Инновации. Строительство. Пирамиды
Свидетельством выдающихся достижений материального производства стало строительство пирамид – огромных каменных гробниц, которые еще при жизни возводились для фараонов. Возле пирамид из камней или кирпича строились мастабы (гробницы) для вельмож, богатых и знатных людей. Самой крупной из примерно 70 пирамид, сохранившихся до наших дней, является пирамида Хеопса (Хуфу). Ее высота – 146,5 м, каждая сторона в основании – 230 м. (Отметим для сравнения, что высота Петропавловского собора составляет 122 м, а Останкинской телебашни – 360 м.) На ее сооружение пошло 2300 тыс. каменных блоков весом по две тонны каждый. Строительство велось 20 лет, в нем принимало участие 100 тыс. человек, сменявшихся каждые три месяца [8]. Внутри пирамид укрывали усыпальницы фараонов, большинство которых было все же разграблено.
Египтяне немало сделали в области естествознания. У них существовала десятичная система счисления. Они умели вычислять площадь треугольника, трапеции и круга. На основе наблюдения за небесными светилами ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 12 месяцев и на 365 дней. Многие достижения древнеегипетской цивилизации в сфере «Человек и Природа» получили широчайшее распространение во всем Древнем мире.
Древний Египет стал местом, где впервые сложились политические, социальные и экономические институты, ставшие обычными во многих странах.
В конце 4-го тысячелетия до н. э. правителю Верхнего Египта Менесу (или Мине) удалось завоевать Нижний Египет, стать первым царем (фараоном) и передать наследственную власть своему сыну. Так было положено начало государственной власти, возможно, впервые в мировой истории[9]. Помощником фараона был визирь, которому подчинялись начальники отдельных «домов» (хлебного, золотого, счета быков и т. д.), т. е. управлений отдельными областями жизни страны. Особый слой общества составили писцы, едва ли не самые древние «чиновники». В «Поучении Дуауфа» отец наставляет сына на путь истинный: «Смотри, нет такой работы, где бы не было надсмотрщика, за исключением работы писца, ибо писец сам надсмотрщик… ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших… нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает обилие писцу, его ставят во главе суда. Благодарят бога его отец и мать – он направлен на путь жизни»[10].
В экономической области были опробованы разнообразные формы собственности: царская, жреческая, крупной знати, общинная и личная. Использовались разнообразные налоги, займы, кредит, аренда, залог и другие формы экономических отношений между людьми. В ходе завоевательных походов пленных перестали убивать и обращали в рабов. Эти «живые убитые» были заняты главным образом в царском, храмовом и других крупных хозяйствах. Естественно, что государственная власть в Египте опиралась на армию, которая состояла из пехотинцев, вооруженных луками, стрелами и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Наряду с сухопутным войском имелся парусный и весельный флот. Египетская семья была патриархальной с абсолютной властью отца, главы семьи[11].
Древние египтяне большое значение придавали жизни после смерти. Смерть они рассматривали как переход к иной, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека – ка, ба и ах– считалось необходимым сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что позволяло им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, была разработана методика бальзамирования). Считалось, что после смерти умерший с помощью старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через двенадцать врат, преодолевал Огненное озеро. Затем 42 судьи читали список грехов, и умерший должен был клясться в том, что он их не совершал. (Очень похоже на проверку с помощью полиграфа – «детектора лжи».) В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо – символ богини истины. Прошедший испытания становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу[12].
У древних египтян было свыше 2000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался осуществить религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменялось почитание всех прежних богов и закрывались их храмы. Вводилось единобожие, поклонение богу солнца – Атону. Началось строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Данная модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформа сошла на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца стала передаваться по наследству.
