Методические рекомендации (материалы) для студентов

7.2.1. Самостоятельная работа студентов включает:

а) самостоятельную подготовку к коллективным консультациям (коллоквиумам);

б) написание рефератов (каждый студент пишет один реферат по материалу, недостаточно представленному на аудиторных занятиях)

Реферат представляет собой интерпретацию определенных произведений. Цели работы: 1) изложение собственных представлений о проблематике и поэтике произведений, не представленных в лекциях; 2) формирование навыков анализа специальной литературоведческой и критической литературы для освещения определенной темы. Объем реферата – 5-7 страниц. Требования к содержанию и оформлению письменных работ изложены в Методических указаниях (Томск: ТГУ, 2005. 30 с.);

в) подготовка каждым студентом обязательных вопросов преподавателю по теме каждой запланированной лекции (вопросы принимаются преподавателем в письменной и устной форме после лекции).

г) электронный конспект

Электронный конспект представляет собой упакованное в электронный файл реферативное изложение содержания лекций, статей и монографий, касающихся интерпретации определенных произведений в соответствии с каждой темой, заданной в рамках всей дисциплины (заполняется по шаблону, указанному в Приложении 2). Цели составления конспекта: 1) систематизировать и свести воедино все знания, полученные студентами при осуществлении различных видов работ по курсу, 2) реализовать в письменной форме самостоятельные наработки студентов по дисциплине.

7.2.2. Основные понятия дисциплины (материалы для студентов):

Круг выделяемых основных понятий дисциплины обусловлен ее тематикой и связан с выявлением понятий, характеризующих 1) историко-литературный процесс, 2) систему образов, обусловленных введением сюжета/ мотива чтения и письма, 3) проблему текста и реальности, 4) сюжетную и речевую организацию произведения, а именно:

периоды развития русской литературы XX – XXI века

историко-культурная ситуация

литературный процесс историческое движение национальной и мировой литературы

литературное направление обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный исторический период; это единство возникает на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов

система образов множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения

образ автора способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора объединяет систему образов произведения – персонажей, рассказчика.

образ повествователя (не персонифицированный образ) – носитель повествования в художественном произведении. Образ повествователя проявляет себя только в речи, выражающей отношение повествователя к людям и событиям

образ рассказчика условный образ человека, от лица которого ведется рассказ

символ – образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления

проблема текста и реальности (понятие должно быть востребовано при объяснении современных общекультурных процессов и при анализе художественных текстов всех направлений)

метатекст

свобода творчества право художника творить свободно, в согласии со своим мировоззрением, этико-эстетическими идеалами, жизненным опытом

сюжет событие или ряд событий, составляющих единое целое и данных в художественном произведении в развитии

тема объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении

фабула цепь событий, сопоставляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности

композиция построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений

конфликт противоборство, противоречие между действующими силами произведения: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера, иллюзиями и действительностью и т.д.

кульминация момент наивысшего напряжения в развитии сюжета

развязка разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий

монолог речь действующего лица, обращенная к себе или к другим, но не зависящая от их реплики

мотив простейшая единица сюжетного развития; любой сюжет сводится к переплетению мотивов

повтор повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и тем самым усиливается их выразительная роль

подтекст скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

портрет изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Функции портрета определяются методом, жанром, стилем

речевая характеристика часть характеристики героя или персонажа; затрагивает его манеру говорить, его излюбленные интонации, обороты речи, словарный запас и складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей автором

тропы обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности

Наши рекомендации