Н. В. Аскерова, Е. В. Белова, Н. А. Мельникова

Н. В. Аскерова, Е. В. Белова, Н. А. Мельникова

Шпаргалка по социологии

Н. В. Аскерова, Е. В. Белова, Н. А. Мельникова - student2.ru

Аннотация

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Социологии, а остальное - дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Содержание

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

2. КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

6. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

7. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ

11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

13. «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

16. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

19. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

20. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

22. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

23. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

25. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА: ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

29. БЮРОКРАТИЯ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

31. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

32. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ

33. РАЗВИТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

34. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

35. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ

37. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

38. СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

40. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»

43. СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

44. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

45. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ФУНКЦИИ

46. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

47. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

48. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

49. ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

50. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

51. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

52. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

53. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

54. СОВОКУПНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС

55. СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС

56. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

57. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

58. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИЕТАЛЬНАЯ СИСТЕМА

59. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

60. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

61. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

62. ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

63. СТРАТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

64. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ЕЕ ВИДЫ И ТИПЫ

65. КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

66. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

67. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

68. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ

69. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

70. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

71. СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

72. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА И ЕГО СТАДИИ

73. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

74. ОБЩЕСТВО И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО СООБЩЕСТВА И МИРОВОЙ РЫНОК

76. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

77. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

78. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

79. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

80. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

81. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

82. ЭКОНОМИКА КАК ОСОБАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

83. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА

84. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫ

85. СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНОВ

86. СОЦИОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЕ ДЕМОГРАФИИ

87. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

88. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА И ДЕРЕВНИ

89. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ, ЕГО ЭТАПЫ МИГРАЦИИ

90. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:

1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.

В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Любая наука вносит свою посильную лепту в улучшение человеческой жизни. Не является исключением и социология. Питирим Сорокинобозначил одну из основных функций социологии – практическую. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразной человеческой деятельностью.

С первых своих шагов социология ставила перед собой задачу объективно исследовать существующее положение вещей и активно вмешиваться в ход социальных процессов.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на основные: теоретико-познавательную, практическую, политическую и идейно-воспитательную. Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта изучения этой науки – социальной действительности. Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным научным теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, которые направлены на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как необходимая предпосылка в дальнейшем осознании себя во внешнем мире.

Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории, социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, которую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

Каждая личность в обществе имеет определенные отношения, выполняет определенные обязанности и имеет какие-то права. Это все и является показателем положения в обществе, которое занимает личность, и его социального статуса, которым она обладает. Социальный статус определяет положение группы и ее членов в определенных сферах жизнедеятельности человека.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тонназывал «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Социальный статус бывает:

1) предписанный (приписываемый), т. е. тот, который человек получает вне зависимости от своего желания и чаще всего от рождения (пол, национальность, возраст);

2) достигнутый (досягаемый), т. е. тот, которого человек сам достигает в течение своей жизни, прилагая определенные усилия (профессия, материальный достаток, политическое влияние и т. д.). Иногда человек может иметь смешанный социальный статус, но чаще всего человек имеет несколько статусов, так как он субъект разных социальных групп (например, мужчина является начальником на работе, а дома он добрый и заботливый отец). Но все же основном социальный статус человека и его положение в обществе определяются по одному, наиболее основному статусу. В большинстве случаев он определяется по месту работы.

Для определения социального статуса человека большое значение имеют оценка существующих позиций в том обществе, в котором человек живет, определение престижности и авторитета этих позиций.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, которые соответствуют определенному статусу.

В различные эпохи нашего общества определяющим показателем были: при капитализме – доход, деньги, при социализме – трудовой вклад работника. Выполняя определенные обязанности, человек занимает определенный статус в обществе и начинает выполнять те социальные роли в обществе, которые соответствуют этому социальному статусу.

Важно усвоить следующее:

1) социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

2) взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;

3) в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

4) социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем определить социальный институт двумя способами: с одной стороны, как совокупность норм, а с другой как совокупность ролей и статусов. Из всего вышесказанного следует, что эти два определения не противоречат друг другу; скорее они просто дополняют друг друга и акцентируют различные стороны одного и того же явления.

Социальный институт действует от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются и нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

1) более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

2) набор социальных статусов и ролей, которые предписываются индивидам;

3) систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

4) конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института, помимо прочего, всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов:

1) связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования);

2) обеспечением материальной жизнедеятельности (институты экономики);

3) интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты);

4) поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожинопределяет коллектив как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда.

Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.

Существует два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей.

Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социальные организации имеют ряд основных черт.

Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.

В-третьих, характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур.

В-четвертых, характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок.

Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурологи, антропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык – это система знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его функции – создание, хранение и передача информации.

Язык также выполняет роль распространителя (ретрослятора) культуры.

Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В разных культурах могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле брани, художественному творчеству, аскетизму). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нужно отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще и нормы – своеобразные правила поведения.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой позиции нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп. Обычно социальные нормы опираются на традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важнейший компонент культуры.

Обычаи – это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Часто традиции порождают застой и консерватизм в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе и регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердоквыделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании такого феномена, как личность, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социальных ролей.

Ролевая концепция личности.Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления определенных ролей.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Чарлз Кули, Джордж Мид)и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Теодор Парсонси его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда,рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Другая концепция личности – это поведенческая концепция.В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д.

Деятельностный подход:в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготскогосложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.

Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная независимость. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака.

Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, но юридически не оформленные. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вовсе.

Семьи в зависимости от представленных в них различных поколений бывают нуклеральными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, другие родственники и т. п.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном обществе, привели к преобладанию нуклеральной семьи.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция – это воспроизво

Наши рекомендации