертуар русской поэзии, сначала цезурованный (см. Цезура), затем и бесцезурный.
Для стиха XVIII в. одним из основных размеров был 6-стопный ямб, который вслед за французской поэзией, в виде александрийского стиха (см. Строфика) употребляли в трагедиях, героических поэмах, посланиях — в большинстве высоких жанров поэзии. Обязательное требование для классического 6-стопного ямба — цезура после 6-го слога, делившая стих на две равные части, причем разнообразие стихам придавалось чередованием мужской и дактилической цезуры.
К блестящим шалостям, как прежде, не привязан, Я правилам твоим последовать бы мог; Но ты ли мне велишь оставить мирный слог И, едкой желчию напитывая строки, Сатирою восстать на глупость и пороки? (Е. А. Баратынский)
К началу XX в. 6-стопник отступает, и в современной поэзии он малоупотребителен.
Более длинные ямбы (7-, 8-/стопные), как правило, делятся сильными и регулярными цезурами на части, превращаясь фактически в сочетание 3- и 4-стопников (7-стопный), двух 4-стопников (8-стопный) и т. д. Бес-иезурные многостопные ямбы носят экспериментальный характер и очень редки.
Особый случай представляет собой вольный ямб — размер, в котором сочетаются стихи различных стопностей, причем чередование это нерегулярно. Регулярное чередование особой проблемы не представляет (например, сочетание 4-й 2-стопного ямба: «Мело, мело по всей земле /Во все пределы./ Свеча горела на столе, / Свеча горела.» — Пастернак), тогда как в вольных ямбах чередование строк разной «длины» создает эффект неожиданности, читатель как бы постоянно сбивается с привычной размеренности. Особенно резко ощущается это в баснях и стихотворных комедиях (начиная с «Горя от ума»), где количество стоп варьируется от 1 до 6:
Вот, в блеске и во славе всей, Феб лучезарный из морей
Поднялся.
Казалось, что с собой он жизнь принес всему,
И в сретенье ему
Хор громких соловьев в густых лесах раздался. (И. А. Крылов)
Важно отметить еще одно свойство ямба: способность включать так называемые побочные, неметрические ударения:
Запасшися крестьянин хлебом, Ест добры щи и пиво пьет. (Г. Р. Державин)
ЧТО ЧИТАТЬ
В предлагаемом библиографическом указателе названы основные, наиболее интересные и доступные юному читателю книги. Среди этих книг есть и литературоведческие труды, исследующие творчество отдельных писателей, и сборники критических статей, и художественные биографии писателей, и воспоминания о писателях и др.
Надеемся, что каждый из читателей найдет здесь для себя много полезных и интересных книг.