Как записывать лекцию и конспектировать историческую литературу. Рекомендации для составления записей при подготовке к практическому занятию и семинарскому занятию.
Но дерзать-то хорошо, а как успеть записать за преподавателем лекцию (ведь она не повторяет учебник, а часто и самого учебника нет)? Лекция не заменяет чтения многих книг, но ведь и невозможно по всем дисциплинам прочитать все, что использовал лектор, чтобы подготовиться к экзамену и зачету. А кроме того, мы говорили уже, что лекция – это определенная интерпретация материала преподавателем, выражение его мыслей, и это само по себе должно быть интересным.
Студент-первокурсник хочет записать все дословно и не успевает (если, конечно, он не знаком со стенографией). И тогда он прекращает писать, поняв, что это дело бесполезное. И либо слушает, но, естественно, к экзамену забывает почти все, сохраняя в памяти лишь жесты, общий тон, самую общую направленность мысли преподавателя, либо он просто занимается другими делами, не сохраняя ничего в памяти. Результаты можно предвидеть.
Вот несколько советов для студентов в этом случае.
Не торопитесь записать дословно всё – всё равно всё не успеете. Вдумайтесь лучше в саму мысль лектора и затем сокращенно сформулируйте ее.
Следите за структурой лекции. Обычно в учебной лекции всегда дается план, которого преподаватель придерживается. Пункты плана помогают настроиться при слушании и записи на нужную волну.
Однако у каждого лектора своя манера изложения, доказательств. Старайтесь ее уловить. Чаще всего в лекции дается сначала тезис, затем аргументация, либо же рассматривается аргументация разных ученых, затем вывод (тот же тезис повторяется или разъясняется). Бывают лекторы-фактологи, которые излагают события, факты, следующие один за другим, оценки они дают либо в конце, либо перемежают ими изложение.
В обоих случаях не надо дословно записывать все события и факты, как бы красочно они ни излагались. Просто назовите их, перечислите. Вы их найдете и в учебниках, и в других книгах (в большинстве случаев). Лучше слушайте, и если лектор рассказывает драматично, то гораздо полезнее слушать: когда вы будете готовиться к экзамену и смотреть свой конспект, вы вспомните голос, интонацию преподавателя, и эти факты оживут в вашем сознании. А вот суждения преподавателя надо кратко записать, стараясь более точно передать мысль лектора.
Если вы что-то не поняли, сразу же переспросите, и не обязательно ждать конца лекции: можно забыть, что хотел спросить, или же не понять потом дальнейший смысл. Есть, правда, лекторы, которые говорят: «Вопросы – в конце». Ну, тут уж приноравливайтесь к обстоятельствам, дабы в конечном счете вся аргументация, весь текст были вам ясны.
Если же вы хотите записать дословно какое-то высказывание, попросите повторить. Но обычно лектор старается важные, с его точки зрения, высказывания ученых, писателей выделить, повторить, произносит их более медленно. Это относится и к наиболее сложным местам лекции, ходу доказательств, выводам. Преподаватель повторяет наиболее важные мысли, останавливаясь на них, разъясняя, давая вариативные формулировки относительно одного и того же предмета, делая их более понятными для слушателей. Следите за этим, и вам будет легче записать лекцию.
Есть, конечно, и разные, довольно примитивные приемы, облегчающие запись лекции.
Прежде всего, это разного рода сокращения: от общепринятых до известных только вам. Вы все, вероятно, ими пользуетесь. Например, стало общепринятым вместо Великой Отечественной войны писать «ВОВ». В лекции по истории Франции, например, не надо все время повторять «Франция», достаточно написать букву «Ф». То же и в других темах, в изложении об исторических деятелях, мыслителях, если ранее их имена упоминались: пишите не «Вольтер», а «В.», не «Маркс», а «М.» и т.д. Надо использовать и обычные сокращения слов, но все сокращения должны быть понятны и хорошо известны вам самим. Иначе получится по пословице: «Писать – пишу, а читать в лавочку ношу».
При перечне тождественных или идентичных фактов и доказательств ставится знак «=». Можно использовать значок { при объединении каких-то признаков, выкладок для соответствующего вывода. При изложении последовательных событий или аргументации каких-то положений можно пользоваться стрелками (←↑→↓↔↕).
Но главное – сосредоточенность и внимание. Пропустил начало, отвлекся в середине лекции – потерялась логическая нить, смысловая связь, упущено важное. Студент должен работать вместе с преподавателем: не только писать, а и думать вместе.
