Отзывы печати о трудах Ф.Е. Мельникова
«Возрождение». Париж. 10 декабря, 1937. № 4109:
«Строй мысли автора серии книг «Опровержение безбожия» и его боевая тактика во всех спорах с безбожниками одинаковы: он бьет их, и бьет совершенно сокрушительно их же оружием. Безбожники ссылаются на «знание», на «науку» в попытках опровержения Бога. На место такого «полузнания» темных дикарей Мельников утверждает свет истинного знания, подлинного исследования, приводит буквально десятки свидетельств людей науки всего мира, гениальных ученых — математиков, химиков, астрономов, в научном исследовании пришедших к сознанию и познанию бытия Божия во Вселенной.
Мельников сокрушает безбожников и теми, кем они прикрываются: их же социалистическими «мыслителями». С подлинным и могучим вдохновением он раскрывает все зрелище коммунизма, основываясь исключительно на писательствах их вожаков — Ленина, Луначарского, Маркса и тучи прочих…
Замечателен по своей остроте и глубине самый метод Мельниковского спора. Его метод опровержения безбожия единственно сокрушительный для безбожников. Он уничтожает их той самой наукой и знаниями, какими они прикрываются, всей глубиной подлинного человеческого исследования. Он их сокрушает их собственной коммунистической «мыслью», превращающей человека в скота. Вместе с тем, книги старообрядческого писателя Ф.Е. Мельникова — исключительно значительное свидетельство о живом религиозном духе русского народа. Можно сказать, что из «одинокой кельи в сибирской тайге» (где писались Мельниковы творения) светло и мощно льется голос самой Святой Руси».
Такой же отзыв о книгах Мельникова дан и в другой статье в том же «Возрождении» от 10 сентября 1037 г., № 4095
«Россия». Нью-Йорк, Америка. 6 февраля, 1938:
«К числу апологетов, плодотворно и много поработавших на Родине для посрамления безбожников, относится Ф.Е. Мельников — автор выдающихся трудов: «Опровержение безбожия», вышедших в десяти выпусках и представляющих достойный вклад в нашу бедную беженскую сокровищницу по богословски-религиозно-научным вопросам. Мы познакомились только с одним из этих выпусков — «Отвергает ли наука веру в Бога». И, судя по этому огромной ценности выпуску, предполагаем, что труды Ф.Е. Мельникова — это своего рода Богословско-философская Энциклопедия, в которой собран лучший материал, веками накопленный и выстраданный великими мыслителями по вопросам о Боге и религиозных чувствах человека… Произведения Ф.Е. Мельникова, написанные простым, популярным и доступным даже для малограмотных людей языком, могут служить лучшим украшением домашних библиотек по душеполезному чтению и быть весьма полезными для всех нас: от архипастырей, пастырей и богословов, до умеющих читать по складам наших соотечественников… Как замечательный оратор, человек огромной эрудиции, Ф.Е. Мельников был как бы создан для борьбы с безбожниками-большевиками. Спасаясь от неминуемой смерти, он бежал, укрывался долго в сибирской тайге, где и продумал, вернее, выстрадал свои лучшие работы. Европа его давно уже оценила, особенно же Сербия, куда он приглашен был Св. Синодом на серию лекций».
«Православие». Орган Союза епархиальных обществ Сербской православной Церкви. Декабрь, 1937. № 12:
«Книги Ф.Е. Мельникова являются, в сущности, изложением публичных диспутов в сов. России. Многие части книг — верные стенографические записи говоренного на диспутах, почему с первых страниц чувствуется живой интерес, который выдержан во всей книге… Мельников искусный и находчивый диалектик. Он совершенен в знании техники диспута. Слушается и читается с особым удовольствием и, без преувеличения, с восхищением. Его сила — в постановке бесконечных вопросов, кои незаметно доводят оппонентов до того, что они попадаются в собственные ловушки и принуждены прийти к заключениям, кои им не желательны. Вторая особенность его писаний — особенно живой и легкий стиль. Его работы легко читаются и запоминаются и при случае могут быть прекрасно использованы. Третья положительная сторона у Мельникова — особенная способность упрощать вещи и представлять их разумно и ясно. Мельников умеет заинтересовать и держать в этом внимании до конца» (Стр. 782–783).
«Верность». Евангелический журнал. Филадельфия, Америка, 1937. № 10 –12:
«Мельников Федор Ефимович широко известен как исключительно одаренный автор, написавший за несколько лет девять замечательных трактатов и книг в защиту христианской веры, с прославлением Господа Бога и Его творчества, а также с доказательствами духовности и бессмертия человека. Автор вооружен большими научными знаниями, которыми он мудро воинствует против заблуждений и извращений коммунистов-безбожников. В книгах Ф.Е. Мельникова переливаются всеми цветами радуги: вера, убеждение, правдивость, реальность, сила ума, знание. И все это передается в живой повествовательной форме. В книгах, наряду со сложными научными положениями, применен простой народный язык, в нынешнем советско-российском стиле.
