Требования к результатам освоения дисциплины. Теле- и радиожурналистика
Печатные СМИ
Теле- и радиожурналистика
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очно-заочная
Москва
2013 год
1. Цель освоения дисциплины:сформировать у обучающихся знание закономерностей литературного процесса ХХ века; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «История русской литературы. 1890-1930-е годы» является частью дисциплины «История русской литературы» и относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.3). Для освоения курса «История русской литературы. 1890-1930-е гг.) студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения других дисциплин историко-литературоведческого характера. Изучение курса «История русской литературы» проходит параллельно с дисциплиной «История отечественной журналистики» и является необходимой основой для последующего изучения курсов дисциплины «История русской литературы. 1940-1980-е годы» и «История русской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков, новейшая русская литература», а также основой для успешного прохождения практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, овладение культурой мышления (ОК-1);
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
Общепрофессиональные компетенции:
- способность использовать полученные в ходе освоения дисциплины систематизированные теоретические и практические знания при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
Специальные компетенции:
- готовность к анализу литературного процесса в контексте истории и культуры и с учётом основных методологических направлений (СК-2);
- готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);
- владение знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);
- владение приёмами текстологического анализа (СК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-историю русской литературы первой половины ХХ века;
- творчество известных писателей этого периода;
- философско-эстетические концепции неореализма и модернизма (символизма, акмеизма, футуризма), соцреализма;
- эволюцию литературных направлений – реализм, модернизма.
Уметь:
- выделять основные тенденции развития русской литературы ХХ века;
- характеризовать эволюцию художественных систем и направлений в русской литературе указанного периода – неореализма, модернизма, соцреализма;
- анализировать литературные явления в контексте истории нашей страны;
- устанавливать связи отечественной литературы и русской истории;
- анализировать особенности художественного сознания первой половины ХХ века и параметры художественной картины мира в литературе этого периода;
- интерпретировать тексты в контексте литературного процесса с использованием основных понятий и терминов литературоведения, приёмов и методов анализа различной эстетической природы;
- ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие литературного процесса первой половины ХХ годов;
- пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами; излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории русской литературы и создавать разного вида тексты: реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензия на произведения на произведения отечественной литературы;
- разрабатывать литературно-просветительские программы по истории литературы ХХ века.
Владеть навыками:
- самостоятельного анализа литературных явлений, принадлежащих к разным художественным направлениям и разным жанрам с использованием основных методов и приёмов исследовательской и практической работы в области истории русской литературы;
- интерпретации текстов в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов;
- работы с источниками, библиографией, реферирования и аннотации критических и литературоведческих трудов.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «История русской литературы» составляет 9 з.е. (324 час.), из них трудоемкость курса «История русской литературы. 1890-1930-е годы» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
Серебряный век русской культуры и литературы. Литературные течения 1910-х годов. Акмеизм. Футуризм. Творчество В.Маяковского. Символизм. Поэзия А.Блока. Имажинизм. Поэзия С.Есенина. | |||||||
Творчество М.Горького | |||||||
Феномен советской литературы. Литературные группировки. Литература русского зарубежья. | |||||||
Русский реализм конца 19-начала 20 в. И.Бунин, Л.Андреев, А.Куприн. Новокрестьянская литература. Н.Клюев, С.Клычков, А.Ганин, П.Орешин. | |||||||
Проза 1920-х-1930-х годов. | |||||||
Поэзия 1920-1930-х годов. | |||||||
Творчество М.Шолохова, А.Толстого, А.Платонова. | |||||||
Творчество М.Булгакова, К.Паустовского, А.Грина. | |||||||
Содержание дисциплины