Теория эволюции – против православного догматического учения о свойствах Божиих

Мы убедились в том, что ни для творения мiра, ни для промысла о нем Бог не нуждается в механизме эволюции, и поэтому нет никаких оснований считать, что Он использовал эволюцию как Свое «подручное средство». Более того, попытки иных богословов навязать Создателю эволюционный способ воздействия на мiр встречают серьезные возражения со стороны православного догматического вероучения. Сергей Буфеев [166] обратил внимание на то, что теория эволюции по сути лишает Бога – Творца и Промыслителя – практически всех катафатических свойств (то есть положительных присущих качеств), которые церковное вероучение определяет как принадлежность Всевышнего.

Представим более подробное обоснование несовместимости эволюционистского мiровоззрения с православным догматическим богословием, воспользовавшись семинарским учебником «Догматического богословия» [3]. Рассмотрим последовательно все указанные там катафатические свойства Божии и убедимся в том, что эти свойства никак не могут принадлежать богу эволюционистов, который «творил» мiр и «управляет» им при помощи эволюции.

Премудрость и разум

Церковь ежедневно воспевает псалом царя Давида: Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся Премудростию сотворил еси (Пс.103, 24) и хранит слова его сына мудрейшего Соломона, сказанные о Божией Премудрости: Досязает же от конца даже до конца крепко и управляет вся благо (Прем. 8, 1). Таким образом и творение, и промысл о мiре представляют собой действия Божии, которые не могут быть описаны и поняты человеческим умом.

Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим. 11, 34).

Никтоже доволен исповести дел Его (Сир.18, 2).

Качествам премудрости, гармонии, изящества и красоты, приличествующим Богу в Его проявлениях по отношению к творению, эволюционизм противопоставляет стихийность, случайность, неопределенность, безобразие и уродство, неизбежно сопутствующие «несовершенным» творениям до их окончательного формирования в течение длительного эволюционного процесса.

Православная Церковь учит, что поскольку в Боге суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3), то изначально премудро и совершенно было поэтому устроено Божие творение: И виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31). Ни хаоса, ни смерти, ни напрасных вещей Божия Премудрость совершить не могла. Всяка премудрость от Бога и с Ним есть во век (Сир.1, 1).

Учение эволюционизма, в противоположность этому, отрицает изначальное разумное и совершенное качество творения, объявляя тем самым Бога неспособным проявить Свою Премудрость.

Лишая Бога атрибута Премудрости, эволюционизм лишает и человека возможности просветить и обожить свой ум, в соответствии со сказанным: блажен человек, иже обрете Премудрость, и смертен иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища (Притч. 3, 13–14).

Всеведение

Ничто не сокрыто от всевидящего ока Божия: и несть тварь неявленна пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 13). Бог Сам поднебесную всю надзирает, ведый яже на земли, вся яже сотвори, ветров вес и воде меру егда сотворил, тако видяй сочте (Иов. 28, 24–26).

Эволюционизм отрицает всеведение Бога, когда уподобляет Его лабораторному экспериментатору, творящему по-человечески, – по ограниченной модельной схеме, методом проб и ошибок, от простого к сложному, исправлением неудачных опытов. Какой бы ни была «направленной» или «телеологической» эволюция, в ней властвует слепой случай, нецелесообразность и непредсказуемость, множество переходных и промежуточных форм. В эволюции неизбежно возникают «тупиковые ветви». Странно и нечестиво было бы обвинять Всеведущего Творца в их преднамеренном создании. Эволюционист никогда не обратится ко Всевышнему с молитвой: Боже вечный и сокровенных Ведателю сведый вся прежде бытия их... (Дан. 13, 42).

Всеведение Божие при творении подразумевает отсутствие лишних и напрасных деяний. Эволюционный способ «творения» изобилует подобными неожиданными для самого Творца поворотами. Пусть смеющие так думать о Боге услышат слово библейское: Не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших, яко Бог разумов Господь (в синодальном русском переводе – ибо Господь есть Бог ведения), и Бог уготовляяй начинания Своя (в синодальном тексте – и дела у него взвешены) (1 Цар. 2, 3)!

Очевидно, что умаление эволюционистами Божьего всеведения создает человеку препятствия для приобщения к Истине. Истинное знание следует почерпывать от Всеведущего Бога, приобщаясь к Его Откровению, а не утверждать под видом истины свое безблагодатное относительное знание: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и разумеете Истину, и Истина свободит Вы (Ин. 8, 31-32).

Всемогущество

Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий (по-еврейски эль шаддай) (Быт.17, 1). Этим священным Именем Исаак благословил Иакова: Бог же Всемогущий (^ «*) да благословит тебя (Быт. 28, 3).

В православной традиции Бог всегда именовался Всемогущим и Вседержителем.