При записи оставляйте поля, на них вы вынесете свои вопросы, возникшие по ходу изложения, с которыми вы обратитесь к лектору, а также свои замечания (где-то читали сходную мысль, сделаете памятку о соответствующем документе и т.п.).
Конечно, у каждого свой стиль, свои привычки и маленькие «хитрости», и все это индивидуально. Но, думаю, что данные рекомендации будут полезны всем.
Поскольку наш курс открывает ваше обучение на историческом факультете, то хочу дать несколько советов по подготовке к практическим занятиям и семинарам.
Если вам задана работа на основе источников, внимательно прочтите и продумайте, что из каждого источника вы можете извлечь, какие ответы на заданные вопросы вытекают из данного документа. В своей тетради вы, не переписывая источник, отметите, что на вопрос № 1 задания надо смотреть аргументацию или такой-то факт на странице такой-то, или в такой-то строке документа.
Если вы конспектируете статью, монографию (книгу по какой-то проблеме, теме) с этой же целью, то на полях своей тетради для подготовки к занятиям отметьте, по какому из заданных вам вопросов содержатся информация или доказательства в данной статье.
Запись будет иметь такой вид:
К вопросу 2: О значении итальянского похода Наполеона. А.З. Манфред полагает: «Слава пришла к Бонапарту не в дни Тулона, а еще менее 13 вандемьера. Она пришла, когда, командуя небольшой армией раздетых и голодных солдат, он словно чудом удерживал одну за другой победы – Монтенотто, Мелизимо, Дего, Сан-Микеле, Мондови, Лоди, Милан – блистательные победы, заставившие всю Европу повторять неведомое ей ранее имя генерала Бонапарта» (Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1971. С. 149).
Можно использовать и другой путь: выписать в тетради или на отдельных листках (карточках) интересующий вас материал из данной работы по соответствующим заданиям.
Чем удобен такой вариант? Тем, что вы можете варьировать прочитанный и изученный вариант и располагать его в нужном вам порядке, причем не только на данном занятии, а и при подготовке реферата, доклада на аналогичную или смежную тему. Но при этом не забудьте, что карточки должны быть обязательно систематизированы либо в папках, либо (что еще лучше) в специальных коробках, где по мере накопления вы выделите специальные тематические рубрики, по которым их и рассортируете. Это делается по типу библиотечного каталога, но вместо названий книг и фамилий авторов у вас будет подборка цитат, выписок, ваших мыслей. Не забывайте указывать на карточке, из какого источника (книги, статьи) вы сделали цитату или выписку, не забудьте указать и соответствующие страницы.
Если источник используется несколько раз, то полностью вы называете его один раз, а затем обозначаете шифром (сокращенно), как вам удобно. Но система шифров должна быть выработана вами раз и навсегда и хорошо вам известна, чтобы точно в любой момент вы могли выяснить источник.
Например: Кареев Н.И. Великая Французская революция. Пг., 1918. С. 92.
Во всех других случаях может быть: Кар. – В. Ф. р. С. 92 (105 или 90 и т.д.).
Для удобства пользования этой системой обычно составляют алфавитный каталог авторов и названий, а затем в текстовом каталоге вы можете указать тот шифр, который проставлен в карточке алфавитного каталога. При этом в шифре в верхнем левом углу карточки алфавитного каталога вы можете указать первую букву фамилии или 2-3 первых буквы, а затем порядковый номер карточки в вашей картотеке (алфавитной), но тогда не переставляйте карточки внутри буквенных рубрик, а номера будут наращиваться по мере прочтения и приобретения вами новых книг (статей). Тогда, готовясь к докладу, занятию вы всегда можете отыскать название источника материала вашей текстовой (тематической) картотеки в алфавитной картотеке.[1]
Используем ту же ссылку на Н.И. Кареева. В алфавитной картотеке у вас есть карточки нескольких его книг. Шифр в левом углу для карточки вы выбрали Кар. Карточка, стоящая первой в вашей картотеке, будет иметь шифр Кар.1, все остальные книги Кареева в зависимости от их последовательности в вашей картотеке будут иметь шифры: Кар.2, Кар.3 и т.д. При ссылке на тексты из этих книг вы указываете слева вверху этот шифр и страницу (Кар.1. С. 192) и делаете запись.