Египетская мифология отражала благодарность людей за используемые ими блага, стремление получить покровительство высших сил во всех видах деятельности. Так, например, Тауэрт, богиня в облике самки гиппопотама (бегемота), считалась покровительницей беременных женщин и новорожденных детей. Ключевое положение занимали бог солнца Ра, создатель мира Амон, боги плодородия Осирис и Исида. История о смерти и воскрешении Осириса олицетворяла собой жизнь зернышка, которое хоронят в земле. А оно возрождается в виде нового растения.
Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отразила богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители – любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения древнеегипетской цивилизации были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно забыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 г. фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.
Метаморфозы, похожие на судьбу Древнего Египта, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX вв.
Шумерская цивилизация
Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В настоящее время на этой территории располагается государство Ирак.
Около 5 тыс. лет до н. э. земледельцы Убадайской культуры освоили берега рек и начали осушение болот. Постепенно они научились строить оросительные системы, создавать запасы воды. Излишки продуктов питания позволяли содержать ремесленников, торговцев, священников, чиновников. Большие поселения превратились в города-государства Ур, Урук, Эреду. Дома строились из кирпича, изготовленного из ила и глины[13].
В период Урукской культуры, после 4000 г. до н. э. был создан новый, более эффективный плуг (с рукоятью и лемехом, лучше рыхливший почву). Пахать стали на быках. Позднее появился металлический лемех. Источники утверждают, что урожайность зерновых в те годы достигала показателя «сам-100», т. е. одно зерно давало урожай в сто зерен. (Для примера укажем, что на протяжении всей феодальной эпохи в России урожай ржи составлял от «сам-3» до «сам-5».) Жители Шумера выращивали пшеницу, ячмень, овощи и финики, разводили овец и коров, ловили рыбу и дичь. Около 4000 г. до н. э. шумеры научились получать чистую медь из руды, открыли способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы, а примерно в 3500 г. до н. э. научились делать бронзу, твердый металл из сплава меди и олова. В середине 4-го тысячелетия до н. э. в Шумере было изобретено колесо.
Социально-экономическая и этническая история Междуречья представляет собой непрерывную борьбу за обладание этим богатым регионом с исключительно благоприятными условиями для жизни.
Аккадцы (название семитических племен по городу в Аравии, откуда они пришли) потеснили племена шумеров, которые заложили основы орошаемого земледелия и создали к концу 4-го тысячелетия более 20 мелких государств в Южном Двуречье. Аккадцев вытеснили кутии, затем появились амореи и эламиты.
При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) произошло объединение всего Двуречья с центром в Вавилоне[14]. Хаммурапи проявил себя не только как завоеватель, но и как первый правитель-законодатель. В кодексе законов из 282 статей получила отражение жизнь, социальная структура древневавилонского общества. Сурово наказывалось нанесение ущерба оросительным системам, посягательство на чужую собственность, на власть отца в семье, регулировались торговые отношения, рабство за долги ограничивалось тремя годами.
В VIII в. до н. э. из небольшой общины в Северном Двуречье с центром в городе Ашшур (Ассур) благодаря победоносным походам ассирийских царей возникла первая мировая держава. В состав этого военно-рабовладельческого государства вошли Вавилон, Сирия и Финикия, Палестина, частично Египет. Опорой ассирийских царей была армия. В ее состав, кроме колесниц парной упряжки, впервые вошла конница (вооруженные всадники). Имелись также пехота, саперы, осадная артиллерия (камнеметные и стенобитные орудия). Ассирийские воины отличались исключительной жестокостью.
Однако, как и более поздние империи, ассирийская военная держава оказалась колоссом на глиняных ногах. Восставшие вавилоняне вместе с мидянами и халдеями в 628 г. до н. э. свергли ассирийское господство. В 539 г. Нововавилонская держава была включена в состав Персидской державы.
