Спасо-Преображенский монастырь

Основанный во второй половине XII века неподалеку от Стрелки у переправы через Которосль на западных подступах к городу, монастырь долгое время оставался главным культурным и духовным центром Ярославля, которому покровительствовали московские князья. Сохранившиеся и восстановленные постройки монастыря являются единственными в городе памятниками XVI века. Мощные стены с боевыми башнями опоясывают территорию, на которой разместились Спасо-Преображенский собор, церкви, терема и палаты.

Главным парадным въездом на территорию монастыря служили Святые ворота (1516 г.) — первая по времени и наиболее мощная крепостная башня. Комплекс Святых ворот дошёл до нас в искажённом виде — декоративный убор («картушечный» пояс, ширинки вокруг проёмов и на пилястрах) появился в 1621 году, тогда же над воротами была построена небольшая церковь, о которой напоминает обращённая в сторону монастыря открытая галерея. Свод главного проезда и часть наружной стены Святых ворот в XVI-XVII веках были расписаны на темы Апокалипсиса. Стены и башни монастыря возводились в 1620-1647 годах, взамен старых укреплений, пострадавших во время осады польско-литовскими войсками в 1609 году.

Старейшее здание монастыря, сохранившееся до наших дней — это Спасо-Преображенский собор. Обычно храм датируется 1503-1516 годами, когда его перестроили после пожара 1501 года столичные мастера великого князя Василия III. Впервые же собор был построен в 1216 году. Чёткое геометрическое построение форм четырёхстопного трёхглавого храма с окружающими его открытыми галереями и круглые окна в закомарах пропитаны традициями древнерусской архитектуры. Из-за несимметрично поставленных трёх глав храма, разной ширины арок, открытой галереи с запада и закрытого в XVII веке гульбища с севера собор выглядит с каждой стороны неповторимо. В интерьере собора сохранились фрески, выполненные в 1563-1564 годах московскими и ярославским мастерами, имена которых остались в «клейме» на северо-западном столпе. Иконостас собора сохранил тринадцать икон XVI века (все находятся в музеях), написанных в разной художественной манере под влиянием московской школы. В северной части Спасо-Преображенского собора находилась монастырская «книгохранительница», где, как предполагают исследователи, и находилась рукопись «Слова о полку Игореве», обнаруженная в конце XVIII века графом А. И. Мусиным-Пушкиным.

Звонница (XVI-XIX вв.) — самое высокое здание Спасо-Преображенского монастыря находится в восточной части монастырской площади. В нижнем ярусе размещается церковь, иконостас которой написан прямо на стене. В XVII веке высокие каменные шатры, завершающие арочные пролёты верхнего яруса звона, были покрыты поливной зелёной черепицей. В 1809-1823 годах появилась надстройка звонницы в виде беседки-ротонды со смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на Стрелку.

В юго-западной части монастыря можно увидеть ансамбль настоятельных покоев, трапезной палаты и Крестовой церкви. Это наиболее интересный комплекс сооружений в Спасо-Преображенском монастыре.

Трапезная палата — наиболее древнее здание комплекса (XVI в.). Внутри — огромный одностолпный зал, перекрытый сводами, опирающимися на центральный столб (образцом послужила московская Гранатовитая Палата). Своды расписаны фресками. Зал расположен на втором этаже и служил столовой для братии и монастырских гостей. На первом этаже, точно повторяющим конструкцию верхнего, находится поварня и кладовые. Пристроенные к трапезной настоятельские покои (XVII в.) имеют пышное декоративное убранство, в частности богатые наличники окон.

Напротив Спасского монастыря, на берегу реки Которосль, в 1997 году по инициативе Ю. Лужкова установлена часовня в память об освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году. Именно в Ярославле собирался «Совет земли русской», отсюда уходило в бой ополчение Минина и Пожарского.

Продолжим путь по набережной реки Которосль, на которой находится ряд интересных архитектурных памятников XVII века.

Церковь Михаила Архангела (1658-1682 гг.). Первую церковь на этом месте заложил в 1213 году Великий князь Константин Всеволодович. 25 лет строительства нового храма сказалось на его облике. Величественные формы нижнего яруса, торжественное крыльцо с зелёными изразцами на фасадах относятся к лучшим традициям 50-х годов XVII века. Завершение памятника однообразными плоскими кокошниками и тяжеловесными барабанами принадлежит к более позднему периоду.

