Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина предназначена для студентов всех форм обучения СПбГУКИ. Дисциплина «История костюма» посвящена изучению истории западноевропейского костюма, начиная со времен зарождения костюма в период Первобытной культуры вплоть до конца XIX века. Курс предполагает рассмотрение истории костюма в контексте динамики культурных процессов, с позиции аксиологии, соционормативных изменений, а так же в контексте художественных стилей. В процессе освоения курса рассматривается история костюма Первобытной эпохи, Древного Востока, Античного мира, эпохи Средних веков, эпохи Возрождения, культуры XVII-XVIII веков, а так же культуры XIX века. Особое внимание уделяется иконографическому и стилистическому аспектам развития костюма рассматриваемых эпох, региональным особенностям и общим закономерностям эволюциикостюма.
Цели и задачи дисциплины определяются общегуманитарными и профессиональными аспектами подготовки специалистов в СПбГУКИ и состоят в формировании исторического сознания студентов на основе усвоения закономерностей истории развития костюма от динамики культуры и тенденциями мирового исторического процесса.
Целями освоения дисциплины «История костюма» являются:
· формирование у студентов четкого представления об основных этапах развития костюма
· воспитание способности к рассмотрению костюма в контексте историко-культурных явлений
· знание студентом наиболее важных фактов и художественных явлений в истории костюма
§ обучение студентов принципам составления библиографии и работы с научной литературой по истории, искусствоведению, философии, культурологи;
§ освоение основных этапов стилистической эволюции западноевропейского костюма
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
§ выявить своеобразие восприятия и интерпретации искусства костюма рассматриваемых эпох;
§ осмыслить место костюма в культуре и искусстве западной Европы от Первобытности до ХХ века;
§ изучить основные стилистические направления развития костюма в истории;
§ рассмотреть закономерности эволюции костюма, выявить характерные черты каждого из рассматриваемых периодов;
§ ознакомление с принципами поиска информации в музеях, фондах, библиотеках, архивах, электронных каталогах;
§ обучить принципам составления обзоров, библиографий при работе над рефератом и при подготовке к семинарским занятиям;
§ ознакомление с методами обработки и подготовки информации по соответствующей теме для дальнейшего её использования;
§ выработать навык работы в коллективе, ведения научных дискуссий, аргументированного спора и умения отстоять определенную точку зрения;
§ введение необходимой терминологии, обогащение профессионального языка студента.
В ходе лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы над дисциплиной происходит знакомство студентов с современным уровнем научных исследований по проблемам истории костюма, с основными тенденциями и закономерностям эволюции костюма от первобытности до начала ХХ века.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- базовый материал основных учебных циклов/дисциплин «История костюма»
– современные концепции изучения развития костюма;
– общие закономерности и национальные особенности истории костюма
– важнейшие события и явления, имена, определивших развитие моды и костюма в истории
Уметь:
- применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности.
- применять общепрофессиональные знания по теории и методов изучения истории костюма;
- обладать способностью критически анализировать и излагать базовую информацию по истории и теории моды, характеризовать специфику и особенности истории костюма.
– анализировать важнейшие события и явления мировой моды и истории костюма на основе научной методологии;
– работать с научно-исторической и публицистической литературой;
– выделять и анализировать проблематику развития костюма в изучаемых курсах использовать ее в профессиональной деятельности.
Формы контроля.
Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются:
–устный опрос(УО), тестирование (Т). Проведение устного опроса на отдельных занятиях предполагает возможность закрепления пройденного материала и выявление уровня освоения отдельных тем путём проведения беседы со студентами по актуальным вопросам современной медиевистики.
Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются:
–тест по каждой теме программы дисциплины; реферат. Выполнение указанных работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена как не выполнившие график учебного процесса. Тестирование перед экзаменом позволяет выявить степень подготовленности студента по отдельным темам в рамках материалов изучаемого курса, предваряя основной экзамен, оно даёт возможность оценить знания учащихся в области терминологии, эволюции костюма и атрибуции отдельных произведений искусства моды. Тестирование, включающее вопросы на понимание специфики образного языка каждого из периодов предполагает вопросы с 4 вариантами ответов, только один из которых правильный. При оценке результатов используется следующая система критериев: До 80% - отлично, до 60% - хорошо, до 40% - удовлетворительно.
- Зачет, по разделам с раздела история костюма древнего мира до раздела история костюма восемнадцатого века.
Формой итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины является
- экзамен. Экзамен предполагает проведение опроса по всем темам на знание изобразительного ряда и устное собеседование по пройденным темам. Экзаменационный билет содержит теоретические вопросы на знание специфики костюма того или иного периода, выявление стилистических особенностей и специфики костюма и практическое задание направленное на атрибуцию конкретного представленного костюма. (следует указать эпоху, название одежд, отметить иконографические особенности, определить социо-культурный контекст костюма) Успешный ответ предполагает четкие представления о характере эволюции костюма в рамках каждого отдельного периода, знание основ иконографии, умение логично и последовательно излагать материал, владение навыками описания и анализа памятников, выявление специфики искусства моды, знание характера исторического процесса и понимание места и роли костюма в контексте мировой культуры и искусства.
Учебно-тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия, час | Самост. работа, час | Формы* контроля | |
Лекции | Семинары | |||||
Введение. Место костюма в искусстве и культуре. | - | УО | ||||
Тема 1. Одежда Древнего Востока. Одежда в Шумере, Ассиро-Вавилонии, Древней Персии | Т (1-10) | |||||
Тема2. Костюм Древнего Египта. | Т (11-20) | |||||
Тема 3. Костюм Античности | Т (21-30) | |||||
Тема 4. Костюм Византии | Т (31-40) | |||||
Тема 5. Костюм Средних веков | Т (41-50) | |||||
Тема 6. Костюм Возрождения | Т (50- 60) | |||||
Костюм периода барокко и классицизма | Т (61-80) | |||||
9. | Костюм XIX века | Т (80-100) | ||||
Промежуточный контроль | Консультация | т | ||||
Итоговый контроль | Консультация | Зачет 0,3 на чел. И Экзамен 0,5 ч. на студента | ||||
Итого: |
*) Номера тестовых заданий для самоконтроля.
**) Рубежный контроль в виде тестирования предполагается на 6-ой, 12-ой и 18-ой неделях учебного семестра.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН