Вид, рожденный в долгую зиму земли
На протяжении того, что мы называем «историей» (то есть всего периода, на протяжении которого мы ясно помним о себе как о виде), человечество ни разу не оказывалось на грани тотального уничтожения. В разных регионах в разное время случались ужасные природные бедствия. Но на протяжении последних 5000 лет мы не можем вспомнить ни одного случая, чтобы человечеству грозило вымирание как виду.
Всегда ли так было? Или, если забраться достаточно глубоко, можно обнаружить эпоху, когда наши предки были почти стерты с лица земли? Именно такая эпоха могла бы дать первичный толчок созданию мифов о Великом Катаклизме. Обычно ученые считают эти мифы плодом фантазии древних поэтов. А что если ученые ошибаются? Что если серия ужасных природных катастроф действительно оставила от наших доисторических предков лишь горстку индивидуумов, разбросанных здесь и там по лику земли, оторвав их друг от друга?
Попробуем поискать такую эпоху, которая бы состыковалась с этими мифами так, как туфелька пришлась по ноге Золушке. Очевидно, что в этом поиске нет необходимости копаться в периодах, предшествовавших появлению на нашей планете узнаваемых современных людей. Нас в данном случае не интересует ни Homo habilis, ни Homo erectus, ни даже Homo sapiens neanderthalensis. Нас интересует только Homo sapiens sapiens, наш собственный вид, а мы существует, в общем-то, не так уж давно.
Исследователи раннего человека расходятся в оценке того, сколько времени мы существуем. Некоторые из них, как мы увидим, склонны считать, что фрагменты скелета, насчитывающие свыше 100 тысяч лет, могут принадлежать «вполне современным людям». Другие настаивают на возрасте 35–40 тысяч лет, третьи предлагают компромисс в 50 тысяч лет. Но никто не знает наверняка. «Происхождение полностью современных людей, принадлежащих к подвиду, именуемому Homo sapiens sapiens, остается одной из главных загадок палеоантропологии», — признает авторитетный ученый Роджер Левин.
По ископаемым находкам можно более или менее связно проследить три с половиной миллиона лет эволюции человека. Практически этот ряд начинается с маленького двуногого гоминида, которому дали прозвище Люси. Ее останки были обнаружены в 1974 году в Эфиопии в месте геологического разлома, ныне называющегося впадина Афар. С объемом мозга 400 кубических сантиметров (меньше трети современной нормы) Люси определенно не была человеком. Но она не была и обезьяной, о чем красноречиво говорили некоторые сугубо человеческие черты, особенно прямохождение, а также форма таза и коренных зубов. По этим и некоторым другим признакам ее вид Australopithecus afarensis большинство палеоантропологов считают нашим самым ранним прямым предком.
Около двух миллионов лет назад представители Homo habilis, основатели линии Homo, к которой принадлежим и мы, начали оставлять после себя окаменелые черепа и скелеты. Со временем этот вид эволюционировал, увеличивался объем его мозга, изменялась форма черепа. Homo erectus, который частично сосуществовал с Homo habilis, а затем ему наследовал, появился около 1,6 миллиона лет назад и имел объем мозга 900 кубических сантиметров (против 700 у habilis). В течение миллиона или около того лет, то есть примерно 400 000 лет тому назад, не наблюдалось заметных эволюционных изменений — по крайней мере, если судить по ископаемым находкам. Затем для Homo erectus наступил период вымирания, и медленно (очень-очень медленно!) стала появляться, как выражаются палеоантропологи, «разумная порода»:
«Когда точно начался переход к более разумной форме, установить трудно. Некоторые считают, что этот переход, во время которого увеличивался размер мозга и становились менее массивными кости черепа, начался 400 000 лет назад. К сожалению, у нас просто недостаточно ископаемого материала, относящегося к этому важному периоду, чтобы уверенно знать, что происходило в это время».
Вот чего точно не происходило 400 000 лет назад, так это появления кого-нибудь, кого можно было бы идентифицировать как подвид Homo sapiens sapiens, нашего любителя рассказов и мифотворчества. Не будем делать поспешных выводов об уровне социального, религиозного, научного или интеллектуального развития человеческих существ, которые жили в эту бурную эпоху затянувшегося коллапса. Распространенное мнение, что они были примитивными обитателями пещер, может оказаться ошибочным. На самом деле известно о них очень мало. Единственное, что можно утверждать, так это то, что эти люди были физиологически и психологически абсолютно подобны нам.
Вполне возможно, что несколько раз они оказывались на грани полного вымирания во время катастроф. Возможно также, что великие мифы о катаклизмах, которые, по мнению ученых, не имеют исторической ценности, могут содержать точные описания и впечатления очевидцев реальных событий. Как мы увидим в следующей главе, если мы ищем эпоху, которая подошла бы к этим мифам, как туфелька к ноге Золушки, то лучше последнего Ледникового периода нам не найти.
Глава 27