Церковь Спаса-на-городу, возведённая в 1672 году на средства посадских людей в юго-западной части рубленого города, рядом с Медведицким оврагом. Храм, увенчанный огромными главами, кажется приземистым, из-за отсутствия подклета. Северный фасад, обращённый к торгу, является главным, его фланкируют шатры колокольни и придела. Внешний декор церкви отличается простотой — наибольшей насыщенности орнамент достигает в резных наличниках окон закрытой паперти. В 1693 году церковь была расписана ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым и Лаврентием Севастьяновым. Стенопись выполнена в ярославском стиле с разбивкой стен на узкие ярусы — четыре верхних рассказывают о земной жизни Христа, пятый и шестой, наиболее интересные, представляют «Историю Животворящего Креста», седьмой является орнаментальным фризом.

Церковь Николы — Рубленый город (1695 г.) стоит в юго-западной части Рубленого города на месте древней надвратной часовни. Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII века. Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, скромный по декору, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением Которосльной набережной.

Стрелка

Мы подошли к Стрелке — высокому мысу при впадении Которосли в Волгу. Именно здесь в 1010 году Ярослав Мудрый основал новую крепость. В 1215 году на Стрелке был возведён Успенский собор, который позднее несколько раз перестраивался и был полностью уничтоженв 1937 году. В 1995 году на месте алтаря Успенского собора установлена скульптурная композиция «Троица».

Со смотровой площадки на Стрелке открывается великолепный панорамный вид на Волгу и правый берег Которосли. Вдали виднеется замечательный по своей красоте храмовый комплекс в Коровниках, который включает:

· церковь Иоанна Златоуста (1649 — 1654 гг.);

· церковь Владимирской Богоматери (1669 г.);

· колокольню (конец XVII в.);

· Святые ворота (XVII-XVIII вв.).

Наиболее древнее сооружение комплекса — холодный храм Иоанна Златоуста, построенный в 1649 — 1654 годах. Храм отличается исключительной пропорциональностью и богатым декоративным убранством восточного фасада. Он щедро и талантливо украшен поливными изразцами. Ярко-синие цвета чередуются с жёлтыми и зелёными, а все наличники, порталы, колонки гончары выполнили из красного кирпича — на белом фоне стен.

Тёплый храм Владимирской Божией Матери выстроен в 1669 году. На оси двух храмов стоит колокольня высотой 37 м (1680-е гг.), являющаяся композиционным центром ансамбля. За высоту и стройность силуэта горожане называют её «ярославской свечой».

Весь ансамбль обрамлён оградой со Святыми воротами (конец XVII в.), выполненными в стиле нарышкинского барокко. В настоящее время храмовый комплекс передан общине старообрядческой церкви и в нём ведутся службы.

Мы продолжаем наш путь по Волжской набережной, которая создана в начале XIX века и по праву считается одной из красивейших набережных страны. Митрополичьи палаты (Волжская наб., 1) построены в 80-х годах XVII века, использовались в качестве парадной резиденции ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Сегодня здесь находится музей ярославской иконы.

Волжская (Арсенальная) башня

Волжская (Арсенальная) башня возведена в 1658-1669 годах, перестроена в середине XIX века. Наряду со Знаменской башней, c которой мы познакомимся позже, Волжская башня входила в состав укреплений Земляного города XVII века. Всего было 16 башен, до нашего времени сохранилось только две.

Бывший дом купца Кузнецова (XIX в.), (Волжская наб., 17) ныне — музей истории города. В бывшем путевом дворце русских императоров (Волжская наб., 23) останавливались Александр I и Николай II. Позднее здание использовалось как резиденция ярославских генерал-губернаторов. Сегодня здесь размещён Ярославский художественный музей.

На углу Волжской набережной и Народного переулка находится церковь Николы Надеина (1620-1622 гг.), которая является первым после Смутного времени каменным посадским храмом Ярославля. Этот храм заложил основы самобытной ярославской школы культового зодчества XVII века. Церковь построена в центре древнего посада, там, где некогда находились богатые усадьбы «государевых гостей». Храм неоднократно перестраивался, что существенно исказило его первоначальное великолепие — пятиглавие (сейчас храм одноглавый), покрытое зелёной черепицей, поднималось над низкой деревянной застройкой, открытая аркада галереи оживляла фасады игрой светотени, невысокая колокольня (конец XVII в.) дополняла монументальный характер ансамбля. Роспись церкви выполнена в 1640-1641 годах двадцатью художниками, во главе с костромичом Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым и нижегородцем Иваном Муравьём. В храме установлен иконостас (2-я пол. XVIII в.), выполненный по рисунку основателя первого русского театра Ф. Г. Волкова. Напротив находится беседка уединения.

