Грядущая гибель человечества
— Взгляд на человека, как на случайное сочетание атомов, как на механический комплекс разных элементов, дает широкий простор вытекающей из этого взгляда теории уничтожения зловредных людей путем смертной казни. Не исправлять их нужно, не перевоспитывать, а просто убивать. Известный итальянский социалист Ферри, он же и представитель позитивной итальянской школы антропологов, рекомендует смертную казнь как лучшее средство борьбы с разными преступниками. К счастью, эта теория еще не восторжествовала, но лишь потому, что в обществе, как верно отмечает профессор Кузьмин-Караваев, господствуют еще воспитанные христианством нравы. Но пройдет время, когда эти нравы будут заглушены и вытравлены, как остатки религиозных суеверий, тогда убийства станут такой же естественной вещью, как рождение, и даже более полезной, как хорошее медицинское средство. Уже создается новая наука — евгенетика[111], которая рекомендует ввести в практику кастрацию путем перерезания семепроводов. В Северной Америке она уже практикуется[112].
Почти во всех европейских государствах практикуются аборты, недавно они узаконены и в России советской властью. Женщины и девушки могут делать выкидыши при помощи медицинских средств: ребенок безжалостно убивается в утробе матери. Психология же удостоверяет, что уже зародыш — не только живое существо, но и сознательное[113]. Таким образом, матери являются детоубийцами. На западе этих детоубийц уже миллионы.
Новейшее, культурное человечество воспитывается совсем в иных чувствах, чем было до сих пор. Оно воспитывается в сознании, что нет в мире никаких преступлений, что даже убийства, совершаются ли они над родителями или детьми, есть такая же естественная вещь, как питание, дыхание, движение и т.п. Если в таком сознании будут воспитаны миллионы людей, если им будет проникнуто все человечество, то можно, не будучи даже пророком, предвидеть печальный конец такого омеханившегося человечества. К чему и ведет современный прогресс и особенно — пролетарская культура. Современное культурное человечество явно разлагается уже и гибнет, так сказать, на корню. Обратите внимание, как широко и быстро распространяется в последнее время страшная болезнь — неврастения. Человеческие нервы не выдерживают новой цивилизации и культуры и портятся. По заявлению компетентных лиц, с этой язвой не в силах бороться современное общество. Однако это зло, как заявляет профессор Овсянников-Куликовский, — «не столько настоящего времени, сколько будущего»[114]. В убийственной степени растет количество душевнобольных. В одной России триста тысяч таких больных; у нас приходится по одному такому больному на 400 (четыреста) здоровых человек, а в западноевропейских государствах, где больше культурных людей, приходится на 250 человек по одному душевнобольному. Эти сведения, впрочем, относятся к 1908 году[115]. С того времени количество душевнобольных значительно увеличилось. Сумасшествие становится обычным явлением. Нет в людях прежнего спокойствия духа, прежней силы характера, душевной стойкости, а главное — нет прежней удовлетворенности и сопутствующей ей радости. Все мечутся, как угорелые, все недовольны, неспокойны, все в тревоге и волнении. Одновременно растет в ужасающей степени и количество самоубийств. Жизнь обесценена и потеряла всякий смысл.
В самом деле, какой же смысл в механической жизни? Какой смысл в существовании без души, без будущей жизни — в существовании на положении винта или зубца в колесе? Смерть — лучший исход в таком случае. К ней ведут прогресс, цивилизация и культура, подчиненные какой-то неумолимой механичности, они же породили бесконечное разнообразие болезней. Чем больше разрастается медицина, тем больше появляется болезней, они, как тень, тянутся за врачебным искусством. Десятками тысяч гибнут культурные люди от аппендицита, туберкулеза, рака, венерических болезней. Со всеми этими болезнями дикие народы совсем не знакомы. В такой же наиболее культурной стране, как Германия, где медицина стоит на очень высокой степени, от одного рака погибают ежегодно 40 тысяч человек. Затем идут всевозможнейшие эпидемии, вроде тифа разных видов, холеры, чумы, гриппа, инфлуенци и т.п. А сколько гибнет людей от фабрик, заводов, мастерских — всех этих созданий прогресса и цивилизации! В одном, например, Лондоне, заболевает до 30 тысяч ежегодно от одних только туманов, являющихся результатом употребления каменного угля. Еще больше гибнет людей от разных излишеств: от развратной жизни, пьянства, от отравления табаком, опиумом, кокаином, морфием и друг. одурманивающими средствами. Немало гибнет людей от современных пищевых продуктов, повсюду фальсифицированных. Трудно теперь достать в городе какой-нибудь пищи в чистом виде: все подделано, все испорчено, все отравлено в той или иной степени. По заявлению одного писателя, «подделыватели продуктов убивают гораздо более народа в десять лет, чем самые смертоносные войны в целое столетие»[116]. Во всех отношениях и во всех сторонах своей жизни современное человечество, и именно культурное, цивилизованное, разлагается, гниет и гибнет. Весьма метко говорил Достоевский: «изготовляется исподволь, но твердо и неуклонно, будущая бесчувственная мразь. Что поколение вырождается физически, бессилеет, пакостится, по-моему, нет уже никакого сомнения»[117].
В этот момент в зал вошли два товарища, и один из них вручил Уральцеву следующую записку от Степанова: «Если вы не закроете сию же минуту собрание, то с вами будет поступлено по всей строгости закона военного времени». Прочитав эту записку вслух, чтобы слышала вся публика требование и угрозы Степанова, Уральцев спокойно сказал товарищам:
— Хорошо, сейчас будет закрыто собрание.
— Итак, братья, — обратился он к слушателям, — если прогресс будет идти тем же путем, каким шел до сих пор, если во всем мире над всем человечеством восторжествует безбожная культура, то будущее человечества страшно и гибельно. «Тогда будет великая скорбь, — возвещает об этом Сам Господь, — какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф., 24:21). Но «ради избранных сократятся те дни» (Мф., 24:22) и «претерпевый до конца спасется» (Мф. 10:22). Будьте же, братья, этими избранными и терпеливыми христианами, и Господь спасет вас!
Этими словами Онисим Васильевич закончил речь и объявил собрание закрытым. Публика горячо и искренне благодарила его за выступление против Степанова.
Собрание мирно разошлось. Степанов со своими товарищами на другой день выехал из п. Климентьево. Посадские жители больше недели прождали в трепете и страхе присылки к ним карательного отряда. Но таковой не был прислан. Пришла лишь повестка Уральцеву, которой он приглашался в город на собрание по школьным вопросам. Он отправился к указанному в повестке числу. С тех пор прошло несколько месяцев, а Уральцева все нет.
Много раз друзья его справлялись о нем в разных учреждениях города, но нигде не могли добиться, куда девался любимый их учитель. Одни предполагают, что он расстрелян, другие же думают, что он куда-либо скрылся: вызванный повесткой, отправился не в город, а пошел странствовать по России.
Зима, 1920 года.
Тайга.
[1] Это было до 1928 года, когда в советских школах было безрелигиозное преподавание. С указанного же года введено антирелигиозное преподавание
[2] Бесы. С. 365 [Достоевский Ф.М. Бесы. Собр. соч. в 10 т. Т.7. М.: Госуд. Изд-во худ. Лит., 1957. Гл. 7. С. 415. – Ред.].
[3] Это клевета на Лапласа. Не он сказал эту глупую. Фразу, а Лапанд. незначительный астроном XVIII столетия (1732–1807).
[4] Лафарг. Исторический идеализм и материализм. С. 5
[5] Луи Бурдо. Вопрос о жизни. С. 174.
[6] В то время в физике господствовала теория, согласно которой все пространство было заполнено невесомым веществом — эфиром, благодаря которому распространялся свет. — Ред
[7] Луи Бурдо. Указ. Соч. С. 174–175.
[8] Тернер Ф. Наука и религия в конце XIX в. С. 42.
[9] Навиль. Небесный Отец. С. 100.