Эволюционизм умаляет Божие всемогущество, лишая Господа возможности создать мiр за шесть дней. То, что трудно и непосильно осуществить за одну седмицу, при помощи эволюции «удается» исполнить за миллиарды лет. Отрицая церковное Предание, и искажая смысл Священного Писания, эволюционисты навязывают Богу эволюционный способ «творения» и заставляют вписываться в человеческие рамки и сроки. Бог оказывается не всесилен сотворить мiр так, как Он поведал об этом в Откровении пророку Моисею.

Но Православная Церковь воспринимает это совершенно иначе.

Бог же наш на небеси и на земли вся елика восхоте сотвори (Пс.113, 11).

Той рече, и быша, Той повеле, и создашася (Пс.32, 9).

Святитель Иоанн Златоуст: «Не измеряй силы Божией по своим соображениям, как слабый человек. Не думай, что Бог может сделать только то, что ты можешь помыслить. Если Он может сделать только то, что я мыслю, то я смело могу сказать, что Бог гораздо меньше мысли, потому что моя мысль Его измерила. Но Он превосходит мысль и побеждает разум; неизследим Творец, и непостижимы дела» [55, с. 762].

Иеромонах Серафим (Роуз) писал: «”Бог“ христианской эволюции – это такой бог, “которого недостаточно для выполнения всей работы”; и самая причина, почему было изобретено эволюционное учение, заключалась в том, чтобы объяснить вселенную, исходя из того, что либо Бог не существует, либо Он не способен создать мiр или привести его в бытие в шесть дней одним Своим словом. Никогда бы не помыслили об эволюции люди, верующие в Бога, Которому поклоняются православные христиане» [120, с. 507].

Отвергая Бога как Всемогущего Владыку, эволюционизм вовсе не возвышает, как думают некоторые, человека, но на самом деле лишает его истинной царской власти, которой Адам был изначально удостоен Вседержителем: человек обладал рыбами морскими, и зверми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (Быт. 1, 28).

Святость

Святость – отличительное свойство Бога. В Библии Господь неоднократно указывал на этот Свой атрибут: яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш (Лев. 19, 2; Лев. 20, 26). Святость Божию засвидетельствовал на земле псалмопевец Давид: свят Господь Бог наш (Пс. 98, 9), а на небе – ангелы: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3).

Эволюционизм же приписывает Богу такие качества, которые совершенно не приличествует относить к существу святому.

Во-первых – качество несовершенства, поскольку признается несовершенным первоначальное творение, требующее эволюционного улучшения и исправления. Не может почитаться действительно святым такое существо, которое производит «Большой взрыв» и последующие хаотические и лишенные всякой гармонии действия.

Во-вторых – эволюционизм приписывает Богу причастность ко греху и смерти. Это фактически так, поскольку если считать, что грех и смерть вошли в мiр не по вине Адама, то неизбежно придется признать, что грех и смерть в мiре изначальны, то есть установлены Богом. Но тогда Творец оказывается причастным ко греху как создатель смерти, что является хулой на Создателя.

Лишая святости Творца, эволюционизм лишает святости и сотворенного по образу и подобию Его человека.

Святитель Феофан Затворник:«Когда мы характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина (включая и неодарвинизм – свящ. К. Б.) падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но тем паче, как происходил он яко духовное лицо в животном теле с его животной жизнью и душою» [142, с. 261].

Эволюционизм, лишая истинной святости Бога, фактически обессмысливает и призыв к святости человека: По звавшему вы Святому и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Петр. 1, 15–16).

Согласно концепции эволюционизма, Бог растворяется в стихиях и законах мiра, а человек – в своих звериных страстях и инстинктах. Человек, не имеющий духовной жизни и отвергающий в себе проявление духа, теряет его и действительно во всем становится подобным зверю. Примечательно, что антихрист, человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Сол. 2, 4), завоюет себе поклонение людей, по Откровению Св. Иоанна Богослова, в образе зверя: И чудися вся земля вслед зверя, и поклонишася змию, иже даде область зверю, и поклонишася зверю, глаголюще: кто подобен зверю и кто может ратоватися с ним? (Апок.13, 3–4).

Теория эволюции, уподобляющая человека зверю, уже завоевала поклонение людей и стала, таким образом, научной разновидностью языческого культа животного начала – тотема. Провозглашая животное происхождение человека, научный тотемизмне содержит в себе категории греха, а, следовательно, не может признавать и Спасителя от греха.

Преподобный Иустин (Попович):«В этом земном мiре “эволюции” все естественно, нет места греху. Поэтому и излишне говорить о Спасителе и спасении от греха. В конечном счете все естественно: и грех, и зло, и смерть. Ибо если все приходит к человеку и дается ему через эволюцию, тогда что нужно спасать в нем, поскольку нет в нем ничего бессмертного и непреходящего, а все это от земли, земное, земляное и как таковое – преходящее, тлеющее, смертное. В таком мiре “эволюции” нет места и Церкви, которая есть Тело Богочеловека Христа. Та теология, которая свою антропологию основывает на теории “научной” эволюции, есть не что иное, как противоречие в определении. На самом деле, это теология без Бога и антропология без человека. Если человек – не бессмертная, вечная и богочеловеческая икона Божия, тогда все теологии и антропологии не суть иное что, как трагические бессмыслицы» [63, с. 187–188].

