Указать на отличие догматического учения Церкви от основных ересей;
5. Указать на отличия догматов от богословских мнений,четко указав при этом те разделы православного вероучения, где возможна свобода богословских мнений;
Учесть основные достижения современной православной догматической мысли.
6. Что такое «догматы»?
Под догматами следует понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.
ДОГМАТ-- от греческого глагола δοκέω (думать, считать, полагать- некое «положение»)—это теологическая Богооткровенная Истина, формулируемая и преподаваемая Церковью, как непререкаемое и обязательное для всех верующих ПРАВИЛО ВЕРЫ!
7. Какие свойства догматов вы знаете?
· Теологичность («вероучительность»). Это свойство догматов по содержанию.
· Богооткровенность, которая есть свойство догматов по способу их получения
· Церковность – есть свойство догматов по способу их существования.
· Законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов — это обязанность всех членов Церкви
8. Чем богословское мнение отличается от догмата?
Богословское мнение- θεολογούμενον- теологумен- суждение по вероучительным вопросам, высказанное богословом (или группой) или каким-либо церковным органом ( в т.ч. Собором), не получившее Общецерковного признания, в отличие от богословского мнения, догматы – это исключительно вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.
9. Почему святые высказывали ошибочные богословские мнения?
Иногда ложные мнения, высказываемые тем или иным отцом Церкви, являютсяне продуктом его собственной богословской работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь авторитетного учителя прошлого.
10. Что такое «ересь»?
Ересь – означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем – выделение из состава церкви нового общества.
11. Каковы причины возникновения ересей?
1.Возникновение ересей начинается, как правило, с отделения некоторой группы лиц от кафолической церковной традиции и противопоставления догматическому Преданию Церкви какого-нибудь частного богословского мнения, которое вырывается из общего догматического контекста и абсолютизируется. По своей сути ересь всегда есть предпочтение части истины целостному церковному учению.
2.Ересь – есть желание рационально растолковать то или иное догматическое мнение.
3. Изобретение ересей и приверженность еретическим учениям является выражением некоторого искажения духовной жизни, подверженности греховным страстям.
12. Что утверждали адогматисты?
Адогматисты отвергали догматы веры или во имя нравственности (Кант, 1724-1804), или же во имя религиозного чувства и настроения (Шлейермахер, 1768-1834). Они полагали, что религия должна основываться не на догматах, а исключительно на нравственности или нравственном чувстве.
13. Какова связь между догматами и нравственностью?
Нравственность человека тесно связана с его догматич. сознанием. Без веры невозможна устойчивая нравственность.
Повреждение догматич. сознания часто приводит к повреждению в области нравств. жизни. Верно и обратное, порочность нравств. жизни ведет к омрачению и искажению догматич. умозрения.
14. В чем различие понимания догматического развития в Западной и Восточной Церквях?
Западное понимание: теория «догматического развития», автором которой является католический богослов кардинал Джон Генри Ньюмен (1801—1890 гг.)… рассматривал Откровение как развивающуюся христианскую «идею». Через выявление и формулирование новых догматов в Церкви возможно появление совершенно нового знания о вероучительных истинах.
Православный взгляд: Истина раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана в Откровении, её более точное выражение в слове и есть собственно работа богослова. Работа богослова – совершенствование догматической формулы.
15. Каково соотношение между догматом и догматической формулой?
Догмат — это сама Богооткровенная истина, которая содержится в догмате, а Догматическая формула — это словесное выражение вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы в могут изменяться.