Лекция № 6 по истории средних веков
От 11 октября 2005 года
…сыграло в судьбах Западной Европы примерно такое же значение как Куликовская битва в судьбах восточной Европы. Именно после Леха, с середины X века кочевые вторжения на запад прекращаются, именно после Леха Западная Европа смогла вздохнуть с облегчением. _______ская воля 955 год, это триумф не только германского оружия, это триумф всей христианской цивилизации.
Венгры после _______нской катастрофы оседают у себя в Паннонии, здесь они занимаются скотоводством и спустя 50 лет, в начале XI века принимают крещение в правление святого Стефана.
Для Германии и прежде всего для саксонского дома победа на берегах Леха это не просто умножение военной харизмы и военной доблести предводителя, в данном случае короля Оттона, это и реальный шанс сплотить вокруг своего престола несколько десятков самых именитых и самых могущественных родов королевства.
Что сделает Оттон внутри своего королевства? Каковы были аспекты преемственности по отношению к отцу Генриху Птицелову?
Оттон также как и отец добывал славу на войне, и битва на Лехе свидетельствует об этом. Впрочем, борьба с азиатскими вторжениями не исчерпывает его направленности. Спустя несколько лет он обращается на север, и здесь на берегах Эльбы он пытается расширить христианскую зону контроля, пытается присоединить земли язычников к славянам.
Битва у местечка Реп(г)ница (?) в Бранденбурге дает немцам практически безраздельный контроль к востоку от Эльбы.
Вслед за уничтожением славянских языческих капищ, здесь возводятся кафедральные церкви и здесь, к востоку от Эльбы, немецкое христианское королевство получает в середине X века первый опорный пункт – городище, и позже кафедральный город, резиденция местных епископов Бранденбург.
Городок и крепость, построенная и возведенная на месте славянского поселения Бранибор, немцы переиначивают его на свой лад Бранденбург. Будет получена точка опоры для распространения христианской миссии еще дальше на восток в земли лужицких сербов и в земли висленских полян, предков нынешних поляков.
Второе детище Оттона это несомненно основание архиепископства Магдебург, также на берегах Эльбы.
За Магдебургом будет закреплено право выступать главным миссионерским центром для земель практически всей Восточной Европы. Чуть позже, спустя 50 лет, на территории Польши возникнут дочерние по отношению к Магдебургу епископства. Главным из них станет Гнезно (Гнёзно). Итак, Оттон расширяет не только пределы немецкого королевства, не только умножает собственную славу, он несомненно выступает защитником христианской церкви. Немецкий католический клир, немецкая церковь не просто окрепнет при Оттоне, но и будет фактически руководиться королем. Один очень важный момент будет использован Оттоном – до римского папы далеко и ждать каких-то правовых регламентаций из Рима очень хлопотно и долго. До короля – близко, поэтому немецкие епископы и немецкие аббаты стремятся получить духовный сан непосредственно из рук короля. Немецкий король выступает посредником между Римом и собственной церковью. Немецкий король принимает на себя функции главы церкви, он сам назначает на вакантные епископские должности, он сам фактически осуществляет рукоположение в сан, и сам формирует костяк немецкого духовенства. Это важнейший момент, который позволит не только саксонскому дому, но и наследникам, прежде всего салическим императорам, использовать церковь в качестве очень важного и существенного рычага контроля в германских землях. Почему? Вполне понятно. Церковь обладает универсальной структурой, и не важно где она находится: в Испании, Италии, Франции, Германии. Это структура общая, она интеррегиональная, интернациональная. Используя одну часть этой структуры, можно надеяться на признание в Риме, можно надеяться встать вровень с Римом.
Папа не упустил возможности поблагодарить Оттона. Уже в 951 году Оттон с довольно блестящей свитой в окружении своих саксонских и франконских родственников перебирается через Альпы, он гостит в северной Италии, и здесь местное духовенство выказывает ему почести не меньше, чем римскому папе. Итоговый аккорд прозвучит несколько лет спустя, в 962 году, когда Оттон вторично, теперь уже специально по приглашению римского папы вступает в Вечный город (Рим), и здесь в феврале 962 года венчается диадемой старых римских императоров.
В Сретение 962 года, большой церковный праздник, в базилике святого Петра в Риме, папа Иоанн XII венчает Оттона короной римских императоров.
Это очень важная дата.