Дешифровка глиняных клинописных табличек позволила ознакомиться со многими памятниками шумерско-вавилонско-ассирийской литературы. Все области культурной жизни населения Месопотамии находились под влиянием мифологических представлений. Как и в Египте, появление зачатков наук было связано с развитием земледелия. Уже в шумерийскую эпоху существовала шестидесятиричная система исчисления, от которой до наших дней сохранилось деление круга на 360 градусов. Вавилоняне знали четыре правила арифметики, простые дроби, возведение в квадрат, куб, а также извлечение корней. Они выделяли из числа звезд пять планет и вычислили их орбиты. Был создан календарь, делившийся на год, месяцы, сутки. Шумеры первыми стали делить час на 60 минут. У них рано появились школы, в которых мальчики учились писать на табличках из мягкой глины. Учебный день был долгим, дисциплина строгой, за нарушения полагались телесные наказания. «История начинается в Шумере», – так назвал свою книгу-бестселлер известный ученый С. И. Крамер[15]. В этом утверждении есть немалая доля истины.
Индийская цивилизация
Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная Индия была богата лесами, драгоценными металлами и камнями. Если Ближний и Средний Восток были открыты внешним влияниям, то Индия была отделена от окружающего мира Гималайским хребтом, морями и океаном[16].
К сожалению, дравидийская письменность до сих пор остается не прочитанной, поэтому представление о жизни коренного древнейшего населения Индии сложилось на основе изучения остатков материальной культуры.
Первоначально цивилизация возникла на основе небольших общин в долине Инда около 3000 г. до н. э. Дравиды занимались ирригационным земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, другие культуры. Приручили овец, свиней, зебр, буйволов, верблюдов и слонов. Из более чем сотни древнейших городов наибольшую известность имеют Мохенджо-Даро и Хараппа. Города были построены по плану, с домами из обожженного кирпича. Имелись водопровод и канализация. Города контролировали обширные территории, были крупными центрами ремесел, торговли. Государственность существовала в виде множества мелких царств и княжеств, в которых правители, возможно, одновременно были жрецами. Хараппанцы разработали морфемно-слоговое письмо, выращивали хлопчатник, занимались торговлей, плавали по морю. В связи с перенаселением в городах они развернули колонизацию от низовьев Инда морем и сушей на восток и запад. Парусно-гребные корабли, имевшие одну и две мачты, плавали по Аравийскому морю, Оманскому заливу. Они дошли до южной оконечности полуострова Индостан, открыли остров Цейлон.
К середине 2-го тысячелетия до н. э. цивилизация долины Инда пришла в полный упадок. В качестве причин называют частые наводнения, истощение почвы и вырубку всех деревьев, войны и даже отсутствие иммунитета против появившихся тропических болезней. Во всяком случае, около 1500 г. до н. э. в Северную Индию, предположительно из среднеазиатских степей, вторглись так называемые арийские племена. Вождями племен были раджи, союз девяти скотоводческих племен возглавлял магараджа. Арии быстро усвоили более высокую культуру дравидов, перешли к оседлому земледелию. Дравидов либо истребили, либо превратили в рабов или слуг. На протяжении 1-го тысячелетия до н. э. арии подчинили себе всю территорию Индии. На основе отношений между завоевателями и местным населением возникла и развилась своеобразная кастовая система, которая в значительной степени сохраняется до настоящего времени[17].
Все население Индии делилось на четыре основные касты, или варны. Высшую составляли жрецы-брахманы. Затем шли кшатрии – воины. Третья каста – вайшьи – состояла из крестьян-общинников, ремесленников и торговцев. Низшую касту– шудра– составляли слуги, рабы, люди, занимавшиеся работой по найму или грязной работой (выделкой кож, погребением покойников и т. д.). Совместная жизнь, питание, браки между представителями различных варн запрещались или не признавались законными. Брахманы были освобождены от налогов, повинностей и телесных наказаний. По древнеиндийским законам 9-летний брахман по иерархическому статусу считался отцом 90-летнего кшатрия, а последний – его сыном. Кшатрии были единственной категорией населения, которая участвовала в походах и сражениях. Вайшьи платили разнообразные налоги. Шудры дали человечеству понятие «парии», символ наибольшей отверженности в обществе, т. к. даже прикосновение к париям считалось оскверняющим[18].
