Дмитрий, расскажите, каким образом вы пришли к дохристианскому мировоззрению славян, кто или что было "проводником"?
Есть ли у КЯТ какие либо духовные школы? Существует ли что-то вроде цепи ученической преемственности?
- В «Круге Языческой Традиции» есть прямая передача специальных навыков и знаний, от учителя к ученику. Например, я могу во многом счесть таким учителем для себя волхва Мизгиря (Алексея Потапова), как и ряд других ныне действующих жрецов, волхвов и старейшин Круга.
- Как ты расцениваешь будущее родноверческого (языческого) движения в восточной Европе и России в частности?
- Я полагаю, что родноверческому (языческому) движению предстоит длительный и мучительный процесс очищения от уже состоявшейся и только предстоящей профанации. Лет через 10-15 мы увидим торжество нашей веры (при нашей жизни). Основная проблема движения - разрыв в уровне самообразования поколений движения. На нас скажутся все те же самые негативные процессы, которые были запущены в нашем обществе, и которые запущены и в Восточной Европе. Основное противоречие в том, что язычники, желая гармонии в мире и гармонии своему роду, народу, племени, будут вынуждены вести духовный бой. И как между собой соотнесутся желание гармонии, необходимость борьбы и полнота знания - большой вопрос.
- Меня немного беспокоит ситуация которую сейчас раздувают люди, которые занимаются очень активно, по моему глубокому убеждению, русофобией и дискредитацией России. Так же есть еще такая организация как Твержа (http://tverzha.ru). Есть данные (пока что еще не проверены), что все эти проекты и организации финансируются с запада в частности из Литвы. В Тверь с периодичностью приезжают литовцы с лекциями об отношении Твери к Литве и т.д. Хотелось бы узнать твое отношение к данной ситуации?
- Языческое движение носит общемировой характер. Процессы языческого возрождения везде идут сложно и разными путями. Нет единого универсального пути. К сожалению, на бывших окраинах нашей страны есть силы, которые уже пользуются низким уровнем критического осмысления действительности нашими согражданами. Я знаком с проектом "Твержа", но не стал бы вот так сразу обозначать его в качестве вражьего. Вот, например, финансирование "Великой Мерянии" и фрическая идея отождествления финно-угров и руси (племени русь), определённо может предприниматься из-за рубежа.
Дмитрий, расскажите, каким образом вы пришли к дохристианскому мировоззрению славян, кто или что было "проводником"?
- К языческому мировоззрению наших предков я пришёл в детстве, в тот самый момент перехода к ранней юности, когда вдруг стал замечать за собой, что уже не ставлю блюдечко с молоком под кровать, хотя раньше верил, что из него кто-то ночью пьёт; что уже не обращаюсь к Луне, вышедшей на небо, слышит ли она меня; и не делаю всего того, что совсем недавно мне представлялось обычным поведением: не прижимаюсь щекой к любимому дереву, например... Таких мелочей, как нам кажется, много. И я понял, что со мной что-то не то. Мир перестал с полной наивностью детского восприятия казаться для меня живым. Потому я постарался вернуться к этому восприятию логически и по наитию, и вернулся. Стал задавать вопросы бабушке, матери отца, с которой долгими месяцами жил на даче (она родом из-под Вязьмы, 1905 года рождения и прожила 99 лет). Мария Кузьминична в ответ стала припоминать события своего детства, показывала массу всего на живых природных примерах. А дед - отец матери - Фёдор Михайлович приучил меня к чтению хороших книг. Он же подсунул мне уже в 6 лет книгу Куна "Легенды и мифы Древней Греции", много рассказывал об обычаях московской старины, и то, что передал ему его отец. Так, как-то постепенно, сложилось у меня "родноверие" в виде природного мировоззрения на живость Природы и почитания Старших в роду. Когда же прозвучало для меня слово "язычество" (это были первые курсы института, году в 1985-86) - это было прозрение. Вот как всё это можно назвать одним словом.
- Язычество и нацизм. Все мы видим победное шествие фашистских недобитков и их потомков по Украине и другим республикам бывшего Союза. Как нам избежать обвинений в фашизме и национализме, не запачкавшись в этом? Мы часто используем символику, которая запрещена в России на законодательном уровне, мы часто не довольны властью. Как уберечь нормального здорового язычника-родновера от губительного пути нацизма, по которому идут некоторые персонажи? Как не дать зачесать нас под одну гребенку?
- Нам не избежать таких обвинений. Кому это выгодно, непременно нас постараются запачкать. Надо проявить выдержку и терпение, заниматься просветительской работой, ни в коем случае не прибегать к тем методам, что используют противники при такого рода обвинениях. Надо разумно расходовать свои силы, и разделять тех, кому что-то можно объяснить, и тем, кому никакие объяснения не нужны заведомо. Мы не должны на этом этапе напрасно провоцировать власти, потому что нам вовсе не нужны катаклизмы в нашей стране. Их и так было немало. Тем, кто носит противоречивую символику, стоит ответить себе на вопрос : если это символика нужна во время обряда, то зачем её выпячивать в светской жизни? Если это символика выпячена для того, чтобы позлить власть и показать, как мы "круты", то умно ли это? С чего начинали нацисты в Германии? Они сделали так, что толпы отказывались от шедевров национальной литературы. Если язычник-родновер не хочет заниматься самообразованием на примерах классиков, как учёных, так и писателей, поэтов, художников, если он ищет постоянно виновного в собственной несостоятельности, врага, который единственно виновен в его бедах - здесь и проходит раздел между играющими в язычество и подлинными язычниками. Сильные двигают звёзды, а слабые ищут множество мешающих причин и обстоятельств.