Развитие генеалогии в РОССИИ.
Как известно, у восточных славян государственность началась с времён Киевской Руси. Первоначальной религией у восточных славян было язычество. Языческая религия славян в своём развитии пошла три стадии.
Первая, самая архаичная – принесение жертв вампирам и берегиням, злым и добрым духам природы.
Вторая стадия – поклонение божествам плодовитости - роженицам и богу плодородия РОДУ.
Третья стадия – предхристианская, государственное язычество - кровавый культ Перуна, бога грозы и войны, покровителя князей и их дружины.
На последней стадии в язычестве присутствуют две предыдущие стадии, но главенствующим в пантеоне богов является – ПЕРУН, но именно богу РОДу язычники приписывали возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен был сбрасывать с неба какие-то « груды». При дальнейшем рассмотрении выясняется, что это просто водяные капли, а, как всем известно, где есть вода там есть жизнь. РОД был не только богом плодородия, но и богом который осуществлял покровительство жившим людям. Для того чтобы умершие члены рода помогли живущим молитву приносили богу РОДУ.
Одним из первых вопросов к незнакомцу было: « Какого ты РОДУ-племени?».
В развитии отечественной генеалогии – это является первым этапом, когда родословная нужна была для того чтобы род был здоровый и имел многочисленное потомство, от этого зависела жизнь каждого члена рода.
В этот период родословные знания передавались в основном устным путём.
С появлением письменности и началом составления летописей появляются первые родословные записи( старейшая летопись «Повесть временных лет»-датируется 1113 годом). Заказчиками Летописей обычно являлись удельные князья, поэтому почти в каждой из них есть родословные записи различных княжеских ветвей рода Рюриковичей, а с появлением Литовского княжества и родословные записи Литовских князей – Гедиминовичей.
В Московском государстве 15-16 веках проходило становление нового класса служилых людей- дворян.
Для регулирования вопросов службы в Разрядном приказе, который ведал вопросами военной службы дворян, с 16 века стали собирать и составлять родословные записи на служилых людей. В 1555 году был составлен Государев родословец- первая официальная родословная книга дворян. В 1682 г., после отмены «местничества», при Разрядном приказе было создано специальное учреждение Палата родословных дел, которая стала заниматься сбором и проверкой семейных дворянских родословных документов. Результатом её деятельности стало составление родословной книги получившей название «Бархатной». В этой книги было записано около пятисот проверенных и утвержденных родословных росписей дворянских родов.
Родословные росписи использовались для разбора «местнических тяжб», поэтому для их составления привлекались лица влиятельные и авторитетные в тогдашнем государственном аппарате. Так Государев родословец составлен дьяком разрядного приказа Елизаром Цыплятевым, одним из крупных государственных деятелей 16 века. Бархатная книга подписана думными дьяками Е.И. Украинцев, В.Г. Семеновым и Д.Т.Полянским, а спорные вопросы при ее составлении решали бояре В.Д.Долгорукий и В.В.Голицын.
С начала 18 века до 1917 г. при Правительствующем Сенате существовала Герольдмейстерская контора, преобразованная затем в Департамент герольдии, в задачу которого входило: сбор материалов на представителей дворянства, выдача патентов на дворянство лицам заслужившим это право, составлением дворянских гербов, сбором материалов на личных дворян и почетных граждан( после того как эти сословные институты были узаконены) .
Российская генеалогия, таким образом, прошла тот же путь, что и западно-европейская от накопления информации и его практического применения к научному осмыслению этой информации и использования её в практических и научных целях.
Научная генеалогия стала развиваться в России с 18 века. .Рассуждения о целях этой науки и генеалогические данные содержатся в трудах В.Р.Татищева, Н.М.Карамзина, М.М.Щербатова и др. Они первыми осознали возможности, которые генеалогия открывала для изучения истории как нашей родины так и отдельных родов. Именно в ХУIII веке появились специальные генеалогические труды — «Известия о дворянах российских...» Г.Ф. Миллера и частично опубликованный « Родословный российский . словарь» М.Г Спиридонова. Эти работы не лишены недостатков, но ценность их состоит в том, что это были первые попытки генеалогических обобщений. Генеалогическую науку не обошёл вниманием и великий Ломоносов М.В. Им было написан и издан « Краткий Российский летописец с родословием» в типографии Академии наук в 1760 году.
В первой половине ХIХ века появились труды П.В,Хавского и М.С.Гастева. Первых вплотную занялся разработкой методики составления родословных и определил основные линии родства, разработал научную систему для составления родословий. Второй продолжил разработку теоретических основ генеалогии и в первые назван ее вспомогательной исторической наукой.
Дальнейшие развитие отечественной генеалогии связаны с появлением и составлением родословных книг как об отдельных губернских собраниях так и книг обобщающих, общероссийских, таких как «Российская родословная книга» П.В.Долгорукова и аналогичное ей справочное издание А.Б.Лобанова-Ростовского , а также родословная книга под редакцией И.И.Руммеля и В.В.Голубцова.
Новое слово в генеалогии было сказано Л.М.Савеловым. Его не случайно считают одним из отцов русской научной генеалогии. Интерес Савелова к генеалогии начался, как у многих, с занятий по истории своей семьи. В 9О годы ХIХ века он занимался в различных архивах г. Москвы, г. Воронежа, г. Ростова на Дону, г. Тулы и т.п. Им были исследованы архивные фонды архива Министерства иностранных дел Российской империи, архива Правительствующего Сената, многие частные архивы. Много было написано работ по генеалогии воронежского, тульского и донского дворянства. В 1905 году Л.М.Савеловым, совместно с другими генеалогами, было организовано Историко-родословное общество в Москве, которое стало проводить генеалогические исследования и пропагандировать эти знания в России. Общество просуществовало до 1921 года. В период Гражданской войны, ученый эмигрировал из России, но вплоть до своей смерти он продолжал заниматься генеалогическими исследованиями, издавая за границей генеалогический журнал «Новик», сначала в Греции и Франции, а за тем в США. Этот журнал издавался до 1957 года. Заслуга Л.М.Савелова состоит ещё и в том, что он изложил свое понимание целей и задач генеалогии, дал классификацию источников по генеалогии русского дворянства, творчески переработав западно-европейские методики. Важным событием стало издание Л.М. Савеловым «Лекций по русской генеалогии». Лекции были переизданы в последнее время. Они являются до сих пор самым полным справочником по Российской дворянской генеалогии.
Новым этапом развития отечественной генеалогии стало возникновение генеалогических обществ. Выше было названо Историко - родословное общество в Москве, но еще раньше — в январе 1897 г. — появилось Русское генеалогическое общество в С-Петербурге. Его организатором и деятельным членом стал Н.П.Лихачев. Общества имели свои печатные издания: в Москве издавалась «Летопись Историко-родословного общества в Москве», а в С -Петербурге «Известия Русского генеалогического общества». В качестве основных целей и задач этих обществ был сбор и изучение материалов по: генеалогии, геральдике, поиск и издание семейных архивов, проведение генеалогических исследований и т. п.
После Октябрьской революции 1917 г. в развитии генеалогии произошли большие изменения- дворянской генеалогией практически перестали заниматься, а генеалогией податного сословия ( крестьян, рабочих, купцов и других) не занимались вообще. Только малое число историков использовали генеалогические исследования исключительно в узко научных целях.
В этот период генеалогические методы стали инструментом для историков, которые занимались изучением процессов проходивших в 15-17 веках в нашей стране. В это время научное развитие генеалогии разрабатывал в своих научных трудах С.Б.Веселовский. Он исследовал процессы складывания класса русского дворянства в 15- 17 веках и активно использовал методы генеалогического исследования для выявления общих тенденций в историческом процессе. Кроме этого им было издан «Омастикон»- справочник по российским именам и прозвищам. Так же можно вспомнить о трудах другого крупного исследователя отечественной истории периода феодализма А.А.Зимина. Он изучал формирование боярской аристократии, государственного аппарата в ХУ — ХУI веках. Активно методы генеалогического поиска применял в своем творчестве И.А.Андронников. Его работы по исследованию творчества М.Ю.Лермонтова были бы не возможны без применения генеалогических исследований и разысканий по различным родам.