В благодарность за важные услуги, оказанные на ниве защиты христианской церкви, папа фактически восстанавливает имперский титул в Европе. С 962 года империя восстановлена. Мы имеем дело с возрождением империи, с тем, что в латинских хрониках тех лет прозвучит как «обновление империи». Что это за империя? Какова ее суть? Каково ее пространство? Как мы можем относиться к этому детищу с точки зрения X века? Эта империя спустя 200 лет украсится в титулатуре еще одним термином, предикатом «Священная империя», а с XV века она обрастет дополнительными определителями и общий титул будет звучать так: император священной Римской империи германской нации.
На что указывает сам феномен восстановления империи? Прежде всего на то, что имперская идея на западе фактически никогда не угасала. Со времен святого Константина, со времен последних римских христианских императоров, идея империи всегда обнаруживала живучесть. Она обнаруживала поддержку в трудах христианских богословов того времени, всегда обретала некую плоть в рассуждениях отцов церкви, в рассуждениях хронистов.
Эта Римская христианская империя будет воспроизведена в 800 году усилиями Каролингов. А вот теперь спустя еще 150 лет, в 962 году Оттон еще раз восстановит империю. Что подразумевалось? Конечно же подразумевался тот самый сон пророка Даниила, который был истолкован Навахудоносором в Ветхом Завете, согласно которому есть 4-я империя, а пятой не бывать. Четвертая империя просуществует до конца времен, до Апокалипсиса. Это будет единственное прибежище истинно верующих. Стало быть, империя в сознании средневекового запада это главная форма организации всех христианских народов, всех христиан, которые собрались вокруг святой римской церкви.
Император по идее старше других монархов запада, он глава христианского мира по светской части, он защищает церковь, в то время как папе принадлежат бразды духовной власти. Эта идея была очень понятна людям X века, конечно в большей степени интеллектуальной элите, нежели мирянам. Но в любом случае эта идея просуществует фактически до конца средних веков.
С 962 года и по 1806 год в Европе будет существовать причудливая конфигурация земель, забранная под общей рубрикой «Священная Римская империя». Только наполеоновские войны и тройное поражение Австрии и короны Габсбургов на полях Аустерлица в 1805 году, фактически разрушит эту конструкцию.
1000 лет европейского Средневековья, 1000 лет универсальной имперской конструкции. Что дала эта империя? Что могла потенциально дать эта универсальная имперская конструкция для немецкой короны?
Положительные моменты:
Аспект 1. Обладание имперским титулом это соответственно обладание фактически формальным старшинством в европейской монархической пирамиде. Глава империи по сути дела – глава всех европейских монархов. Император – старший чин в монархическом консорциуме, в монархическом сообществе запада. Из этого можно извлечь прямые выгоды. Например, участвовать в качестве третейского судьи во время бесчисленных склок между соседями, выступая в качестве старшей, третей и примиряющей силы.
Аспект 2. Император Священной Римской империи – помазанник божий, он старший из этих помазанников, соответственно он член церкви. А как член церкви он ближе всего находится к подножию святого Петра, он рядом с папой. Быть рядом с папой и участвовать в жизни апостольской церкви, причем непосредственным образом – это тоже очень важно. Императоры получают возможность влиять на римскую курию, на расстановку сил в римской курии, и в том числе оказывать влияние на исход папских выборов.
Начиная с февраля 962 года и по первую четверть XI века на апостольском престоле сменилось фактически 2 дюжины римских пап. Из этих двух дюжин больше половины были прямые предки императора. На правах главного защитника церкви и на правах фактически патрона всего громадного имперского и немецкого клира. Оттон и его наследники получают возможность де-факто вмешиваться в дела римской курии. Они до некоторой степени контролируют ситуацию на вершинах апостольской иерархии, на вершинах латинской церкви.
Выгода 3. Немецкие короли теперь в качестве императоров Священной римской империи оказываются на итальянской почве, они вынуждены постоянно присутствовать в северной Италии дабы помогать папе. И за счет этого они формируют своих людей среди северо-итальянской элиты. Наряду с немецкими кланами, родами, Оттон и его наследники формируют костяк своих родов в северной Италии. Это прежде всего огромные скопища мелкопоместных династов, князей, которых скопилось к тому времени довольно много в северной Италии. Частые междоусобицы, очень раздробленный владетельный массив содействует этому. Итак, Италия и Германия с X века обе эти территории фактически образуют единое имперское целое. Еще раз подчеркну: географическое отличие очевидное от Франкской и Каролингской империи. У франков это западная оконечность континента, это Франция и Италия. Теперь конфигурация изменилась. Теперь Германия, Заальпийские земли и плюс Италия.
