Программа 3. Имитирует действия с предметами
Программа 1. Устанавливает зрительный контакт
1. В ответ на имя– сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора.
2. В течение 5 секунд –повторите процедуру, описанную в №1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку предъявленный стимулятор.
3. Во время игры– Дайте ребенку игрушку поиграть за столом, сядьте напротив и назовите его имя. Побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки.
4. На расстоянии– повторите №3. Но сядьте или встаньте на расстоянии 90 см. Постепенно увеличивайте расстояние и делайте менее очевидными приглашения смотреть на вас.
5. На просьбу «Посмотри на меня»-- Произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты, что и в п.1.
Как помочь? Поднесите съедобный или осязаемый предмет на уровень глаз ребенка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребенка так, чтобы глаза поравнялись с вашими. Убедитесь, что ребенок смотрит точно на вас, а не на стимулятор.
Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» | Реакция (1-5)Устанавливает зрительный контакт | дата введения | дата усвоения |
1. Одна секунда | _ | _ | _ |
2. Пять секунд | _ | _ | _ |
3. Во время игры | _ | _ | _ |
4. На расстоянии | _ | _ | _ |
5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня» | _ | _ | _ |
Программа 2. Имитирует основные движения
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Постучи по столу | _ | _ | _ |
2. Похлопай в ладоши | _ | _ | _ |
3. Помаши (рукой) | _ | _ | _ |
4. Подними руки вверх | _ | _ | _ |
5. Потопай ногами | _ | _ | _ |
6. Поздоровайся за руку | _ | _ | _ |
7. Покачай головой (нет) | _ | _ | _ |
8. Кивни головой | _ | _ | _ |
9. Повернись кругом | _ | _ | _ |
10. Закрой лицо руками | _ | _ | _ |
11. Похлопай по плечам | _ | _ | _ |
12. Прыгай | _ | _ | _ |
13. Сделай круг руками | _ | _ | _ |
14. Похлопай по животу | _ | _ | _ |
15. Маршируй | _ | _ | _ |
16. Вытяни руки вперед | _ | _ | _ |
17. Постучи (в дверь) | _ | _ | _ |
18. Руки на пояс | _ | _ | _ |
19. Потри руками | _ | _ | _ |
20. Постучи по голове | _ | _ | _ |
Некоторые дети могут научиться предметно-опосредованной имитации быстрее (звонок колокольчика, кубики в ведерко), чем основным движениям. Введя 5 основных движений, попробуйте новые, навыки могут обобщиться!
Программа 3. Имитирует действия с предметами
Поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце концов, одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям.
Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Положи кубик в ведро. | _ | _ | _ |
2. Позвони в колокольчик | _ | _ | _ |
3. Толкай машинку | _ | _ | _ |
4. Помаши флажком | _ | _ | _ |
5. Бей в барабан | _ | _ | _ |
6. Нарисуй каракули | _ | _ | _ |
7. Вытри рот | _ | _ | _ |
8. Стукни молоточком | _ | _ | _ |
9. Покорми куклу | _ | _ | _ |
10. Потряси погремушку | _ | _ | _ |
11. Надень шляпу | _ | _ | _ |
12. Поднеси трубку к уху | _ | _ | _ |
13. Пей из чашки | _ | _ | _ |
14. Подуй в рожок | _ | _ | _ |
15. Расчеши волосы | _ | _ | _ |
16. Выполни действия с куклой | _ | _ | _ |
17. Раскатай пластилин | _ | _ | _ |
18. Положи монетку в банк | _ | _ | _ |
19. Поцелуй куклу | _ | _ | _ |
20. Поставь печать на бумагу | _ | _ | _ |
Программа 4. Имитирует мелкие и точные движения
(Вводится аналогично предыдущей)
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сомкнуть кисти рук | _ | _ | _ |
2. Разжать и сжать кулаки | _ | _ | _ |
3. Постучать указательным пальцем | _ | _ | _ |
4. Постучать большими пальцами | _ | _ | _ |
5. Подвигать указательными пальцами | _ | _ | _ |
6. Потереть рука об руку | _ | _ | _ |
7. Постучать указательным пальцем о большой | _ | _ | _ |
8. Указать на части тела | _ | _ | _ |
9. Показать указательным пальцем на ладонь | _ | _ | _ |
10. Выставить указательные пальцы | _ | _ | _ |
11. Поднять вверх большие пальцы | _ | _ | _ |
12. Соединить пальцы в знак примирения | _ | _ | _ |
Помните, что многие дети до 3-х лет испытывают трудности в имитации мелких движений.
Программа 5. Имитация произносительных движений
Попросите ребенка: «Делай это» и одновременно покажите движение ртом. В начале курса помогайте, а далее хвалите только движения, выполненные следом за показом без вспомогательной помощи.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Открыть рот | _ | _ | _ |
2. Высунуть язык | _ | _ | _ |
3. Сложить губы вместе | _ | _ | _ |
4. Постучать зубами | _ | _ | _ |
5. Подуть | _ | _ | _ |
6. Улыбнуться | _ | _ | _ |
7. Сложить губы в трубочку | _ | _ | _ |
8. Поцелуй | _ | _ | _ |
9. Упереть язык в верхние зубы | _ | _ | _ |
10.Прикусить нижнюю губу верхними зубами | _ | _ | _ |
Если вы учите ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождайте движения звуками. При показе движений можно использовать зеркало. Пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало.
