Прочие обряды священного бракосочетания
По случаю больших торжеств женщина клана должна была соединяться с тотемом. Хорошо, если тотем представлял собой живое животное, способное совокупляться с женщиной. В этом случае священный союз заключался с представителем соответствующего вида.
Когда же это условие не выполнялось, существовало два альтернативных варианта: либо имитация бракосочетания, либо жертвоприношение, заменяющее совокупление. Во втором случае имело место ритуальное убийство супруга.
В Индии произрастает куст, который можно выращивать даже в цветочном горшке. Он называется "тиласи". Это священное растение, воплощение богини. Ежегодно в ноябре его выдают замуж за бога Кришну. Церемония представляет собой процессию, участники которой несут в паланкинах статую Кришны и куст. То же самое растение выдают замуж за салигран, черный камень, напоминающий бараний рог. Бракосочетание этого священного камня с тиласи осуществляет раджа Орчхаа Лудхаура. В празднестве принимают участие 100 тысяч человек. Процессия включает в себя 8 слонов, 1200 верблюдов, 4000 лошадей. Бог-камень везет на себе слон.
Ритуал бракосочетания происходит следующим образом: один мужчина держит в руке камень и выступает в роли жениха. Второй мужчина держит растение и выступает в роли невесты. Брахман благословляет союз этих двух мужчин.
Обычай сочетать бога браком с юной девушкой распространен во всех странах мира.
В Бирме существовал обычай отдавать сразу четырех девушек в жены священному озеру. После проведения формальной церемонии девушки возвращались домой. Если одна из них умирала, говорили, что бог озера призвал ее к себе.
На острове Тимор, жители которого считали себя потомками крокодила, во время коронации каждого нового суверена крокодилам приносили в жертву свинью и девушку, одетую в свое лучшее платье и украшенную цветами. Ее отводили на берег реки или оставляли в пещере.
В Швеции статую бога Фрея провозили на колеснице в сопровождении молодой девушки, которую называли супругой бога. Она совершала богослужение в храме Упсалы.
Жители Отуна в VI веке возили телегу, на которой сидело некое подобие богини: это было все, что осталось от церемонии священного бракосочетания.
Ритуальная дефлорация
В течение длительного периода времени мужчины получали своих супруг от животных. Эта традиция была настолько устойчива, что ритуальная дефлорация еще долго практиковалась у разных народов, хотя животное со временем заменил жрец, вождь, чужестранец и т.д.
Первая брачная ночь
Пьер Гордон познакомился в свое время со множеством древних традиций во всех уголках мира, касающихся первой брачной ночи, и опубликовал захватывающую книгу под этим названием. Вот, в частности, что он пишет: "Было время, когда девушки были обязаны отправляться в лес, чтобы их лишили девственности монахи-отшельники, носившие звериные шкуры и рога животных. Эти доисторические монахи принадлежали к особым братствам человекобыков, человеколошадей, человекокозлов, человековолков, человекольвов и т.д. В каждом отдельном случае они надевали шкуру соответствующего животного"
Матриархальная дефлорация
Лучшим свидетельством того, что в праве первой ночи и связанных с ним ритуалах нет и намека на чувственность, является ритуальная дефлорация женщин в эпоху матриархата. Животное, женщина, мужчина по очереди выполняли функцию ефлоратора, чью прерогативу в христианско-патриархальном обществе принял на себя муж.
Пьер Гордон утверждает, что "в давние времена, граничившие с эпохой неолита, дефлорация молодой девушки женщиной была чрезвычайно распространенным явлением". Он приводит в качестве примеров несколько обычаев, в которых явно прослеживается влияние этой древней традиции.
В Перу мать лишает девственности свою дочь в общественном месте. Такие же случаи отмечались на Камчатке и Мадагаскаре.
На Филиппинах и в Центральной Африке дефлорацию в весьма юном возрасте производят старейшие женщины клана. Иногда она сопровождается процедурой искусственного расширения вагины.
В Белуджистане дефлорацию осуществляют с помощью лезвия.
Реже встречаются случаи, когда девушка должна дефлорировать себя сама. Диодор Сицилийский, говоря о нравах жителей Балеарских островов; рассказывает, как молодая супруга проводит свои первые брачные ночи: "Во время свадебного празднества все принимавшие в нем участие родственники и друзья, в порядке занимаемого ими положения, пользовались благосклонностью невесты. Юный супруг удостаивался этой чести всегда последним".
У ливийцев (Геродот) девственницы, готовившиеся вступить в брак, представлялись царю. Если какая-либо из них нравилась ему, он лишал ее девственности.
В Океании
Вот как в недавнем прошлом происходила свадьба у арунта: жених вверяет свою будущую супругу нескольким своим друзьям (троим или больше), которые уводят ее в лес и лишают девственности с помощью каменного ножа, прежде чем вступить с ней в половую связь. После этого в течение нескольких дней другие мужчины племени могут заниматься с ней любовью.
В день церемонии бракосочетания девушка садится к своей матери на колени и плачет. Жених уговаривает ее выйти за него замуж и берет ее за руку, она же сопротивляется... Мать соединяет-их руки, и брак считается заключенным. Молодая женщина проводит свою первую брачную ночь... со своей матерью. Следующей ночью она ложится со своим мужем, но тот не имеет права касаться ее. Однако постепенно они привыкают друг к другу и становятся настоящими супругами.