[10] Томсон Дж. Дж. Материя, энергия и эфир. С. 56.
[11] Цит. по: Фламмарион. Бог в природе. Кн. IV. С. 301.
[12] Цит. по: Светлов. Религия и наука. С. 106.
[13] Животная душа // Бюхнер. Сила и материя. С. 268.
[14] Геккель. Мировые загадки. Гл. I. С. 80.
[15] Форель А. Мозг и душа // Доклад 66-му съезду немецких естествоиспытателей в Вене в 1894 г. С. 31–32.
[16] Бюхнер. Сила и материя. Гл. I. С. 2.
[17] Философия Спенсера в сокращенном изложении Коллинса. Гл. I. § 14.
[18] Там же. Гл. II. § 62.
[19] Лехер. Физическая картина мира. С. 9.
[20] Дицген. Аквизит. Пис. 18.
[21] Уоллес. Чудесный век. С. 101.
[22] Меньшиков. О писательстве. С. 224.
[23] Бердяев Н. Философия свободы. С. 144.
[24] Фламмарион К. Бог в природе. Кн. I. С. 6.
[25] Вальтер. История Земли и жизни. С. 62.
[26] Пуанкаре. Новая механика.
[27] Новое Слово. 1909. № VII. С. 126.
[28] Цит. по: Лютардт. Апология христианства.
[29] Ришар. Начало и конец мира. С. 33.
[30] Реклю Э. Человек и Земля. Кн. I. Гл. I. С. 25.
[31]Там же. С. 27.
[32] Ланкестер. Вырождение.
[33] Основы социологии. Гл. XVIII. § 50 // Философия Спенсера в сокращенном изложении Коллинса. Ч. IV.
[34] Кунов Генрих. Возникновение религии. С. 154
[35] Там же. С. 10.
[36] Реклю. Человек и Земля. Кн. I. Гл. V С. 164-165.
[37] Ратцель Ф. Народоведение. Т. I. Отд. I. Гл. VI. С. 39.
[38] Там же. Т. I. С. 4, 18, 105, 488 и др.
[39] Кунов Г. Возникновение религии и веры в Бога. С. 138.
[40] Достоевский Ф. Подросток. Изд. Маркса. С. 182.
[41] Фулье. История философии. С. 119.
[42] Василия Великий. Творения. Ч. III. Беседа 5. С. 218.
[43] Августин Блаженй. О граде Божием. Кн. XI. Гл. VIII. Ч. IV. С. 184.
[44] Очерки по философии марксизма. С. 145–146.
[45] Бурдо Луи. Вопрос о жизни. С. 58.
[46] Там же.
[47] Геккель Э. Бог в природе. С. 10.
[48] Форель. Мозг и душа. С. 6.
[49] Лютгенау. Естественная и социальная религия. С. 165.
[50] Ратцель Фридрих. Народоведение. Т. I. Отд. I. Гл. 6. С. 43.
[51] Там же. С. 612.
[52] Там же. Отд. II. Гл. 21. С. 462.
[53] Реклю Э. Человек и земля. Т. I. Кн. II. Гл. 6. С. 391.
[54] Лопухин А.П. Библейская История. Т. I.
[55] Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религии. § 18. С. 71.
[56] Реклю Э. Человек и Земля. Т. I. Кн. I. Гл. 5. С. 164.
[57] Каутский. Социалистическое государство будущего. С. 61
[58] Реклю Э. Указ. Соч. Т. I. Кн. I. Гл. 5. С. 166.
[59] Луначарский А.В. Религия и социализм. Т. I. С. 42.
[60] Кунов Г. Возникновение религии… C. 84–85)
[61] Людгенау. Указ. соч. С. 156.
[62] Ратцель Ф. Указ. соч. С. 43.
[63] Кунов Г. Указ. соч. С. 129, 130.
[64] Лафарг. Дикие племена Парагвая и завоевание страны испанцев // Предшественники новейшего социализма. Ч. II. С. 267.
[65] Сущность жизни. С. 183 / Сб. под ред. проф. Фаусека.
[66] Кунов Г. Указ. соч. С. 86.
