Как вы относитесь к труду А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу"? Стоит ли это произведение брать за один из фундаментов мировоззрения славян?
- Нет, этот труд сейчас не может быть расценён, как даже камень в фундаменте знаний о мировоззрении славян. Хотя прочитать его стоит, и лучше без перевода на современный русский, с сохранением живого слога самого Афанасьева. Афанасьев глубоко и очень глубоко не прав, как в своём вечном желании всюду вписать Перуна, так и в желании атмосферные явления приравнять к богам и приписать это равенство уму наших предков. Афанасьев ссылается на спорные и признанные даже поддельными источники, которые были в ходу в 1850-х-1860-х годах.
- Иггельд, напиши краткую памятку начинающему язычнику: "Как не попасть в ловушку и не стать жертвой секты псевдославянского толка, как отличать обереги настоящие от подделок".
- Тут кратко не ответишь, особенно по оберегам. Можно ли считать подделкой оберег, если он работает таковым для человека? Ну не соответствует он археологии, например, но может работать и сравнительно новый в таком качестве. Оберегом может быть любая вещь. А вот секту распознать не составит труда - наличие «языческого священного писания» выдаст её с головой. Надо критически подходить к объявлению такого рода текстов древностью. В лучшем случае - это некие позднесредневековые "чёрные книги". В секте обязательно есть непререкаемый гуру, оспаривать слова которого не позволят первые ученики гуру. Налетят толпой и станут неофиту показывать, как он не прав. Это в лучшем случае.
- Какие литературные источники (первоисточники) стоит освоить "неофиту", дабы получить максимально приближенное к правде знание о славянском язычестве? Вопрос очень актуальный.
- 1) Пролистывать словари древнерусского (шеститомник И. Срезневского) и старославянского языков.
2) Скачать себе Полное Собрание Русских Летописей .
3) Прочитать в оригинале двухтомник Гальковского с поучениями против язычества.
4) Прочитать на древнерусском "Слово по полку Игореве", Потом читать его поэтические переложения, например, Жуковского.
5) Ознакомиться с пятитомной Хрестоматией: как русы и славяне выглядели в глазах иностранных авторов древней поры - греков, латынян, ромеев, персов, арабов, скандинавов, германцев. "Древняя Русь в свете зарубежных источников". 6) Читать в первую очередь издания академические: издательств "Наука", "Восточная литература", "Ладомир", "Индрик" и незначительного числа других. Это касается хроник, фольклора и этнографии, заговоров и заклинаний.
7) Читать и перечитывать "Славянские Древности" - пятитомный энциклопедический труд.
Такие советы навскидку.
- Иггельд, я давно занимаюсь разными традициями. Хорошо знаю, что, к примеру, мусульманские тарикаты (духовные братства) держатся не только авторитетом своих наставников (шейхов, пиров), но и взаимопомощью внутри братства. Именно такая взаимопомощь, а потом и помощь тем своим, которые ещё не охвачены братством, но достойны быть его составной частью, способствует быстрому росту общин. Община не должна быть пустым звуком. Как считаете, стоит ли родноверам обратить первостепенное внимание на этот аспект деятельности?
- Община на то и община, что она обладает неким общим делом, имуществом, интеллектуальной, земельной и прочей собственностью, казной, которая должна быть во благо всем общинникам. Но родноверам всё же стоит позаботиться о собственных семьях и родичах. Если община построена по родовому или семейному принципу, а не как мусульманские тарикаты, то она будет и крепче и ближе к Родной Земле. Мы не должны забывать о главенстве родового принципа язычества. Родноверие не может быть без рода. Община не должна наносить вреда семьям, если кто-то только один из супругов входит в общину, а второй - нет.
- Существуют ли планы дальнейшего, более тесного сближения КЯТ с ССО СРВ и Велесовым Кругом? Планы по разработке общей обрядности, хотя бы по основным праздникам Кологода? Как на твой взгляд, не созрела ли необходимость выпуска некоего совместного уряда-требника?
- Все последние годы сотрудничество наших трёх объединений расширяется. На последнем собрании представителей объединений был обмен мнений по самым разным вопросам. Однако лично я не вижу необходимости в том, чтобы жёстко диктовать или навязывать тем или иным образом группам и общинам наши уряды. Уряды могут быть типовыми, но они всегда должны учитывать множество аспектов от возрастного состава участников до их численности, от традиций местности, где проводится обряд, до особенностей расположения обрядового места. Страна наша весьма широка и вытянута как с Запада на Восток, так и с Севера на Юг. Единого Кологода во всех деталях не было и быть не может. Но общие принципы построения Кологода могут быть согласованы. Простейший пример. На Украине практически не справляют Дедов. А для Беларуси и России от 5 до 12 празднований Дедов в год обязательны.
Язычество и современность. Язычество и новые технологии, язычество в современном, высокотехнологичном мире. Сможет ли язычество в условиях быстро развивающейся технической составляющей нашего общества выжить и явить себя "выгодно" на фоне других религий?
- Сможет ли язычество... зависит от качеств тех людей, что называют себя язычниками. Что они должны предпринять для улучшения себя (см. Манифест языческой Традиции). Язычество не должно уходить в леса без крайней необходимости, язычники должны отстаивать свои ценности здесь и сейчас в этом мире, по возможности умело и интеллектуально. Для того, чтобы мир стал таким, как мы хотим, нам порою надо проделывать известный опыт барона Мюнхгаузена, вытягивать себя за волосы всё выше и выше.
- Ты не числишь Рыбакова в списке базовой литературы?
- Каждый уважающий себя славянский язычник должен, конечно, прочитать хотя бы два труда Бориса Александровича "Язычество древних славян", "Язычество Древней Руси". Но подойти к написанному критически. Рыбаков был выдающимся археологом, но как историк увлекался. Да и многим из нас свойственно увлекаться своими красивыми теориями. Построения Рыбакова первой половины 1980-х сейчас, 30 с лишним лет спустя, не кажутся мне безупречными. Через неделю выложу статью с примерами, почему. Она вот-вот будет напечатана.
- Иггельд, как КЯТ оценивает деятельность Куровских на территории России?
- Круг Языческой Традиции расценивает деятельность Куровских в России как сектантскую.