Первое тысячелетие до н. э. было наполнено борьбой различных индийских государств (Магадха, Кошала, Чандрагупта, Калинга и др.) за преобладание на всей территории Индии. В IV в. до н. э. северо-западная часть Индии вошла в державу Александра Македонского. Около 100 г. до н. э. на территорию Индии вторглись племена скифов (саков) и образовали Индо-Скифское государство. На протяжении последующих двух столетий богатая Индия была лакомым куском, важным объектом экспансии для многих завоевателей.
В Индии, как и в других древних цивилизациях, огромное влияние на жизнь людей имела религия. Только брахманы могли толковать священные книги – «Веды»[19]. В основе брахманизма лежало представление о «троице» (тримурати) богов. Создателем мира, творцом всего сущего считался Брахма, богом добра, богом-охранителем, верховным богом – Вишну, а доарийским богом, «хозяином животных», иногда богом зла называли Шиву. Шиву изображали в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, а также символически в виде линги (фаллическое изображение). Древние индийцы верили в то, что после смерти душа человека переселяется в новое тело и судьба в следующем воплощении зависит от кармы человека, от того, насколько праведно он живет. Обрядовая сторона брахманизма отличалась сложностью и предусматривала для верующих даже особую стрижку волос и особый характер походки.
Богатый опыт духовно-религиозной жизни нашел свое обобщение и творческое осмысление в буддизме, ставшем мировой религией.
Жизнь в буддизме рассматривалась как источник страданий. В отличие от брахманизма буддизм считал, что правильная жизнь, «восьмеричный благородный путь», не просто может привести к перевоплощению, но позволит человеку в новом обличье сменить свой удел: например, низшую касту на более высокую. Будда («просветленный») выступил против монополизации религиозного культа брахманами и фактически за уравнение каст, демократизацию общества, что обусловило привлекательность учения. «Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти», – проповедовал Будда. В то же время Шакья-Муни (одно из имен Будды) проповедовал непротивление злу и идеалом, целью всех перевоплощений считал достижение состояния «нирваны» (отказа от всех желаний, полного угасания, небытия). В III в. до н. э., при выдающемся правителе царе Ашоке, который объединил под своей властью почти всю территорию Индии и с помощью зажиточных вайшьев вел борьбу с брахманами, буддизм был объявлен государственной религией[20].
За последующие несколько веков буддизм широко распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и в Сибири. В самой Индии буддизм в XII в. после Рождества Христова растворился в индуизме, который освятил авторитетом религии кастовое деление общества и, продолжая традиции брахманизма, объявил принадлежность к той или иной касте следствием соответствующей дхармы, т. е. образа жизни, предписанного данной касте.
Религиозно-магические представления послужили основой для появления зачаточных форм науки. Еще во времена «Вед» индийские врачи разбирались в анатомии, придавали особое значение мозгу, спинному хребту и грудной клетке как вместилищам болезней, откуда их должен был извлечь знахарь. Встречались различные названия болезней. Высоким авторитетом обладал тот, у кого «травы собраны, как цари на сходке, тот зовется мудрым врачом, истребителем ракшасов (злых духов), изгнателем недугов». Наблюдения за небесным сводом позволили индусам уже в древности установить фазы луны, лунный зодиак, создать календарь и изобрести водяные часы. Индийский календарь делил год на 12 месяцев по 30 дней и предусматривал добавочный месяц каждые пять лет. В Индии было создано несколько систем алфавитно-слогового письма, которые, как считается, использовались в качестве основы другими цивилизациями. Благодаря древнеиндийской письменности до наших дней дошли такие памятники эпической поэзии, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Считается, что прародиной так называемой арабской цифровой системы является Индия. Нельзя не упомянуть о буддийских храмах, высеченных в скалах и украшенных изощренной скульптурной вязью. Всемирное распространение получили созданные в Индии шахматы. Современная Индия является второй по численности населения страной мира.
