Особенности обучения народному творчеству

Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству происходит как на уроке, так и на различных внеурочных занятиях.

Разнообразные формы практической деятельности (индивидуальная, коллективная), игровые уроки, поисковая внеурочная деятельность, связанная с участием в научном обществе учащихся, – всё это компоненты целостного учебного процесса.Использование на уроках методов, восходящих к традициям народной педагогики, является важным средством нравственно-эстетического воспитания средствами народного искусства.

У великого русского педагога К.Д. Ушинского есть такие слова: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божие создание на земле, и воспитанию только остаётся черпать из богатого и чистого источника». [24, 161]

Народ с присущей ему мудростью исключительно всё использовал для педагогических целей. Фольклор, весь духовно-материальный мир имели педагогическую направленность, были наполнены нравственными началами, красотой.Народная педагогика естественно входила в крестьянскую жизнь: знания, умения, опыт и мастерство передавалось от отцов и матерей сыновьям и дочерям. Без лишних слов и назиданий, но терпеливо, последовательно и неторопливо взрослые передавали детям то, что сами умели, хранили и берегли как память. Бок о бок и взрослые, и дети трудились в поле, создавали рукотворную красоту для дома, участвовали в праздничных и обрядовых действиях и т.д.

Именно педагогика сотрудничества, в основе которой общение и вместе с тем активная познавательная деятельность, является наиболее эффективной. Об этом говорил М.М. Пришвин – «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять, сообщать».Сотворчество – это та сфера совместной деятельности, где создаются наиболее благоприятные условия формирования художественной культуры ребёнка.

Особая роль в процессе приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству отводится изучению специфики образного языка. Овладение языком искусства является основой для восприятия содержания и вместе с тем способствует рождению художественных ассоциаций, связанных с данной образной системой.

Раскрывая учащимся специфику народного декоративно-прикладного искусства, необходимо помнить, что основой его образного строя являются конструктивность, изобразительность и декоративность.

Изучение основ языка помогает учащимся осознать народное искусство, с одной стороны, в единстве утилитарной и эстетической функций, а с другой – как средство духовного общения людей.

Нужно постоянно заострять внимание учащихся на существующей в данном искусстве специфике отношения к цвету (условность, декоративность, символика цвета), линии («линия безраздельно царствует и господствует в вышивке, контурной резьбе как активный элемент «своеобразной народной графики в её бытовом приложении», линия – организующее начало в орнаментальной и изобразительной композиции в народном искусстве), форме (выразительно условна, скульптурна, в ней выявлены специфика материала, его особенности, свойства; форма предмета достигает символического обобщения), пространству (приобретает черты декоративной плоскостности).

Для того чтобы учащиеся могли видеть возможные варианты символически обобщённых образов в народном декоративном искусстве (в них благодаря абстрагированию сохранены только главные черты реального прообраза), понять степень видоизменения реального образа и «механизм» превращения его в условный (декоративный), а также умело пользоваться приёмами стилизации при выполнении практических заданий, на уроках можно использовать дидактические пособия. Это могут быть таблицы с возможными вариантами солярной символики, древней идеограммы земли, антропоморфными, орнитоморфными, растительными мотивами, а также образцы педагогического рисунка, где например, показана переработка из реального вида цветка в декоративные варианты.

В процессе приобщения к народному декоративному искусству учащиеся должны овладеть навыками целостного восприятия, уметь видеть то «особенное», что присуще этому виду искусства, уметь «читать» памятники народного творчества. Почувствовать особенности образного языка поможет сравнительный анализ произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства. К примеру, изучая вышивку можно рассматривать слайды с картин А. Венецианова «На паше. Весна», где близость мотивов в разных видах искусства очевидна.

Очень важно, чтобы ребята осознанно использовали знание образного языка. Выполняя задание на плоскости, едва ли можно развить чувство декоративности. С этой целью можно предложить задания, связанные с конструированием объёмной формы и последующим её декорированием; работу в материале.Декоративно-прикладное искусство решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем. На первом месте, т.е. главным вопросом будет «зачем». Невозможно заинтересовать ребёнка творчеством и сформировать у него художественное мышление без осознания полезности и практического применения выполненного им изделия.

Декоративно-прикладное искусство – неповторимый вид увлечений, который даёт возможность обнаружить у себя творческие способности практически любому человеку. В наших магазинах продают достаточное количество красивых и нужных предметов из области народных ремёсел, но, тем не менее, многие берут в руки инструменты и пытаются создать свои шедевры, милые сердцу эксклюзивные вещи. Это позволяет выделиться и уйти от стандарта, который нас окружает на протяжении жизни.

Способность ребёнка понимать, что он может своими руками сделать необыкновенно красивые сувениры, выступает отличным стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Наши рекомендации