Предмет и задачи источниковедения.

10.09.11

Источниковедение в истории России

Григорьев Андрей Александрович

зачет (сл сем - практика)

Учебники (стремные):

- источниковедение истории ссср под ред Кавальченко, м, 1981г.

- источниковедение, Кабанов, данилевский, 92г.

Тема1

Предмет и задачи источниковедения.

Источниковедение - нем. 19 в, Вайтснен- вошло в науку. Первоначально понимали, как розыск исторических источников.

18в. - уже проявлялось в виде библиографии. Критическое изучение достоверности источников.

Российские:

-Шлецер (нем, но работающий в России) выдвинул нск стадий изучения источников:

1. оценка подлинности и сохранности текста,

2. прочтение и объяснение текста,

3. выяснение достоверности (высшая критика).

Источники - это "припас".

Проблема смысла истории, историка. История нужна для познания прошлого, а историка говорить правду. История это также воспитательная наука (Ломоносов).

Основные источники в истории России поначалу это летописи. В нач. 19в. произошел прорыв в источниковой базе (экспед Строева), в оборот вошли источ-ки, которые и не собирались использовать, их стало много. И теперь это не только критика (как в 18 в. - критика с позиции здравого смысла), нужны теперь и вспомогательные методов-развитие методологии.

Позитивисты - в истории познание на опыте, основывается на основе источников. Ланглуа, Шарль Сеньебос -"Введение в изучение истории. Поиск и сбор документов, анализ, синтез.

Школа анналов. Люсьен Певр, Марк Бов, Роберт Коленбург (анг). Главное не текст, а историк. Он не создает прошлое, а конструирует его на основе прошлого. Чисто текст не дает полного знания. => нужно учитывать другие науки (пси, нпр).

С сер. 19 в. в России источниковедение выделяется в отдельную науку (а на Западе она считалась еще исторической наукой). К.Н. Крюмен, Ключевский В.И., М.О. Коялович, А.А. Шахмотов, А.С. Лаппо-Данилевский(почти первый создал методологию источниковедения, предложил исключить библиографию из источниковедения).

Определений много, основные аспекты:

1. историческая критика,

2. филологическая критика,

3. интерпретация.

После 1917г. исследования в обл источн-ия были заброшены, изучались археологией какое-то время. В 30-е г. были разработки. С сер. 50х дискуссия о том, что это такое вообще. Определний свыше 32х. Есть 2 осн группы:

1. ист-ие как комплекс дисциплин - не суще-т, это обобщенное название дисциплин, связанных и изучение источников. Это собирательное название.

2. это отдельная отрасль исторической науки. Имеет свой предмет, задачи, методы. Да, она исп результ др наук. Лекции строятся на этом положении.

Источниковедение - самостоятельная отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику , выявление, изучение и использование исторических источников, преимущественно письменных.

Предмет:

-теория и методика

- изучение закономерностей появления и развития источника, форм и способов отображения в них исторического процесса.

историк - изучает источники, нужные для его исследований

источниковед - требует выявления всей инфо, выясняет информационные возможности источника, помагает оценить значение каждого источника.

Источник- носитель инфо, ист фактов.

Задачилогически вытекают из его предмета.

1. Разработка теоретико-методологичеких приемов анализа источников.

2. выявление комплекса исторических источников.

3. опр-ие достоверности источника.

4. разработка методов выявления содержащихся в источниках информации.

5. опр-ие достоверности показаний источника.

6. опр-ие спсб использования источника.

7. разработка системы поиска инфо об источниках.

Исторический источник-гл объект ист-ия.

мно-во определений. до 19 века = остатки, предания, традиции и т.д. Со 2й половины 19 в. = уже что-то особенное.

Это памятник материальной или дух-ой кул-ры, созданный в конкретных условиях общ-ого развития и несущий адекватную инфо о прошлом. (это результат каких-то действий, прямая связь).

Особенности:

1. Все источники созданы человеком. (полезные ископ не источники).

2. Каждый источник создается с опр целью.

3. Закл в себе какую-то инфо.

4. Это прямой или опосредованный результат каких-то событий, явлений и процессов.

5. одно из составляющих человеческой культуры.

6. не только отображает реальность, но и может влиять на реальность.

Это абстрактное понятие. в природе источника не существует.

Наши рекомендации