Но это никак не влияло на мироощущение и на сознание в обществе X-XI веков, даже сам факт наличия империи.
Что было отрицательного?
Здесь мы прежде всего должны донести то тревожное обстоятельство, которое наметилось уже при ближайших преемниках Оттона, а именно рассасывание сил. Теперь у Оттона и его наследников не было возможности целиком и полностью сосредотачиваться на германских проблемах, они вынуждены были распылять свои силы в борьбе за Италию, пытались постоянно поддерживать свое коронное присутствие в северной Италии, в Ломбардии и Папской области. Это плохо. Чем чаще отсутствуешь в Германии, тем больше шансов, что тебя забудут. Тем больше шансов, что среди десятков крупных владетельных родов в Германии появится один, который сам выдвинет свою кандидатуру и объявит себя харизматичным лидером, вокруг которого соберутся фаланги родственников.
Не случайно, что немецкие историки XIX века именно в этом будут упрекать Оттона, салийцев, Штауфанов – в отсутствии целостности внешнеполитического курса. Вместо того, чтобы заняться Германией, они предпочли проливать кровь за Италию.
Последствие № 2. Термин Империя и факт восстановления Империи не меняло сути. Немецкий король, он же император Священной Римской империи, мог сплачивать вокруг себя вассалов, подданных, используя традиционные механизмы. Это война, военная победа и династические альянсы. Прежде всего внутриклановые династические альянсы, способные создать мощные ряды союзников.
________ предстояла сплошная борьба как в Германии, так и в Италии. Свое имперское я, свой королевский статус предстояло все время доказывать в бесчисленных смутах, бесчисленных междоусобицах как в землях Германии, так и в землях Ломбардии, Савойи, Италии, в тех землях, которые по ленному праву относились к имперской колонии.
Последствие № 3 – роковое. Немецкие короли, красуясь в имперском облачении, давали понять своим подданным, своему окружению, что они одновременно и главы немецкого клира, немецкого духовенства. Все это так. И пока был жив Оттон, авторитет Оттона, авторитет ближайших преемников, все это действительно было так. Но церковь обладает универсальными структурами, следовательно центр церковной власти покоился не в Германии, и даже не в империи, а в Риме.
Немецкие короли могли распоряжаться собственной церковью, собственным церковным имуществом до тех пор, пока слаб был Рим, слабы были римские папы. Как только начнется новое пробуждение религиозной жизни в Риме, как только папы почувствуют себя в силах восстановить прежний авторитет и потеснить авторитет императора, немецкий клир рисковал быть выбит из рук германского императора в качестве инструмента власти.
X век. Римская курия испытывает много проблем. Главная проблема это постоянные столкновения среди римской знати, среди римского дворянства, отдельные кланы которого боролись за обладание апостольским престолом. В течение X века порядка 30 понтификов, все они ставленники местных римских дворянских родов. В таких условиях авторитет папы может считаться в известной степени подорванным. Тем более, что до Германии далеко, а контролировать немецкий клир далеко за Альпами очень сложно. Поэтому вакуум авторитета папской власти восполняется авторитетом власти императора – немецкого короля. Он контролирует церковь в Германии, он фактически использует негласно право рукоположения в сан, и раздачи вакантных должностей у себя в Германии епископам, аббатам. Все это будет продолжаться до тех пор, пока папы слабы. Иными словами, императоры связались с той структурой, которая была по большому счету бессмертна, это базовая структура западной цивилизации, это универсальная латинская церковь.
Как только папы сумеют преодолеть этот упадок, эту черную полосу в своей истории, в XI в. наступит реванш апостольского авторитета и папской власти.
Иными словами, то, что пытались создать Оттоны и их наследники, это своеобразный симбиоз церковного и светского авторитета, то, что некоторые историки обозначают термином цезаре-папизм. Это тогда, когда руководство христианским обществом де-факто принадлежит фактически одному лицу, императору Священной Римской империи, этот император – полновластный властитель с точки зрения своего светского статуса. Но одновременно с этим он первый защитник церкви. И на правах первого защитника церкви он имеет право распоряжаться судьбами самой церкви от имени римского папы.
