Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.

7. Политические взгляды М. Драгоманова

Социалистические идеи Михаила Драгоманова были самым серьезным конкурентом марксизма. Хотя в письме к дочери Драгоманов написал, что «для правильного развития пародов им надо иметь государственную независимость», публично он всегда отстаивал федерацию равноправных славянских народов. Ясно, что при полном отсутствии даже украинской народной школы любая идея полной независимости Украины должна была казаться безнадежно утопической.
Для Драгоманова национальная проблема стояла вровень с социальной. В 1880 г. он вместе с М.Павлыком и С.Подолинским опубликовал в «Громаде» сжатую и поразительно четкую программу, моделирующую будущую украинскую государственность. Она сохраняла своё влияние вплоть до падения Украинской Народном Республики. Собственно, эта программа и стала ее идеологическим фундаментом, обусловила начальные успехи,но и в значительной мере — неудачи.
Как отмечал Иван Лысяк-Рудницкий, ученый, который в принципе обращал внимание на превалирование либеральных мотивов над радикальными и социалистическими моментами в драгомаиовской политической теории, в центре взглядов Драгоманова был аиархосоциализм П.Ж.Прудона.По Драгоманову, каждая личность, каждый союз, каждая община должны быть свободны от насилия сверху. Он признавал только право существования свободных творческих союзов. Его лозунг: «Цель эта есть безначалие: своя воля каждому и вольное гражданство людей и обществ».
В связи с этим возникают две проблемы. Свободная ассоциация без (зафиксированных структур нежизнеспособна, так как не обладает авторитетом, чтобы быть арбитром между регионами, и не может мобилизовать ресурсы для совместной защиты от чужих, более могущественных политических объединений. Что касается федерализма, это — старая идея, на которую оказали мощное влияние процессы в США. В 1823 г. в Российской империи было образовано Общество «соединенных славян», провозгласившее своей целью объединение всех славянских земель на федеративных началах. Впрочем, как писал Ленин о федерализме, любая ассоциация возможна лишь при условии общего стремления к таким отношениям. Однако понимание федеративного устройства украинскими и русскими социалистами было существенно различным. Из-за спины великороссов постоянно выглядывала знакомая тень шовиниста-держиморды, и они постоянно переходили, как с горечью отмечал Драгоманов, «с демократически-федералистической почвы на почву официально-централистскую».
Драгоманов считал, что Украинца должна быть федерацией свободных общин в рамках международной федерации таких общин на основе аграрного социализма, без армии, с народной милицией, когда каждый гражданин имеет собственное оружие.
Такая позиция могла быть (и в дальнейшем стала) наиболее весомой причиной краха «полудрагомановской» Украинской Народной Республики Отсутствие конвенциональных государственных структур, усвоение драгомановских общесоциалистических требований, упразднение государственной армии и создание «народной милиции, всеобщее вооружение народа непосредственно претворились в доктрину Винниченко-Шаповала, датированную 1917 г., о ненужности для Украины своей собственной армии, что, в свою очередь, привело к трагедии под Кругами. Ведь государство, зависящее от доброй воли отдельных граждан в сфере защиты своей национальной безопасности, всегда будет слабее государства, которое может заставить своих граждан воевать за него. Вплоть до революции 1917 г. федерализм Драгоманова, где все начинается с самоорганизации снизу, и марксизм, с его равнодушием к национальному и преклонением перед крупными государствами, были единственными серьезными конкурентами в среде укранских социалистов. Сам Драгоманов относился весьма критически к централизму Маркса, обвиняя «немца Карла Маркса» в том, что в Интернационале; а особенно в Совете, главное слово" было за государствами, а не за народами. Так, — пишет Драгоманов, — в нем был отдел (секция) и секретарь генеральный за Россией, хотя в России десятки стран и народов, непохожих друг на друга». По мнению Драгоманова, это было примером тяжкого греха: «Иначе говоря, этот «союз» (I Интернационал.— Лет.) начал работу не снизу вверх, а сверху вниз».

