Игры на знакомство с окружающим миром.

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.

Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

- наклеить на них букву А,

- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)

В реке плещутся А-кулы

(в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

- Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Видите что проговаривая стихотворение-инструкцию мы вместе с детьми строим сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляетему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Маленький комментарий.

Эта простая игра поможет нам решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый Вами материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций. Так мы познакомим ребенка со множеством звуков.

С бедным О

“В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живет одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей, ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята?

Страну как найти?

Как бедный звук

О поскорее спасти?

В данном случае детям самим предлагается создать страну О, населив конечно «родственниками» этого звука.

Вам предлагается лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки. (Стихи Д.Фролова)

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

- отобрать те буквы, с которыми уже знаком ребенок,

- найти фигурки Короля Мышей и детей ( или других сказочных персонажей).

“Ночь. Уснула детвора, Вдруг, в кладовке, из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дом стал подземельем..

Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!”

Нельзя забывать,что один из главных принципов принципов - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая “пьеса”. Сначала ребенок строит дом, где живут дети. Играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает “ночь”, ребенок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем, Вы, зачитывая стихотворную инструкцию, берете на себя роль Короля Мышей и закапываете буквы в песок. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внимание, память, мышление. Но самое главное - ребенок приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности.

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение. “Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать:

“Д-а, Н-а,О-х, У-х”.Посмотри, две подружки М и О ходят и поют:

“М-о!” По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей Р и Е. Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо появилось МО-РЕ. Вот оно (Взрослый совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли их - это были К-А. Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (Взрослый с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!” По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут использовать эти сказки для введения понятий “слог-слияние” и “слог-примыкание”. Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: “Вылепи, пожалуйста, мою букву!”. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут “жить” только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: “Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее”. Или: “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...” И другие. Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке.На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и “безболезненнее”, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто “увиливает” от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. Песок можно использовать и как закрепление написания материала, в качестве примера можно использовать след.игру “Однажды над Страной Цветов

Пронесся ураган,

Один из звуков он унес

С собой за океан...

И вот уж высохла р...ка,

Уснули все л...са,

И солнце красное уже

Не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов!

Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук

И Жизнь в цветы вдохни!”

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово “Р...КА” ребенок вписывает “У”. Получается “РУКА”. Взрослый читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае это: “И вот уж высохла РУКА”. Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.

Итак, Вы познакомились с идеей проведения образовательных игр на песке. По такому же принципу, уже самостоятельно. Вы сможете придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя, к примеру, дидактический материал к играм М.Монтессори.

Познавательные игры на песке

Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в “Подводную Одиссею”, как Жак Ив Кусто. Побывать на Марсе или других планетах, нам помогут камни, детали конструкторов (например, “Лего”), фигурки трансформеров или космонавтов. Но мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в Ассамблеях.

ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:

Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.

Географические игры.

Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографии недостаточно четки, изображение -плоское. Создадим “живые” картинки на песке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (помните, чего нет в “коллекции” -заменяем природным материалом), обвиваем их “лианами” - веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов, и воспроизводим “тропический ливень”. Следует отметить, что даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал, проигранный в подобных играх (стихи Т.Грабенко).

“Нету в тропиках берез,

Нету в тропиках осин...

В многоярусных лесах

Ждет чудес огромный мир!

Пальмы, финики, бананы

Обвиты лианами,

Мы попрыгаем по ним

Вместе с обезьянами.

Расцветают там цветы

Удивительной красы,

А какие там плоды!

До чего ж они вкусны!

Не пугает даже дождь

Нас тропический...

Как бамбук подним растем,

И до солнца достаем - Удивительно!”

Если Вы будете совершать путешествие на Северный Полюс, запаситесь солью, пенопластом, ватой и пр. На поверхности песка, это будет символизировать “вечные снега”. Также можно поступать, создавая горные вершины.

Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас -использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях. Разыгрывая “звездные войны” на песке, реализуя желание быть супергероем и вечно живым, дети освобождаются от внутреннего напряжения и получают от Вас много интересной информации о космических телах, кораблях, исследованиях.

Исторические игры.

Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ни что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, нет секрета в том, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий.

Игры-экскурсии по городу.

Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке. В качестве примера я хочу предложить фрагмент исторической игры

Наши рекомендации