Из книг Ф.Е. Мельникова бьет ключом настоящая жизнь. Свою обличительную и доказательную литературу автор создал в отчаянной, геройской полемической борьбе с безбожниками и жестокими насильниками-коммунистами. Хотя Ф.Е. Мельников излагает очень сложные научные вопросы, немногим доступные, — им зачитывается и простой народ, так как все рассказано по-народному, и даже человек, не сведущий в науках, захватывается духом Мельниковских книг, написанных по-простому, со всей искренностью и с большим талантом. Его книги — это письма с линии огня, наскоро составленные в пылу боевой схватки с интернационалом, разрушающим верующую душу России. Автор часто говорит с большевиками — по-большевистски; но только он неизменно все сводит к христианской цели» (Стр. 34).
Почти такие же отзывы о книгах г. Мельникова даны и во многих других газетах и журналах, как духовных, так и светских. Откликнулись и румынские газеты и журналы. В журнале (светском): «Viata Basarabiei» (сентябрь, 1937) также отмечается, что «несмотря на то, что на темы Мельниковских сочинений было написано множество научных трудов, столь научных, что нет сил их понять, автору Мельникову удалось эти же темы изложить под формой публичных диспутов в советской России с поразительным диалектическим талантом, с ясностью, всем понятной. С большой интеллектуальной силой и с большой компетентностью он опровергает марксистское мировоззрение. Форма изложения автора очень близка к знаменитым диалогам афинского философа Платона. Стиль и диалектика поразительно приближаются к стилю и диалектике греческого философа, а еще больше — поэта. Даже боязнь не делать неясных заключений и стремление ставить противника в положение, в котором он видел бы, что его мнения, казавшиеся ему столь солидными, являются ошибочными, также сближают сочинения Мельникова со стилем антического поэта». Автор рецензии высказывает пожелание, чтобы «труды г. Мельникова были переведены на румынский язык, ибо они дали бы, в особенности молодежи, большой клад научности и тонкое знание, как вести диспуты» (Стр. 594-595).
В румынской газете «Raza», от 12 сентября 1937, № 405, указывается, что в сочинениях г. Мельникова христианская апологетика, по сравнению с прежними апологетическими курсами, далеко шагнула вперед и новыми методами и аргументами разбивает безбожие. С творениями г. Мельникова должны познакомиться не только духовные лица, но и большая публика румынская.
ОТЗЫВ ПЕЧАТИ О ТРУДЕ ЕПИСКОПА ИННОКЕНТИЯ: «В ЗАЩИТУ РЕЛИГИИ»
Журнал «Церковное обозрение». Белград, Югославия. Январь, 1939. № 1: «Нам неоднократно приходилось за рубежом давать отзывы в церковных журналах «Церковные Ведомости» и «Церковное Обозрение» и в газете «Новое Время» о печатных трудах благостного, чистого сердцем и светлого умом Преосвященного Иннокентия. Его труды обращают особое внимание, и всегда с удовольствием берешься за перо, чтобы по своему крайнему разумению дать оценку его труду.
«В защиту религии» — это лекция Еп. Иннокентия, устно читаная им в России до войны, при царском режиме, потом при советской власти, с разрешения последней, в добровольческой армии и в Румынии, конечно, с разными изменениями, сообразно условиям места и времени. Лекция эта имела везде большой успех, и многие просили Владыку отпечатать ее… Произведение это апологетического характера. Чистым, ясным и простым, для всех доступным языком ведет свою лекцию почтенный лектор, приводя ссылки из Священного Писания и творений свв. отцов, из сочинений разных ученых, обнаруживая богатую эрудицию не только в области богословских предметов, но и в светских науках. С большой убедительностью, пастырски-авторитетно и научно-исторически обоснованно автор внушает и действительно убеждает в бытии Бога, врожденности и всеобщности религии, необходимости ее и невозможности уничтожить ее. «Религию, — говорит автор, — можно только извратить. Атеизм, сатанизм, — это только удовлетворение религиозного чувства неестественным порядком. Это суррогаты религии».
«Прекрасная книга для слабых в вере и неверующих без злонамерения. И хорошее руководство для миссионерской деятельности». Книга эта переведена на иностранные языки.
Опровержение безбожия
выпуск восьмой
Ф.Е. Мельников