Ставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.
Подсказки к словам, обозначенным в тексте пропусками:
· крупнейший в мире центр православного мужского монашества;
· язык, на котором были написаны книги Нового Завета;
· имя святого, о котором идет речь в тексте, переводится как «дитя, ребенок»;
· руководитель в духовной жизни, обладающий даром рассудительности;
· именование святого, претерпевшего страдания за Христа, но умершего своей смертью;
· высшее духовное учебное заведение;
· монашеское поселение, обитель в удаленном от городов, незаселенном людьми месте.
В церковной молитве святой ______________ (Величковский) прославляется как «ревнитель иноческого жития, обогативший наши души отеческими писаниями, возродивший духовное старчество в нашей стране».
Он родился в 1722 году на Полтаве в семье священника, учился в Киево-Могилянской____________, но, почувствовав зараженность преподаваемого там богословия католическим влиянием, покинул ее. В стремлении к истинному святоотеческому Православию он становится монахом и двадцать лет живет на ____________, изучая там творения святых отцов. Там же преподобный основал монашескую общину – сейчас это скит святого пророка Илии.
После возвращения на родину этот святой организовал в молдавском Нямецком монастыре деятельность по переводу на славянский язык святоотеческой литературы. Под его руководством была создана литературно-аскетическая школа, благодаря которой русскоязычный читатель получил возможность глубже познать православное богословие. Святоотеческий сборник «Добротолюбие», творения Максима_______________, Феодора Студита, Григория Паламы, патриарха Фотия и многие другие сочинения святых отцов были впервые переведены с ____________ языка.
Одним из принципов перевода святоотеческих текстов святой признавал глубокое знание переводчиком богословия, для чего необходим молитвенный подвиг. Поэтому в монастырской общине ученые занятия соединялись с молитвенным деланием. Был возрожден древний монашеский принцип духовного руководства опытными монахами, называвшихся ______________ .
Позднее традиция духовного руководства была возрождена в России выходцами из Нямецкого монастыря, поселившимися в Оптиной _______________.
7.2. Ответьте на вопросы:
1) Назовите двух известных Вам святых отцов Церкви, кроме тех, которые перечислены в тексте.
3) Что, по мысли святого, которому посвящен этот текст, необходимо переводчику святоотеческих творений, кроме знания языка?
3) Назовите любых трех известных Вам преподобных отцов, подвизавшихся в Оптиной и известных даром духовного руководства.
ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте краткие справки о трех связанных между собой людях из мира русской словесности, догадайтесь и укажите, о ком идет речь.
1) Он был моряком и хирургом, участвовал в двух войнах и многим людям спас жизнь. Над главным своим трудом он работал почти пятьдесят лет; этот труд называют «словесной иконой Руси».
2) За одиннадцать лет до кончины он встречался с императором Николаем I, который после этой встречи сказал: «Я только что беседовал с умнейшим человеком в России». После дуэли трое суток он умирал на руках своего друга, первого нашего героя. Священник, напутствовавший его перед смертью и потрясенный глубиной его покаяния, сказал: «Я и себе желал бы такой кончины».
3) На открытии в Москве памятника второму нашему герою в 1880 году он произнес речь, ставшую широко известной и исторической. В частности, он хвалит того, о ком говорил, за открытую народную красоту: «Он первый дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные». Самому ему принято усваивать мысль одного из его героев: «Красота спасет мир». Но в его «Дневниках писателя» сказано определенно, на какой идеал красоты уповает сам автор: «Мир спасет красота Христова».
О ком идет речь? (укажите имя, отчество и фамилию каждого)
1.
2.
3.
ЗАДАНИЕ 9. В 1828 году Александр Сергеевич Пушкин, находясь в тяжелом духовном состоянии, написал «скептические куплеты», которые побудили святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского, взяться за перо, чтобы поддержать поэта в трудное для него время.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. А. С. Пушкин 1828 г. |
Восстановите ответ свт. Филарета,
используя приведенные ниже строки.
Строки для составления ответа: Вспомнись мне, Забвенный мною! Жизнь от Бога мне дана, Зло из темных бездн воззвал, И созиждется Тобою На печаль осуждена. Не без правды Им же тайно Не напрасно, не случайно Просияй сквозь сумрак дум – Сам наполнил душу страстью, Сам я своенравной властью Сердце чисто, светлый ум. Ум сомненьем взволновал. | ____________________________________ __________ __________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ |
Время на выполнение работы 90 минут