Китайская цивилизация
Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.
У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.
Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.
Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи. «Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретен компас. Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на 10 областей и введена децимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»[21].
В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[22]. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.
Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).
В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.
После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[23].
Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.
Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[24]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.
Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.
Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[25]
Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».
Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[26].
Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.
Творчество китайцев не ограничивалось созданием религиозно-философских и этических систем, которые не только способствовали укреплению деспотической власти, но и обеспечивали устойчивость, необходимую преемственность, гибкость китайскому социуму. Значительное развитие в Китае получила астрономия. Созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, распределялись по «лунным домам», появились карты звездного неба. Китайские астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Математики знали свойства прямоугольного треугольника. Уже в VIII в. до н. э. было составлено географическое описание китайского государства: гор, рек, земель и налогов каждой из девяти частей. В X в. до н. э. при дворе чжоуского князя была учреждена должность летописца. Первую историческую хронику, созданную частным лицом, составил Конфуций. Выдающимся произведением стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.). В Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф. Высокого уровня достигло изобразительное искусство и художественное ремесло – изготовление изделий из фарфора, бронзы, художественная резьба по дереву и слоновой кости.
Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:
1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;
2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;
3) упадок власти, ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.
Иудейская цивилизация
Существенное место в истории Древнего мира и мировой цивилизации в целом занимают евреи и созданная ими иудейская цивилизация. Евреи – семитский народ, состоявший из 12 кланов (родов, колен) потомков двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама, считающегося родоначальником всех семитов.
Евреи переселились из-за Евфрата (их называли хабиру, «заречные») в Палестину[27], откуда, возможно, в связи с голодом переселились в Египет. Из «египетского плена» ввиду усилившегося давления и угрозы уничтожения около 1250 г. до н. э. пророк Моисей увел 600 тыс. евреев. Он увлек соплеменников идеями, которые впоследствии составили иудаизм[28].
Многие считают, что евреи были первым народом, начавшим поклоняться Единому Богу, но некоторые историки религии полагают, что на Моисея оказал влияние уже упоминавшийся выше монотеизм Аменхотепа IV, причем это влияние было настолько велико, что заставило Моисея сформулировать еврейский монотеизм и провозгласить его в форме закона[29].
На вершине Синая бог Яхве (Йахве, Ягве, Иегова) передал через Моисея его народу десять заповедей. Евреи должны были: не иметь других богов; не произносить вслух имя Бога; шесть дней работать, но посвящать субботу Богу, что считалось отдыхом; уважать родителей; не убивать; не распутничать; не воровать; не свидетельствовать ложно против других людей; не желать ничего, что принадлежит другому человеку, – ни дома его, ни жены, ни слуги, ни вола, ни осла.
Евреи, приняв иудаизм, стали считать себя избранным народом, т. к. пророк Моисей первым признал Яхве как верховное божество, а Авраам, с которого началась история рода, проявил готовность без колебаний принести в жертву Богу своего долгожданного первенца Исаака, но был остановлен посланцем Бога. Евреи верили в приход мессии, спасителя, который придет, чтобы воздать людям по заслугам и свершить праведный суд. Иудаизм провозглашал, что небесный суд «в конце времен» станет судом Яхве над врагами иудейского народа, над всеми грешниками, над теми, кто не разделяет принципы иудейства.
Инновации. Библия
Иудаизм складывался постепенно, что нашло свое отражение в Библии (что по-гречески означает «книги»; отсюда – библиотека, библиография и т. д.). Многие сюжеты, ситуации, персонажи, образы, символы из этой самой великой книги за всю историю человечества (с точки зрения христиан) стали духовным достоянием многих поколений, самых разных народов, прежде всего на Западе. О сотворении мира, великом потопе, грехопадении людей, вавилонском столпотворении, казнях египетских, трубном гласе, неопалимой купине, манне небесной и многом другом люди узнали, читая Библию.
В сфере религии, сначала в ее создании, а затем в разнообразном толковании текстов и фактов, по преимуществу реализовался творческий потенциал древнего еврейского народа.