На Маркизских островах приглашенные на свадьбу гости принимают участие в первой брачной ночи. Вот описание Лангсдорфа (в пересказе Пьера Гордона). Молодая супруга ложится, кладя голову на колени мужа. Тот подает гостям знак. Все присутствующие мужчины выстраиваются в цепочку, напевая и пританцовывая, и по очереди, в порядке старшинства по возрасту и занимаемому положению в обществе, вступают с новобрачной в половые отношения.
Монселон, путешествовавший по Новой Каледонии, сообщал, что "муж, как правило, не желает самостоятельно лишать девственности свою жену и приглашает штатного специалиста по дефлорации, которому платит за оказанную услугу".
На Самоа дефлорация невесты происходит публично, ее совершает жених с помощью пальца.
В Индии
На Малабарском побережье Индии, пока его жители не испытали сильного влияния со стороны европейцев, были чрезвычайно широко распространены сексуальные ритуалы. После завершения брачной церемонии супруг отводил свою молодую жену к вождю деревни и возвращался за ней лишь через восемь дней. Кое-где это был не вождь, а верховный жрец. Иногда срок сокращался с восьми до трех дней.
Согласно сообщению путешественника Роггевайна, жители Малабарского побережья зачастую приглашают иностранцев провести первую брачную ночь со своими женами и потом преподносят им за это дорогие подарки.
Вестермарк, специалист в области брачных традиций, рассказывает, что "когда правитель Калькутты отправлялся в путешествие, он оставлял вместо себя со своей женой брахмана".
Еще относительно недавно в Гималаях каждый вождь деревни обладал правом первой ночи.
Дюкеснэ видел в Пондишери молодых девушек, готовившихся вступить в брак, которые лишались девственности в храме Шивы.
На Востоке некогда жили люди, именовавшиеся "кадеберизы", чьей единственной обязанностью и профессией являлась дефлорация девушек перед вступлением в брак. Лишение девственности считалось очень ответственным и опасным делом.
Право сеньора
Когда специалисты сравнивают брачные обычаи и традиции европейских народов с соответствующими обычаями и традициями народов Азии, Африки или Океании, они находят очень много сходства, особенно в том, что касается "права первой ночи", или, как это называлось в Европе, "права сеньора".
Начиная с XII столетия право первой ночи приобретает статус обычного юридического права. Другими словами, оно становится чем-то вроде налога, который можно было уступать, передавать и преобразовывать.
Акт города Бигорра, датированный 1538 годом, предписывает: "Те, кто желает выдать своих дочерей замуж, должны предоставлять их в первую ночь своему сеньору, дабы он доставил себе удовольствие..." Впоследствии взамен девичьей невинности сеньор Бигорра получает цыпленка, баранью лопатку и три миски каши.
Однажды монахи монастыря Сент-Феобарт унаследовали права одного феодала, среди которых было и право первой ночи в отношении девушек деревни Монториоль. Жители Монториоля воспротивились этому и попросили защиты от монахов у графа Тулузы.
Статья 17 законодательного уложения города Амьена от 1507 года предписывает: "Муж не имеет права ложиться со своей женой в первую брачную ночь без разрешения сеньора, прежде чем вышеупомянутый сеньор ляжет с вышеупомянутой женой".
Каноники Лионского собора требовали предоставить им право ложиться в первую брачную ночь с женами своих крепостных. Право первой ночи было заменено для монахов-августинцев одним экю, а для епископа Аббевиля - суммой в 30 франков.
В Африке
В Египте в 1840 году церемония бракосочетания включала в себя дефлорацию, осуществляемую пальцем, обернутым платком. Окровавленный платок демонстрируется членам семьи как свидетельство целомудрия невесты.
Шенье рассказывает, что он видел на улице Тету-ана (Марокко), как монах публично совокуплялся с женщиной. При этом ее подруги издавали крики радости, а муж принимал поздравления.
Еще один африканский обычай: молодую девушку, собирающуюся выйти замуж, препровождают в дом жениха. Она убегает оттуда и пытается спрятаться. Друзья будущего супруга бросаются за ней в погоню. Они ловят ее, отводят в дом матери жениха, преодолевая притворное сопротивление, и в течение пяти дней занимаются с ней любовью. После этого жених забирает ее и происходит свадьба.
Прочие обычаи
Дефлорация до достижения половой зрелости широко практикуется в Индии. У народа тода ее производит мужчина из соседнего племени, который проводит с девушкой ночь.
Еще недавно в Камбодже дефлорацию невесты во время свадебной церемонии осуществлял священнослужитель, пользуясь средним пальцем руки, смоченным в вине. После этого вино выпивалось членами семьи жениха.
Право первой ночи и растительная магия
Как уже должно быть ясно из прочитанного, ритуалы имеют обыкновение сочетаться друг с другом. Именно это и происходит в некоторых областях Восточной Африки, где племенные вожди традиционно обладают правом первой ночи.
Каждый год несколько молодых людей обязаны приводить своих невест к суверену. Тот держит их у себя в течение года, прежде чем вернуть женихам. Характерная особенность этого обычая заключается в том, что в течение всего периода пребывания в доме монарха его сожительницы почти не покидают наполненное зерном хранилище, и это придает ему черты классического растительного ритуала.
Дефлорация с молотка
В настоящее время ритуальная дефлорация все еще практикуется в Африке, однако наблюдается процесс ее коммерциализации. Иногда после обряда бракосочетания новоиспеченный супруг выставляет невинность своей жены на аукцион. Победитель торгов запирается с молодой женщиной в хижине, а муж ждет возле дверей.