Предмет и задачи источниковедения.
10.09.11
Источниковедение в истории России
Григорьев Андрей Александрович
зачет (сл сем - практика)
Учебники (стремные):
- источниковедение истории ссср под ред Кавальченко, м, 1981г.
- источниковедение, Кабанов, данилевский, 92г.
Тема1
Предмет и задачи источниковедения.
Источниковедение - нем. 19 в, Вайтснен- вошло в науку. Первоначально понимали, как розыск исторических источников.
18в. - уже проявлялось в виде библиографии. Критическое изучение достоверности источников.
Российские:
-Шлецер (нем, но работающий в России) выдвинул нск стадий изучения источников:
1. оценка подлинности и сохранности текста,
2. прочтение и объяснение текста,
3. выяснение достоверности (высшая критика).
Источники - это "припас".
Проблема смысла истории, историка. История нужна для познания прошлого, а историка говорить правду. История это также воспитательная наука (Ломоносов).
Основные источники в истории России поначалу это летописи. В нач. 19в. произошел прорыв в источниковой базе (экспед Строева), в оборот вошли источ-ки, которые и не собирались использовать, их стало много. И теперь это не только критика (как в 18 в. - критика с позиции здравого смысла), нужны теперь и вспомогательные методов-развитие методологии.
Позитивисты - в истории познание на опыте, основывается на основе источников. Ланглуа, Шарль Сеньебос -"Введение в изучение истории. Поиск и сбор документов, анализ, синтез.
Школа анналов. Люсьен Певр, Марк Бов, Роберт Коленбург (анг). Главное не текст, а историк. Он не создает прошлое, а конструирует его на основе прошлого. Чисто текст не дает полного знания. => нужно учитывать другие науки (пси, нпр).
С сер. 19 в. в России источниковедение выделяется в отдельную науку (а на Западе она считалась еще исторической наукой). К.Н. Крюмен, Ключевский В.И., М.О. Коялович, А.А. Шахмотов, А.С. Лаппо-Данилевский(почти первый создал методологию источниковедения, предложил исключить библиографию из источниковедения).
Определений много, основные аспекты:
1. историческая критика,
2. филологическая критика,
3. интерпретация.
После 1917г. исследования в обл источн-ия были заброшены, изучались археологией какое-то время. В 30-е г. были разработки. С сер. 50х дискуссия о том, что это такое вообще. Определний свыше 32х. Есть 2 осн группы:
1. ист-ие как комплекс дисциплин - не суще-т, это обобщенное название дисциплин, связанных и изучение источников. Это собирательное название.
2. это отдельная отрасль исторической науки. Имеет свой предмет, задачи, методы. Да, она исп результ др наук. Лекции строятся на этом положении.
Источниковедение - самостоятельная отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику , выявление, изучение и использование исторических источников, преимущественно письменных.
Предмет:
-теория и методика
- изучение закономерностей появления и развития источника, форм и способов отображения в них исторического процесса.
историк - изучает источники, нужные для его исследований
источниковед - требует выявления всей инфо, выясняет информационные возможности источника, помагает оценить значение каждого источника.
Источник- носитель инфо, ист фактов.
Задачилогически вытекают из его предмета.
1. Разработка теоретико-методологичеких приемов анализа источников.
2. выявление комплекса исторических источников.
3. опр-ие достоверности источника.
4. разработка методов выявления содержащихся в источниках информации.
5. опр-ие достоверности показаний источника.
6. опр-ие спсб использования источника.
7. разработка системы поиска инфо об источниках.
Исторический источник-гл объект ист-ия.
мно-во определений. до 19 века = остатки, предания, традиции и т.д. Со 2й половины 19 в. = уже что-то особенное.
Это памятник материальной или дух-ой кул-ры, созданный в конкретных условиях общ-ого развития и несущий адекватную инфо о прошлом. (это результат каких-то действий, прямая связь).
Особенности:
1. Все источники созданы человеком. (полезные ископ не источники).
2. Каждый источник создается с опр целью.
3. Закл в себе какую-то инфо.
4. Это прямой или опосредованный результат каких-то событий, явлений и процессов.
5. одно из составляющих человеческой культуры.
6. не только отображает реальность, но и может влиять на реальность.
Это абстрактное понятие. в природе источника не существует.