8. Политические взгляды М. Грушевского

Концепция Михаила Грушевского заключается в том, что общественно-политический прогресс равно определялся биологическими, экономическими и психологическими факторами Общественное развитие заключался в определенном дежурств УНИ двух противоположных инстинктов - коллективистского (солидарности) и индивидуалистского Политическую власть, источники, ее определяют (религиозные культы, материальное благосостояние и др.), понимает как природ е, социальное Характеризует различные типы и формы власти, механизм завоевания власти и ее удержание господствующей элитой, предлагает схему исторического процесса в Восточной Европе, который разрабатывал, прежде всего, под углом развития истории украинской государственной идеи В начале 1918 г Михаил Грушевский перешел к национальной независимости и суверенитета Украины, ее самостоятельности. Суть историософской концепции заключается есть в трех основных понятиях: народ, государство и герой в истории Народ - это понятие метафизики романтического периода, тогда как государство - это анархо-социалистическое понятие Прудона-Драгоманова, и герой в истор ее соответствует позитивизма как метода познания Михаил Грушевский видел подлинную силу истории Исследуя историю украинского народа, выдвигает идею \"национальной самообороныооборони".Вся история украинского народа - это разбуженная энергия национального самосохранения перед опасностью видимой национальной гибели. На таком историческом почве вырастают идеалы украинского народа: свобода, равенство и народный идеал справедливости или автономии.

9. Политические взгляды в Липинского

Говоря о Липинского-историка, следует подчеркнуть роль Грушевского, который поддерживал историософские поиски своего молодого коллеги и в то же время не разделял его политических взглядов. В своих первых польскоязычных исторических трудах, созданных на общепринятой тогда позитивистской методологической основе, Липинский добавляет новые моменты в понимание переломных событий украинской истории, уточняя выводы Грушевского, высказанные в "Истории Украины-Руси". Основным моментом существования и развития Украины ученый считал независимое, суверенное жизнь ее как самостоятельного государства. Ведь без собственного государства надеяться любого экономического, политического и культурного развития нации. Создание самостоятельного государства для него - это вопрос существования украинского как нации. Ведь нация и государство - понятия взаимосвязанные. Без первого нет второго, и наоборот. Липинский трактовал нацию как категорию надэтнические, главным критерием бытия которой является осознание всеми народами, что они живут в Украине, осознание своего единства в украинском государстве. Распространения идеи независимой Украины, за Липинским, является главной целью украинского общества, невзирая на этническое происхождение отдельных его слоев.

Вторая важная тезис в теории Липинского - освещение преемственности украинской государственности. В самом своем историческом произведении "Украина на переломе" он убедительно доказал существование Украинского государства во времена Б.Хмельницкого - примерно строителя государственной структуры Украины, которую Липинский связывал лишь с идеей гетманства, отвергая путь демократической республики. Липинский ведущим слоем общества считал в каждый исторический период аристократию (элиту). В древнерусские времена - это князь и жена, в польско-литовский - украинская шляхта, в XVII в. , Во время упадка шляхты и ее полонизации роль аристократии перебирают казачество и часть старой шляхты, отмежевалась от окатоличенной собратии; в XVIII-XX вв. -Потомки русифицированной и полонизированной шляхты, зажиточное крестьянство и частично интеллигенция, Следует иметь в виду, что аристократия для него - активный, организуя элемент в каждой нации. Украина, по его мнению, так и потеряла свою независимость, ведущая слой ее была постепенно включена в польского и российского государственных организмов.

В. Липинский не принимал классовой теории построения общества с Марксом и тем более не согласен с принципом антагонизма между господами и крестьянством, рабочим классом и буржуазией. Центральное место в идеологии Липинского занимает критика слабостей украинского движения, которые привели, по его мнению, к поражению Украинского государства в 1917-1920 гг, и поиски путей выхода из национально-политического кризиса. Хотя Липинский был принципиальным критиком демократии, его идеология привела к утверждению либерально-демократических ценностей и преодоления тоталитарных тенденций в украинской политической мысли XX в.

10. Политика как общественное явление: происхождение, сущность, структура.

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее происхождение ее, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
Другим распространенным подходом стала антропологическаятрактовка, обосновывающая необходимость политики природой человека Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс. Биологическая трактовка: Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца, человеку, как и любому животному, присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание. Психологическая – Фрейд.
Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов. Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе . 1. Управление обществом – Истон, Алмонд.
2. Субстанциональный подход. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. 3. Институционный подход - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). 4. Социологический подход отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. 5. Телеологическийподход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики: социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.; институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО; функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе. Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы. Политические процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс - это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества. Виды:
1. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику.
2. По масштабу она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.
3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую политику.
4. По субъектам политики, т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и др.Структура политики:субъекты, объекты, политические процессы, власть, политические идеи и концепции, политические отношения.

Наши рекомендации