Менее успешной выглядит деятельность евреев в государственно-политической сфере. В XI в. до н. э. древнееврейские племена, вернувшиеся из Египта и вытеснившие местные племена с территории современного Израиля, основали Израильско-Иудейское царство. Им управляли цари Саул, Давид и Соломон.
После завоевания Ханаана евреи стали оседлым народом, превратились в земледельцев, стали считать земледелие естественным призванием человека. С земледелием были связаны большие праздники: пасха – праздник созревания хлебов; шавуот – праздник жатвы и т. д. «Там, где преобладало земледелие, образ жизни жителей был прост и скромен. Дома строились из дерева и глины; плоская крыша дома служила жильцам для ночлега в теплое время года. Убранство комнат тоже отличалось простотою… Предметами пищи были: хлеб пшеничный или ячменный, лепешки мучные на древесном масле, овощи, плоды. Мясо употреблялось поселянином только в праздничные дни, когда он привозил свой скот для убоя к алтарю или храму, в виде жертвы; часть этой жертвы сжигалась на алтаре и отдавалась священникам, а остальное мясо употреблялось в пищу хозяином и его домочадцами… С течением времени, однако, простой земледельческий строй жизни значительно изменился. С земледелием стала соперничать торговля… Сами цари, со времен Соломона, поощряли торговлю, снаряжая караваны и коммерческие суда в далекие страны то с помощью финикийцев, то самостоятельно… Все это содействовало быстрому росту городов. Рядом с трудом встал капитал: появились торговля деньгами, ссуды, ростовщичество. Неисправного должника, не уплатившего ссуды к сроку, заимодавец имел право обратить в рабство, как было в обычае у всех древних народов. Различие состояний все увеличивалось, пропасть между богатым классом и бедным расширялась… Состоятельные люди обыкновенно имели не более двух жен, да и тогда в семье часто происходили распри: нелюбимая жена завидовала любимой, бездетная – плодовитой. Перед вступлением в брак с девицею жених давал ее родителям обычный выкуп. В древнейшие времена браки между довольно близкими родственниками не составляли редкости; не возбранялось, например, жениться на своей побочной или двоюродной сестре или брать в жены одновременно двух сестер; но впоследствии некоторые такие браки были запрещены. Родители имели над детьми неограниченную власть; за оскорбление отца или матери словом или действием полагалась смертная казнь. Мать в семье пользовалась таким же уважением, как и отец… Рабство у израильтян не имело значения государственного учреждения, как у греков и римлян».
Судьба государственности еврейского народа оказалась сложной и драматичной. Авторитет царской власти снижался из-за ее неспособности защитить интересы большинства, увязшего в долговой кабале у ростовщиков. Огромную роль играли жрецы, нередко поучавшие власть и противостоявшие ей. В силу ряда причин уже около 928 г. до н. э. древнееврейское государство распалось на два самостоятельных – Израиль и Иудею. В конце VIII в. до н. э. Израиль был завоеван Ассирией, а Иудея откупилась огромной данью. Спустя полтора столетия, в 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор взял штурмом, а затем разрушил Иерусалим и огромный храм, построенный царем Соломоном. Все евреи были уведены в Вавилон.
В период «вавилонского плена» в основном завершилось оформление иудаизма [30]. Персидский царь Кир в 539 г. до н. э. разрешил евреям вернуться в Палестину и восстановить храм. Был установлен строгий монотеизм. Предметы культа и жрецы других богов были уничтожены. Было канонизировано Второзаконие, регламентировавшее правовую и обрядовую жизнь евреев; составлен Жреческий кодекс. В Vb. до н. э. были запрещены браки евреев с иноплеменниками. Все неевреи, не обрезанные, все, кто не поклонялся Яхве, рассматривались как нечистые язычники. Такая жесткая самоизоляция преследовала цель национальной консолидации еврейского народа, оставшегося без собственной государственности.