[67] Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. С. 28.
[68] Фламмарион. Бог в природе. Кн. I. С. 24.
[69] Чернов В. Марксизм и славянство. С. 37.
[70] Блаженный Августин. О граде Божьем. Кн. II. Гл. 19.
[71] Карев. Общий ход всемирной истории. С. 255–256.
[72] Каутский. Социалистическое государство будущего. С. 31.
[73] Энгельс. Очерки социальной жизни в России. С. 6.
[74] Цит. по: Чернов. Марксизм и Славянство. С. 37.
[75] Бурдо Луи. Вопрос о жизни. С. 198.
[76] Спустя три года после настоящего диспута, советское издательство выпустило книгу, в которой утверждается вера в атомы: Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. М., 1929. С. 151.
[77] Гефдинг. Очерки психологии. VI. 18. С. 229.
[78] Там же. С. 229.
[79] Там же. VII. В. 5. С. 336.
[80] Там же. С. 335.
[81]Цит. по: Лютардт. Апология христианства. С. 798.
[82] Наш Путь. Уфа: Изд. рев. Комитета. 21 января, 1919. № 9.
[83] Петроградская Правда. 8 декабря, 1918. № 269.
[84] Гефдинг. Очерки психологии. I. 3. С. 7.
[85] Лехер. Физические картины мира. С. 8.
[86] См.: Кунов. Возникновение религии и веры в Бога / Предисловие переводчика Степанова-Скворцова. С. 6
[87] Василий Великий. Творения. Ч. IV. С. 187.
[88] Соловьев В.С. Оправдание Добра. Ч.I. С. 93.
[89] Революция и Церковь. 1919. № 4. С. 21.
[90] Автором настоящего сочинения приготовлена к печати книга: «О безбожнических и сектантских мощах», в которой собран богатый и интересный материал о том, каким только вещам и предметам не поклоняются современные безбожники и просто интеллигентные люди и даже сектанты.
[91] Григорий Богослов. Творения. 1889. Чт. V. С. 124.
[92] В 1926 г. в Москве вышла из печати брошюра старого писателя В.В. Вересаева, работавшего у большевиков: «Об обрядах — старых и новых» (в издательстве «Новая Москва»). В ней он признается, что ему, интеллигентному человеку, было весьма стыдно стоять в почетном карауле при гробе с остатками какого-то советского деятеля (Вересаев не осмелился назвать его по имени). Ведь что я караулил, — возмущается Вересаев, — стоя в почетном карауле? Навоз, гной… Все это нужно было просто выбросить или зарыть в яму, что и делают животные. А мы, материалисты, не признающие никакой духовности, носимся с этим навозом, преклоняемся перед ним, торжественно его погребаем и т.д. Хорошая рецензия на брошюру Вересаева дана была в большевистских «Известиях» (См.: Известия. 27 мая, 1936. № 120).
(Описанный диспут происходил в 1919 г. После этого уже происходили торжественные похороны: Воровского, Ногина, Ленина. Последнего даже «мощи» выставлены на поклонение. Какой бы богатый материал дли эти события Уральцеву для характеристики атеистических верований, канонизаций, поклонений и т.п. Прославление Ленинского праха, это — беспримерное явление в истории безбожия. Неоднократно бальзамированный труп Ленина выставлен для поклонения на Красной площади, в Москве, в особом мавзолее. Что действительно безбожники преклоняются именно перед этими поддельными, нарочито сфабрикованными «мощами» своего вождя, погибшего, как известно, от очень скверной болезни, об этом они сами заявляют. Так центральный комитет коммунистической партии в Германии в присланном им в Москву обращении к центр. комитету большевистской партии пишет: «С глубокой скорбью склоняем мы наши знамена перед тем, что было смертным во Владимире Ильиче» (См. Советские «Известия», от 25 янв. 1924 г., № 20). Большевистская писательница, Сейфулина, уже несуществующему Ленину говорит: «Сжимая боль сердца, преклоняюсь перед прахом твоим, великий водитель» (там же). Именно перед прахом, перед безбожными мощами. Примечание 1937 г.).