Такой своеобразный синтез обнаруживается в Европе, в западной цивилизации в X веке.
А в чем непосредственно выражалось главенство императора по отношению к церкви? В том, что он узурпировал права духовной инвеституры. Была инвеститура духовная и инвеститура светская. Императоры, начиная с Оттона, довольно лихо пользовались этими прерогативами, и ничуть не стесняясь мнения и голоса апостольского престола, рукополагают и даруют символы власти епископам и аббатам, тем самым образуя вокруг себя сплоченные ряды верных союзников.
По смерти Оттона два его ближайших преемника Оттон II и Оттон III в 980-90-е годы X века будут тратить все свои силы и все запасы, накопленные отцом, в борьбе за Италию. Потому что собственных ставленников на апостольском престоле нужно было постоянно подкармливать. Оттоны были обречены пребывать в Италии. Катастрофа Оттона III, погибшего во время очередного сарацинского вторжения на Сицилию, очень хорошо обозначила большую проблему. Что важнее: Италия или Германия? Эта кровавая дилемма наметилась на стыке X-XI веков.
Что касается самой Германии, здесь мы видим 2 главных инструмента в руках у короля, а теперь уже и императора. Желая обуздать своевольную аристократию, немецкую племенную знать, Оттон использует силы и авторитет церкви. От имени церкви он подавляет мятежи герцогов, прежде всего южно немецких, баварских и швабских, постоянно враждебно настроенных по отношению к короне. Символ этой дружбы немецкой церкви и империи – фигура младшего брата Оттона, архиепископа _________ Бруно. Он был фактически глава его администрации.
Инструмент № 2 – попытка обеспечить свои позиции династическим путем, путем заключения браков, путем создания новых родственников в удаленных уголках империи Германского королевства. В начале своего правления Оттон пойдет на невиданный шаг: победив однажды мятежных герцогов Баварии и Швабии, он попросту поместит на вакантные герцогские престолы своих сыновей. Эта попытка расщепить местные роды и территорию, отделить их от собственных владений, аллодов, и нарезать отдельным герцогствам, отдельным территориям, собственным родственникам, очень хорошо проглядывается политика Оттона.
Дважды Оттон был близок к катастрофе и дважды в его жизни этот механизм сочетания церковных и светских интересов, механизм сочетания династических и церковных аспектов спасает ему жизнь, корону.
В 937 году, когда началось первое грандиозное восстание герцогов на юге, в Швабии и Баварии. В 947 году, когда восстали сыновья, а потом к мятежникам примкнул герцог Лотарингии – эти две даты, разнесенные десятью годами, очень хорошо маркировали возможности Оттона и его политики.
Мятеж герцогов и мятеж сыновей.
В 973 году Оттон упокоится в своем любимом гнезде, в Магдебургском соборе, в зените своей славы. Но этот зенит оказался быстро проходящим. И главные преемники этого человека испытали всю сложность и проблемность той имперской комбинации, которая сложилась в землях центральной Европы на рубеже X-XI веков.
В правление Генриха II закатилась звезда Саксонского дома. Генрих II – натура в высшей степени религиозная. При нем начнется великая религиозная реформа запада. Умер в 1025 году, что положило конец эпохи правления Саксонского дома в землях Империи.
Отвлечемся от Германии. Что касается источников: лучше всего документально представлено в 3-х знаменитых немецких хрониках X века: источники первоклассные с точки зрения объективной информации, они выступают классическим документальным материалом истории Германии и империи X века. Это известный хронист Бибикинг (Видукинг) Паисий. ________ из _________ лийского аббатства на территории нижней Саксонии. Его хроника. а точнее рассказ о прошлом и настоящем саксонского дома. Название звучит «деяния саксов».
Саксонский епископ Дитмар, его именуют в ранне-средневоковой конструкции как Титмар из города Мадзебургабурга «Хроника». Описывает до середины X века, захвачены первые годы правления Оттона Великого.
Ученая аббатисса Саксонии Россвита. Именно Оттону она посвятит главное свое произведение «Деяния Оттона».
Этими тремя источниками исчерпывается наш материал по истории Германии X века.
Культура раннего, как впрочем и зрелого средневековья связана со всей остальной жизнью, с политикой, с экономикой. Нужен системный подход.