В каком обществе мы живем?
Рассматривая основные тенденции развития общества, Д. Рисман еще в 1958 г. сделал вывод о том, что после Второй мировой войны общество вступило в новую фазу развития, которую он назвал постиндустриальной[969]. Развивая эту точку зрения, Д. Белл выступил в 1962 г. с докладом «Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на США в 1985 г. и далее»[970].
Так, в 1960–1970-е годы появилась концепция постиндустриального, или информационного, общества. Согласно этой концепции, развернувшаяся после Второй мировой войны научно-техническая революция привела к тому, что промышленность начала утрачивать в жизни общества свою ведущую роль, а главную роль стал играть сфера услуг и прежде всего средства коммуникации [971].
Однако создание названной концепции – это пример того, как нельзя обращаться с историческим материалом. Поскольку речь идет об утрате промышленностью ведущей роли, сначала следует поставить вопрос: а когда она начала играть такую роль?
Как мы видели, процесс индустриализации развернулся под влиянием промышленного переворота с конца XVIII в. Поскольку суть индустриализации заключалась в отделении промышленности от сельского хозяйства и превращении ее в ведущую отрасль экономики, то о завершении индустриализации может идти речь только с того момента, когда в сферу промышленного производства оказалось втянуто более половины всего трудоспособного населения.
А поскольку сельское хозяйство в основном было сосредоточено в деревне, а промышленность в городе, о перераспределении населения между двумя этими отраслями экономики можно судить на основании данных о развитии урбанизации.
Долгое время основная масса населения жила в деревне, и именно деревня определяла облик всего общества. К началу XIХ в. в городах проживало лишь 3% населения планеты, причем не существовало ни одного города с населением более 1 млн чел. Развитие промышленного переворота имело своим следствием перераспределение населения между городом и деревней в пользу города. Через 100 лет, к началу ХХ в. удельный вес городского населения хотя и увеличился почти в 5 раз, составил всего 15%. И только к концу XX в. соотношение городского и сельского населения выровнялось.
Это дает основание утверждать, что процесс индустриализации завершился только к концу прошлого столетия. Следовательно, два века, истекшие с начала промышленного переворота в Англии, были временем перехода от аграрной экономики к экономике индустриальной, временем, когда в результате разрушения основ старого аграрного общества происходило формирование нового индустриального общества, имеющего иные средства коммуникации, иную систему распределения, другую классовую структуру, поголовную грамотность и т. д.
Откуда же взялась концепция постиндустриального общества?
Она была создана на основе анализа тех перемен, которые к середине XX в. обнаружились в США и некоторых других странах так называемого «золотого миллиарда», где численность промышленного населения сначала тоже возрастала, а после Второй мировой войны стала сокращаться[972]. Одновременно с этим в экономике США и других ведущих стран стала возрастать доля сферы услуг. Когда доля услуг в ВВП США увеличилась с 30 до 70%, «было объявлено о построении «постиндустриального общества»[973].
Но ведь Северная Америка, Западная Европа и Япония – это не все общество.
В то время как в странах «золотого миллиарда» действительно наметилась тенденция сокращения роли промышленности, в странах третьего мира произошло возрастание ее роли. Поэтому на самом деле мы видим не падение роли промышленного производства, а перемещение его в другие страны и складывание нового территориального разделения труда.
Формирование индустриального общества сопровождалось культурной революцией. Если в конце XVIII в. грамотность вряд ли достигала 5% населения планеты, то к концу XX в. она превысила 80%[974]. Более того, во всех ведущих капиталистических странах во второй половине XX столетия было введено всеобщее среднее образование. Рост образования, с одной стороны, был связан с возросшим спросом на специалистов разных профессий, а с другой стороны, стал одной из пружин роста спроса на информацию, в результате чего произошел самый настоящий информационный взрыв.
С 1450 по 1950 гг. было издано 300 млн книг, в среднем около 600 тыс. в год. Следующие 300 млн книг были изданы уже за 25 лет, что дает в среднем 12 млн в год. На рубеже 80–90-х гг. ежегодно издавалось 7 млрд страниц печатного текста.
В 1800 г. в мире существовало всего лишь 100 наименований различных научных журналов по всем отраслям науки. Через 50 лет, в 1850 г., количество научных журналов увеличилось почти в 10 раз и достигло 1 тыс. наименований. Еще через полвека, к 1900 г., этот показатель увеличился до 10 тыс., к 1950 г. - до 100 тыс.
Рост информации потребовал радикальных перемен в средствах связи, которые можно рассматривать как третью информационную революцию.