Активно использовать методики генеалогических исследований стали в последней четверти 20 века. В настоящее время многие ученые применяют отдельные методы генеалогических исследований в своих работах. Так, В.Т.Пашуто изучая историю родословных связей великих князей литовских в Русском государстве в ХУ —начале ХУ века применял генеалогический метод, В.Б.Кобрин исследовал состав опричного двора Ивана Грозного тоже использовал его. М.В.Нечкина изучала родственные связи декабристов, академик Янин в своих исследованиях по дворянству Новгородской земли широко использует методы генеалогического исследования.
Методы генеалогии стали проникать и в исторические исследования связанные с изучением процессов происходящих в среде податных сословий. В досоветском периоде развития генеалогии были отдельные работы по составлению родословных крестьян и купцов, но все же методика таких исследований не была разработана. Это объясняется рядом причин. Прежде всего отсутствием интереса к подобным работам в исторической науке и недостаточно разработанной источниковедческой базы.
Известным и призванным автором работ по генеалогии купечества является А.И.Аксенов. Им исследована генеалогия как Московского купечества, так и купечества Московского уезда. Исследование показало тесную связь между брачной политикой купечества и из экономических интересах в сохранении и приумножении капиталов.
Характеризуя состояние крестьянской генеалогии, следует отметить, что общих исчерпывающих работ на данных момент нет. Есть отдельные работы, ограниченные или территориально, или хронологически, или биографически, или источниковедчески. Источниковедческая база подобных исследований ограничена в основном ученые вынуждены использовать косвенные источники. Это во многом объясняет слабую изученность проблемы. Имеются любопытные работы В.А.Александрова и М.М.Громыко по генеалогии крестьянства Сибири, М.Ф.Прохорова по материалам одной вотчины и др.
Все вышесказанное можно отнести к генеалогии рабочего класса, поэтому работ таких очень мало. В качестве примера можно привести работу Л.Н.Семеновой, которая рассмотрела генеалогию мастеровых петербургских казенных заводов 18-19 века. В последнее время составлением родословных занялись в Уральском генеалогическом обществе.
Появились работы по генеалогии чиновничества, офицерства и других категорий населения.
Много пробелов в изучении генеалогии советского и постсоветского периода. Как ни странно, и здесь мы встречаем проблему обеспечения источниками. Многие документы погибли во время войн, были сознательно уничтожены в годы сталинских репрессий. Люди сознательно замалчивали свое происхождение. Все это, безусловно, создаёт большие трудности перед генеалогами.
В настоящее время нет генеалогических работ по партийной, советской, военной, культурной, научной элиты как СССР, так и теперешних стран СНГ.
С началом «перестройки» в 1990 г.возродилась деятельность «Историко-родословного общества в Москве» ( ИРО). Им было восстановлено издания «Летописей». В настоящее время действуют в разных городах России отделения этого общества.
Вторым генеалогическим обществом, восстановившим в мае 1991 г. свою работу, стало Российское генеалогическое общество, которое с 1994 г. продолжило издание «Известий Русского генеалогического общества».
Кроме этих обществ действуют Историко-генеалогические общества в городах: Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Иркутске, Томске, Красноярске и в других. В 2001 году часть генеалогических обществ объединилась в Российскую генеалогическую федерацию.
Главной целью этих обществ является :
· расширение генеалогических исследований и привлечение к ним как можно большего числа людей ;
· изучение истории своей семьи, а через это истории своей родины и воспитание патриотизма у молодого поколения;
· сохранению семейных архивов, документов, традиций;