[93] Описанный диспут происходил в 1919 г. После этого уже происходили торжественные похороны: Воровского, Ногина, Ленина. Последнего даже «мощи» выставлены на поклонение. Какой бы богатый материал дали эти события Уральцеву для характеристики атеистических верований, канонизаций, поклонений и т.п. Прославление ленинского праха, это — беспримерное явление в истории безбожия. Неоднократно бальзамированный труп Ленина выставлен для поклонения на Красной площади, в Москве, в особом мавзолее. Что действительно безбожники преклоняются именно перед этими поддельными, нарочито сфабрикованными «мощами» своего вождя, погибшего, как известно, от очень скверной болезни, об этом они сами заявляют. Так, центральный комитет коммунистической партии в Германии в присланном им в Москву обращении к центральному комитету большевистской партии пишет: «С глубокой скорбью склоняем мы наши знамена перед тем, что было смертным во Владимире Ильиче» (Известия. 25 января, 1924. № 20). Большевистская писательница, Сейфулина, уже несуществующему Ленину говорит: «Сжимая боль сердца, преклоняюсь перед прахом твоим, великий водитель» (Там же). Именно перед прахом, перед безбожными мощами (Примечание 1937 г.)
[94] Горький М. Исповедь. Последняя страница [ В тексте: “Окрыляет он жизнь ее величием деяний и чаяний ее…” // Горький М. ПСС в 25 т. Т. 9. М.: Наука, 1971. С. 390. — Ред. ]
[95] Луначарский А.В. Религия и социализм. Т. I. С. 101.
[96] Гюисманс. Бездна.
[97] Достоевский Ф.М. Дневник за 1876 год. Январь. С. 37.
[98] Достоевский Ф.М. Идиот. Изд. Маркса. С. 404.
[99] Туссенель. Нравы животных. С. 327.
[100] Гефдинг. Очерки психологии. V. А. Вс. С. 109.
[101] См.: Вержболович. Спиритизм перед судом науки и христианства. С. 51; Быков. Спиритизм. С. 268.
[102] Быков. С. 269.
[103] Реклю Э. Человек и земля. Кн. II. С. 734–736.
[104] Там же. С. 308–309
[105] Там же. С. 240.
[106] Там же. С. 244.
[107] Достоевский Ф.М. Записки из подполья. С. 68.
[108] Бюхнер. Дарвинизм и социализм. С. 3.
[109] Цит. по: Жорес. Политические и социальные идеи в Европе и французская революция. С. 99.
[110] Кузьмин-Караваев. Преступное деяние и наказание // Введение в изучение социальных наук / Под ред. проф. Кареева. С. 207.
[111] [Вероятно, имеется в виду евгеника, ошибочно названная автором «евгенетикой». Евгеника — учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества с целью совершенствования его природы, а также о возможном ограничении передачи наследственных болезней потомкам. Предполагалось и ограничение рождаемости, в том числе и стерилизации людей с «плохой наследственностью». К возникшему в к. XIX в. учению интерес упал в начале 1920-х гг., и только в Германии нацистами развивались его идеи, обосновывавшие политику геноцида. Тогда это дискредитировало евгенику как науку. В настоящее время отдельные ученые считают, что частью она могла бы войти в такие науки, как генетика человека, генная инженерия и др., которые занимаются «совершенствованием» генотипа человека. — Ред.].
[112] Шульц Е. Организм как творчество // Вопросы теории и психологии творчества. Т. VII. С. 179–180.
[113] Гефдинг. Очерки психологии. С. 7 и 41.
[114] Овсянников-Куликовский. Собрание сочинений. Т. VI. С. 168 [Возможно, имеется в виду Д.Н. Овсянико-Куликовский (1853–1920), литературовед, лингвист, историк культуры, психолог. — Ред.].
[115] Вестник Знания. 1908. № 2. С. 15.
[116] Туссенель. Нравы животных. С. 83.
[117] Дневник писателя. 1876. Июль-август. С. 271.