Прочтите текст и выполните задания 2-14. - 1) Но они-то погибли, - тихо сказал я, кивнув на разведчиков.
- 1) Но они-то погибли, - тихо сказал я, кивнув на разведчиков.
- 2) На границе тоже погибают, - не отступала она.- 3) Только об этих ребятах экскурсоводы рассказывают, а с границы пришлют похоронную матери. 4) И всё.
5) Она меня окончательно обезоружила, эта похитительница музейных фотографий. 6) Выбила из- под ног почву. 7) И я почувствовал, что опять не смогу снять фотографию пограничника со шрамом над бровью.
8) Длинноногая белобрысая девчонка уставилась на носки своих ботинок, а я смотрел на фотографию парня, который хотя и родился целой жизнью позже четырёх разведчиков, но был удивительно похож на них. 9) Почти не отличался. 10) Та же пилотка – звёздочка над переносицей, та же гимнастёрка с помятыми погонами… 11) А экскурсоводы выжидательно смотрели на меня.
12) Я повернулся и медленно пошёл прочь, но похитительница окликнула меня:
- 13)Подождите! 14) Я должна взять Славину фотографию.15) Можно?
16) Эта вздорная девчонка решила, что может распоряжаться в музее, как в собственном доме: захотела – повесила, захотела - сняла. 17) Я промолчал.
18) Я ждал, что она скажет.
- 19) Понимаете, он скоро придёт домой. 20) Он был ранен в бою на границе. 21) Он залёг с пулемётом, а их было десять. 22) Он не пропустил их. 23) Когда пришло письмо, я повесила сюда его фотографию.
24) Я посмотрел в сторону Славы Афанасьева, и мне показалось, что там, на границе, вместе с ним залегли и вели огонь по тем, кто посягнул на нашу землю, и эти четверо ребят из Красного Куста. 25)И кто знает, что было бы со Славой, если бы их не было рядом.
- 26) Зачем же именно теперь снимать фотографию? – тихо спросил я.
- 27) Вы не знаете брата, - печально сказала девочка.- 28) Если он увидит свою фотографию в музее, он знаете, что со мной сделает! 29) Он меня в детстве поколачивал.
30) И снова у Красного Куста осталось четверо бойцов. 31) Историческая справедливость была восстановлена. 32) Но меня огорчала эта справедливость: ведь Слава Афанасьев как бы связывал четырёх погибших разведчиков с сегодняшней жизнью. 33) Он был принят в их товарищество как равный. 34) И каждый раз, проходя мимо, я испытываю невнятное, щемящее чувство, словно этих ребят всегда было пятеро, а теперь один из них ушёл навстречу новым боям.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Пятый»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему автор, проходя мимо стенда с фотографиями погибших разведчиков, огорчался?»
1)Она меня окончательно обезоружила, эта похитительница музейных фотографий.
2)Когда пришло письмо, я повесила сюда его фотографию.
3)И кто знает, что было бы со Славой, если бы их не было рядом.
4) Но меня огорчала эта справедливость: ведь Слава Афанасьев как бы связывал четырёх погибших разведчиков с сегодняшней жизнью.
Ответ:_________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ .
1)Выбила из- под ног почву.
2) И я почувствовал, что опять не смогу снять фотографию пограничника со шрамом над бровью.
3)Та же пилотка – звёздочка над переносицей, та же гимнастёрка с помятыми погонами…
4) Я повернулся и медленно пошёл прочь, но похитительница окликнула меня.
Ответ:_________________________
4. Из предложений 32-34 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от его лексического значения.
Ответ:_________________________
5. Из предложений 11-17 выпишите слова, написание Н в которых определяется правилом: « В наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы».
Ответ:_________________________
6. Замените разговорное слово ПОКОЛАЧИВАЛ в предложении 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:_________________________
7. Замените словосочетание ПЕЧАЛЬНО СКАЗАЛА (предложение 27 ), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 31 .
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
10.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при однородных членах.
И каждый раз, (1)проходя мимо,(2) я испытываю невнятное, (3)щемящее чувство,(4) словно этих ребят всегда было пятеро, (5)а теперь один из них ушёл навстречу новым боям.
Ответ:_________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24 . Ответ запишите цифрой.
Ответ:_________________________
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями, связанными сочинительной связью.
Длинноногая белобрысая девчонка уставилась на носки своих ботинок,(1) а я смотрел на фотографию парня, (2)который хотя и родился целой жизнью позже четырёх разведчиков,(3) но был удивительно похож на них.
Ответ:_________________________
13. Среди предложений 21-24 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
14. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
Ответы на вопросы теста №10
2. | |
3. | |
4. | принят |
5. | выжидательно, медленно |
6. | бил |
7. | сказала с печалью |
8. | справедливость была восстановлена |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. |