Правда

Праведность является неотъемлемым атрибутом Божиим. Яко праведен Господь и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10, 7).

Бог верен, и несть неправды в Нем: праведен и преподобен Господь (Втор. 32, 4).

Верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 144, 13).

Право слово Господне (Пс. 32, 4).

В Песни Песней говорится к чистому сердцу: Правость возлюби тя (Песн. 1, 3).

Эволюционизм отказывает Богу в совершенной истинности и верности, заставляя либо отвергать Священное Писание, либо считать, что описанное боговидцем Моисеем в книге Бытия творение мiра, жизни и человека не есть историческая правда, но лишь некоторое иносказательное повествование, требующее еще дополнительного осмысления.

Но Святые Отцы считали, что невозможно солгати Богу (Евр. 6, 8), и потому воспринимали Шестоднев не по-эволюционистски, то есть не аллегорически, а «как написано».

Святитель Василий Великий:«Я слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот – все чем названо, за то и принимаю. Не стыжуся бо благовествованием (Рим. 1, 16)» [19, с. 158].

Святитель Иоанн Златоуст:«Не верить содержащемуся в Божественном Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело» [цит. по 166, с. 260].

Стояние Святых Отцов в Истине буквального понимания библейского Шестоднева обусловлено их верой в правдивость Божественного Откровения. И напротив, желание эволюционистов переосмыслить традиционно воспринимаемый текст Священного Писания свидетельствует об отсутствии у них веры в истину Слова Божия. Упование на свой ум приводит эволюционистов к гонке за новыми и новыми псевдонаучными теориями и концепциями. Отрицание правды Божией, содержащейся в Библии и Предании Церкви делает научный поиск эволюционистов ненасытным. На Святых же Отцах и всех смиренно принимающих Божественное Откровение сбывается Слово Христово: Блажени алчущие и жаждущие Правды, яко тии насытятся (Мф. 5, 6).

Любовь и всеблагость

Святитель Григорий Богослов писал:«Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш любы есть (1 Ин. 4, 8) и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени» [24, Т. 1, с. 338].

Бог через Евангелие обращается к нам: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих Вы (Ин.15, 12).

Эволюционизм не признает того, что Бог по своей благости и преизбытку любви создал мiр, в котором не было смерти и тления. Благому Творцу эволюционисты приписывают создание мiра, в котором царят смерть, плотоядение и хищничество. С точки зрения эволюционистов, смерть не считается следствием грехопадения, нарушения Закона Любви и Послушания, разладом и порчей первоначального совершенства – но, напротив, смерть и «естественный отбор» признаются жестоким и необходимым условием формирования биологических видов, обязательной данью эволюционирующей природы, обеспечивающей ее развитие.

Но, как учит Церковь, Бог смерти не сотвори (Прем. 1, 13), и по Своей любви Бог не привнес в мiр, ни греха, ни изъяна, ни порока, ни болезни, ни страданий, ни мучений, ни тления. Все это вошло в мiр после грехопадения Адама, когда через нарушение Божией заповеди о невкушении с древа Познания добра и зла праотец попал под законное прещение: в оньже аще день снесте от него смертию умрете (Быт. 2, 17).

Церковь признает подобающим и справедливым благодарение Богу, приносимое всей тварью за благость и любовь Милостивого Владыки к Своему созданию: Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки... Благословите, кити и вся движущаяся в водах, Господа, пойте и превозносите его во веки. Благословите, вся птицы небесныя, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, зверие и вси скоти, Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 78–81).

С эволюционистской точки зрения, существование всякой твари прагматично и утилитарно, оправдано прежде всего тем, что она является очередной «ступенью» эволюции. Умаление эволюционистами Божественной Любви приводит, как следствие, и к принижению человеческого призвания и предназначения. Человек, созданный в ходе эволюционного преобразования вселенной из амебы, неизбежно лишается при таком взгляде и высокой небесной цели своего существования. Без любви созданный человек получает в этом, не знающем Божией Любви мiре, не слишком высокое предназначение. Да и можно ли всерьез говорить о действительно божественном предназначении и призвании тех, кто появился эволюционным путем? Для последовательного эволюциониста непостижим упомянутый Иисусом Христом в беседе с фарисеями (Ин. 10, 34) стих из псалма: Аз рех бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Несомненно, что отрицание эволюционистами Божественной Любви умаляет и достоинство человека, созданного Всеблагим Господом по Своему образу и подобию.

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И
ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Если Вы изучите объективно все ископаемые свидетельства в пользу «эволюции человека», то я думаю, Вы обнаружите, что убедительных или хоть сколько-нибудь разумных доказательств этой «эволюции» нет. Считается, что они есть, потому что люди хотят в это верить; они веруют в философию, которая требует, чтобы человек произошел от обезьяноподобных тварей.

Иеромонах Серафим (Роуз) [120, с. 496]

Наши рекомендации