Церковь Рождества Христова

На углу Волжской набережной и улицы Кедрова находится церковь Рождества Христова. Ансамбль церкви Рождества Христова сооружён в 1636-1644 годах на месте деревянного храма, в котором во время осады города поляками в 1690 году хранилась икона Казанской Божией Матери. Главный Казанский придел завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников.

В 15 м от западного фасада церкви отдельно стоит шатровая колокольня. Её высота 38 м. Колокольня состоит из основного объёма и двух боковых башен, соединённых в одно целое легкой галереей. Ворота в нижнем ярусе колокольни служили Святыми воротами для въезда на церковный двор. На втором этаже располагалась церковь Трёх исповедников (Гурия, Семёна и Авива). В третьем ярусе висели колокола. Колокольный ярус был соединён с часозвонным механизмом, т. к. на колокольне имелись часы.

На пересечении Волжской набережной и Красного съезда стоит памятник Н. А. Некрасову (скульптор Г. И. Мотовилова, 1958 г.). Внизу расположен комплекс зданий речного вокзала (70-80-е гг. ХХ в.).

По Красному съезду можно пройти на Красную площадь, на которой находятся бывший Дом Дворянского собрания (ныне Дом офицеров), бывшая Ярославская мужская гимназия (1900 г.) (ныне главный корпус Ярославского государственного университета) и пожарная каланча (1911 г.).

От Красной площади по Советской улице можно пройти на Советскую площадь. Здесь стоит самый известный и самый красивый храм города — церковь Ильи Пророка. Зодчий церкви Ильи Пророка (1647-1650 гг.) неизвестен, заказчиками были купцы Скрипины, одни из самых именитых торговых «гостей» тогдашней Руси. Строительство благословил царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Асимметричная композиция храма с четырёхъярусной шатровой колокольней дошла до нас в первозданном виде. По русской традиции XVII века храм высоко поднят на каменном подклете. Центральная часть здания — правильный куб с пятью главами — окружена с юга и севера приделами и галереями. Это дань более древним строительным обычаям, принятым в XVI веке. Необычность композиции церкви Ильи Пророка состоит в том, что на северо-западном углу придел увенчан стройной, тонко декорированной шатровой башней, стоящей на одной линии с колокольней и вторящей её силуэту. Особенную заботу зодчий проявил об убранстве ильинской колокольни. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон. Мировую известность получила фресковая живопись, выполненная в 1670-1681 годы под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Это единственная Ярославская церковь, где керамика использовалась для украшения храма внутри.

Архитектурный ансамбль Советской площади включает корпуса Присутственных мест (80-е гг. XVIII в.). В 80-х годах ХХ века между ними возвели здание обкома КПСС. Ныне здесь работают областная администрация и дума.

Волковский театр

От Советской площади идёт главная пешеходная улица Ярославля — улица Кирова, застроенная гражданскими зданиями XIX — нач. ХХ века. Наибольший интерес представляет здание ресторана «Русь» (бывший ресторан «Бристоль»), выстроенное в 1910 году.

Улица Кирова выходит на площадь Волкова. Федор Григорьевич Волков — основатель русского театра. В 1750 году он поставил в Ярославле первый спектакль на русском языке. Его имя носит Ярославский драматический театр. Существующее ныне здание Волковского театра построено в 1911 году по проекту архитектора Спирина. Это — третье по счету театральное здание на этом месте. В 1973 году на площади был установлен памятник Ф. Г. Волкову.

Знаменская башня

Напротив театра возвышается Знаменская башня — редкий памятник военно-оборонительной архитектуры 1660 года.

Далее, по Первомайской улице возвращаемся на Богоявленскую площадь. На Первомайской улице сохранились здания Гостиного двора (1813-1818 гг.).

Толчково

Выше по течению Которосли в древности находилась самая большая и богатая ярославская слобода — Толчково. О её былом величии свидетельствуют её храмы.

Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.) с 45-метровой колокольней (XVII-XVIII вв.) — памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров и росписей. Храм расписан в 1694-1695, 1700 годах артелью из 16 лучших ярославских мастеров, под руководством Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева. По масштабу и количеству изображённых фигур росписи не имеют себе равных. Уникальным является нижний ярус южной и северной стен, где вместо традиционного орнамента изображены двенадцать месяцев (святцы) — все святые православной церкви. Церковь подобна настоящей энциклопедии евангельских и библейских сюжетов и не имеет аналогов в мировом искусстве.

Федоровская церковь, построенная в 1687 году, является одним из интереснейших архитектурных памятников Толчковой слободы. Кубический пятиглавый объём в 1736 году был дополнен закрытой галереей с высоким крыльцом и южным приделом. Декоративные полукружия, завершающие стены, опираются на широкий пояс кирпичных рядов. Венчают храм высоко поднятые главы на высоких барабанах. В церкви сохранились росписи, выполненные в 1715 году Ф. Игнатьевым и Ф. Федоровым «со товарищи». Наибольший интерес представляют композиции на темы прославления Богородицы.

Это далеко не полный обзор архитектурных памятников Ярославля.

Достопримечательности

Некоторые достопримечательности, не вошедшие в экскурсию по городу:

· Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник находится на территории Спасского монастыря.

· Музей истории города (Волжская наб., 17).

· Ярославский художественный музей (Волжская наб., 23).

· Театр имени Волкова (пл. Волкова, 1).

· Театр юного зрителя (пл. Свободы, 23).

· Театр кукол (ул. Свободы, 23).

· Филармония (ул. Максимова, 13).

Толгский монастырь

В 6 км от центра города, на левом берегу Волги расположен Толгский монастырь. Основан в XIV веке. Существует красивая легенда о его возникновении. В августе 1314 года ростовский епископ Трифон останавливался на ночёвку на правом берегу Волги. Ночью ему было чудесное видение — столп света на противоположном берегу и ведущий к нему мост. Трифон взял посох и пошёл к светоозарённому столпу, на вершине которого он увидел образ Богоматери с младенцем. Епископ помолился явленному образу, затем вернулся на место стоянки. Утром слуги стали собираться в дорогу, но не смогли найти епископский посох. Трифон приказал переправиться на лодке на противоположный берег и там искать пропажу. Посох был найден, а рядом с ним лежала икона Богоматери с младенцем. Позднее на этом месте был основан монастырь, названный, как и икона, Толгским по имени небольшой речки, впадающей в Волгу. Первые его строения были деревянными. Однажды в церкви, где находилась икона Богоматери Толгской, произошёл сильный пожар, который полностью уничтожил храм. Однако икона была найдена на дереве целой и невредимой.

Первый каменный храм в Толгском монастыре выстроили в XVI веке. В 1609 году монастырь был разорён польско-литовскими интервентами. Восстановление обители началось только спустя несколько десятилетий.

Крестовоздвиженская церковь с трапезной палатой (70-е гг. XVII в.), построенная в XVII веке и частично изменённая в XIX столетии, является самым древним из сохранившихся памятников монастыря. Храм сохранил следы наличников из тесаного кирпича и плоские пилястры на южном фасаде.

Введенский собор (1681-1683 гг.), возведён на монастырской площади на том месте, где ещё в XVI веке стоял храм, построенный на средства Ивана Грозного. Пятиглавый на высоком подклете храм, окружённый с трёх сторон галереями и крыльцами поражает своими размерами. Чёткость и лаконичность внешнего облика собора подчеркивается размещением и формой окон, скупым и однообразным рисунком. В 1690-1691 годах интерьеры собора были украшены фресками, которые обладают огромной познавательной ценностью.

В 1683-1685 годах на средства князя Никиты Львова рядом с собором была выстроена звонница, в раскрытых арках верхнего яруса которой некогда висело 14 колоколов. До наших дней сохранились Святые ворота с Никольской церковью (1672 г.), каменная ограда с башнями (90-е гг. XVII в.), Спасская церковь с больничными палатами (начало XVIII в.).

В 1928 году монастырь был закрыт. Позднее здесь размещалась колония для малолетних преступников. В 1987 году Толгский монастырь возвращён Русской православной церкви. В 1989 году на территории монастыря начались реставрационные работы.

Наши рекомендации