Территория, которую евреи стали считать своей исторической родиной, превратилась в место ожесточенной борьбы между различными претендентами на обладание этим важным стратегическим, торгово-экономическим регионом.
После разгрома персов Александром Македонским Палестина входила в состав территорий, которыми правили династии Птолемеев и Селевкидов (IV–I вв. до н. э.). С 63 г. до н. э. Палестина вошла в состав Рима. После разгрома римлянами двух восстаний евреев (66–70, 132–135 гг.), разрушения Иерусалимского храма (70 г.) и самого Иерусалима (133 г.) началась длительная эпоха «диаспоры», то есть рассеяния евреев по всему свету[31].
В новых исторических условиях центром притяжения для евреев стала синагога (буквально – сходка, собрание). В ней читали и толковали Священное Писание, молились, но не приносили жертв. Синагога имела свою казну, имущество и доходы, занималась благотворительностью, сплачивая еврейскую общину – кагал. Еврейские книги были переведены на греческий язык. В иудаизм стали обращать иноплеменников – прозелитов, которые обязательно проходили процедуру обрезания. В III–V вв. был составлен Талмуд.
Талмуд – огромный кодекс религиозно-юридических правил житейской и вероисповедной мудрости.
С 395 г. н. э. Палестина вошла в состав Византии. В VII в. Палестину завоевали арабы, в XI – крестоносцы, в XII – египетские султаны. В 1516 г. палестинские земли вошли в состав Османской империи.
Во многих странах в разные исторические периоды евреи подвергались гонениям и даже депортациям. Почвой для широкого распространения антисемитизма, юдофобии, неприязни к евреям была их самоизоляция, вера в свою исключительность. На протяжении веков даже внешне евреи резко выделялись среди остального населения. Мужчины носили длинную одежду из однородной ткани и с карманами ниже пояса. Религиозные евреи отпускали бороду, а на висках – пейсы. Мясо позволялось есть только кошерное (дозволенное в пищу, без крови). Борьба за выживание, за существование постоянно стимулировала жизненную активность евреев, их стремление к успеху, к упрочению своего материального и социально-правового статуса.
На протяжении 2,5 тысяч лет евреи смогли сохранить свои традиции, терпеливо ожидая своего часа. В ходе Первой мировой войны, в 1917 г. ближневосточные земли были оккупированы английскими войсками и в 1920–1947 гг. являлись мандатной территорией Великобритании. Евреи подверглись тотальному уничтожению на всех территориях, которые оказались под контролем германских фашистов в 1933–1945 гг. Погибло 6 млн евреев[32]. В результате упорной борьбы только в 1947 г. евреям удалось воссоздать свою государственность, которую они успешно развивали в последующие более чем полвека.
Персидская цивилизация
Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.
В 3-м тысячелетии до н. э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так называемые иранские племена. Около 670 г. до н. э. одно из этих племен – мидяне– образовало государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромило ассирийскую державу. Однако в 550 г. до н. э. они покорились другому племени – персам. Объединенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государственный деятель древности Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)[33]. Он покорил Армению, Каппадокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, первого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вавилон, Палестину и Финикию. По решению просвещенного правителя в завоеванных территориях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции. Кир II предположительно погиб во время одного из походов в Среднюю Азию.
При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия – вслед за Ассирией – стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социальные преобразования. При Дарий I (522–486 гг. до н. э.) страна была разделена на сатрапии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета – дарик. Сатрапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были обустроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информаторами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в разных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.
Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными округами подчинялись непосредственно царю.
В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Важное место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.
Около 628 г. до н. э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура-Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнъю (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь[34].
Основой резкого дуализма светлого и темного начал, которым иранская религия выделяется из других религий мира, считается реально существовавший конфликт оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, водой и огнем – особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.
В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» в католицизме). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально – неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии.
Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н. э. после катастрофического разгрома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.
Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в 3-м тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.
На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, в особенности ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.