Программа 6. Выполнение единичных команд
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. Сядь | _ | _ | _ |
2. Встань | _ | _ | _ |
3. Подойди сюда | _ | _ | _ |
4. Опусти руки | _ | _ | _ |
5. Помаши «До свидания» | _ | _ | _ |
6. Обними меня | _ | _ | _ |
7. Подними руки вверх | _ | _ | _ |
8. Похлопай в ладоши | _ | _ | _ |
9. Повернись кругом | _ | _ | _ |
10. Прыгай | _ | _ | _ |
11. Поцелуй меня | _ | _ | _ |
12. Выброси это | _ | _ | _ |
13. Закрой дверь | _ | _ | _ |
14. Воздушный поцелуй | _ | _ | _ |
15. Включи свет | _ | _ | _ |
16. Возьми салфетку | _ | _ | _ |
17. Включи музыку | _ | _ | _ |
18. Положи на полку | _ | _ | _ |
19. Дай мне руку | _ | _ | _ |
20. Потопай ногами | _ | _ | _ |
Выбирайте команды, которые действительно нужны ребенку в обиходе.
Программа 7. Части тела
Различает части тела.
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.
Называет части тела.
Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.
Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)
Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это ?» | Реакция: (1) Правильно касается части тела (2) Правильно называет части тела | дата введения | дата усвоения |
1. Голова | _ | _ | _ |
2. Стопы | _ | _ | _ |
3. Живот | _ | _ | _ |
4. Нос | _ | _ | _ |
5. Рот | _ | _ | _ |
6. Ноги | _ | _ | _ |
7. Глаза | _ | _ | _ |
8. Уши | _ | _ | _ |
9. Волосы | _ | _ | _ |
10.Щеки | _ | _ | _ |
11.Плечи | _ | _ | _ |
12.Кисть руки | _ | _ | _ |
13.Лицо | _ | _ | _ |
14.Рука | _ | _ | _ |
15.Пальцы | _ | _ | _ |
16.Локоть | _ | _ | _ |
17.Подбородок | _ | _ | _ |
18.Пальцы ног | _ | _ | _ |
19.Большой палец | _ | _ | _ |
Программа 8. Предметы
Узнает
Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет.
Называет
Спросите: «Что это?»
Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу.
До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).
Инструкция: (1) «Дай мне …» (2) «Что это?» | Реакция: (1)Правильно дает предмет (2)Правильно называет предмет | дата введения | дата усвоения |
1. | _ | _ | _ |
2. | _ | _ | _ |
3. | _ | _ | _ |
4. | _ | _ | _ |
5. | _ | _ | _ |
6. | _ | _ | _ |
7. | _ | _ | _ |
8. | _ | _ | _ |
9. | _ | _ | _ |
10. | _ | _ | _ |
11. | _ | _ | _ |
12. | _ | _ | _ |
13. | _ | _ | _ |
14. | _ | _ | _ |
Программа 9. Картинки
Узнает
Положив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …»
Называет
Спросите: «Что это?»
Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) «Что это?» | Реакция: (1) Правильно показывает картинку (2) Правильно называет картинку | дата введения | дата усвоения |
1. | _ | _ | _ |
2. | _ | _ | _ |
3. | _ | _ | _ |
4. | _ | _ | _ |
5. | _ | _ | _ |
6. | _ | _ | _ |
7. | _ | _ | _ |
8. | _ | _ | _ |
9. | _ | _ | _ |
10. | _ | _ | _ |
11. | _ | _ | _ |
12. | _ | _ | _ |
13. | _ | _ | _ |
Программа 10. Узнавание знакомых людей
Узнает по фотографиям
Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.
Узнает в лицо
Когда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи.
Прежде чем учить ребенка различать людей по фотографиям, научите его различать картинки с предметами. Начинайте с одного фото человека и 2-х фото или картинок с предметами. Постепенно добавляйте других людей.
Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.
Инструкция: (1)«Покажи на …» (2) Подойди к … | Реакция: (1) Правильно показывает фотографию (2) Правильно подходит к члену семьи | дата введения | дата усвоения |
1. | _ | _ | _ |
2. | _ | _ | _ |
3. | _ | _ | _ |
4. | _ | _ | _ |
5. | _ | _ | _ |
6. | _ | _ | _ |
7. | _ | _ | _ |
8. | _ | _ | _ |
9. | _ | _ | _ |
10. | _ | _ | _ |
11. | _ | _ | _ |
12. | _ | _ | _ |
13. | _ | _ | _ |
14. | _ | _ | _ |
Программа 11. Глаголы (Команды и действия на картинках)
Показывает действия сам
Дайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».