Общие методические указания. Федеральное государственное бюджетное образовательное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Декан

______В.Ф.Прокофьев «___»__________2011 г.

Методические рекомендации по дисциплине

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Для студентов очной формы обучения

Направление 030900.62 Юриспруденция

Цикл дисциплин общепрофессиональных; компонент «по выбору»

Разработал

Ст. преподаватель КГПД

___________Т.Н.Калинина

___ ____________2011г.

Великий Новгород

Ответственный редактор: Гусев Анатолий Викторович, кандидат юридических наук, доцент.

Методическое пособие подготовлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Специальность 030900.62«Юриспруденция».

Методическое пособие рассчитано на студентов очной формы обучения.

Общие методические указания.

Курс «Правоохранительные органы РФ» рассчитан на 36 аудиторных часов: 12 часов лекции и 24 часов семинары и практические занятия. К каждой теме курса даны задачи и контрольные задания, которые должны быть решены при проведении семинарских и практи­ческих занятий.

Семинарские занятия по дисциплине « Правоохранительные органы » предусматривают следующие основные цели:

– во-первых, оптимально организовать учебный труд студентов, предоставить возможность для проявления индивидуальности;

– во-вторых, проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе их самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательством и другими юридическими актами.

Кроме изучения вопросов, указанных в планах, студент должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоение группы определений, понятий, относящихся к соответствующей теме), тестовое и практическое (решение юридических задач, тестовых заданий).

Для обязательного письменного выполнения этих заданий каждому студенту надлежит иметь рабочую тетрадь, содержащую специальные разделы:

а) юридический словарь; б) практикум; в) конспекты научной литературы; г) выдержки из нормативно-правовых актов.

Запись лекций производится в отдельной тетради. Основные источники должны быть законспектированы к тому или иному занятию. Полнота конспектов может быть различной, но нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов. Изучать их рекомендуется в такой последовательности: Конспект лекции, учебник, рекомендуемая литература, законодательный материал, информационные материалы официальных сайтов правоохранительных органов.

На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить и запомнить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия.

Конкретная методика подготовки написания полного текста ответа (составления расширенного или краткого плана ответа, формулирования основных тезисов ответа и т. п.) избирается каждым студентом индивидуально.

Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты. Такая форма ответа наиболее оправдана потому, что соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом экзамене.

Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Семинар – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления, и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы.

Поэтому и во время семинара желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи, подготовленные материалы, вносить коррективы, устранять ошибки.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для всех других формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения «орудием» слова, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональной подготовки. Дискуссия на занятии может возникнуть хотя бы и потому, что студенты имеют разный жизненный опыт, неодинаковую подготовку и к тому же пользуются разными учебниками, в которых многие вопросы курса освещаются зачастую неоднозначно.

Уровень достижения обозначенных выше целей семинарского занятия преподаватель проверяет:

– заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов по плану занятия (по вызову преподавателя или с его позволения, по желанию студента;

– обсуждая те решения, которые выработаны на семинарских занятиях;

– контролируя тетради с конспектами источников и материалами выполнения письменных заданий;

– проводя общие письменные аудиторные контрольные работы;

­- проводя тестирование .

Данные рекомендации не универсальны. Их цель – помочь студентам выработать индивидуальную, наиболее приемлемую методику подготовки к занятиям, чтобы глубоко усвоить курс дисциплины « Правоохранительные органы».

Самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью изучения данной дисциплины.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе по «Правоохранительным органам» как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков правильного, грамотного, юридически обоснованного применения законов и подзаконных актов и использования литературы юридического характера.

Самостоятельная работа включает в себя следующие направления:

– выступления на семинаре, особенно с докладами и научными сообщениями;

– участие в диспутах, ролевых играх и «пресс-конференциях», которые будут способствовать выработке навыков публичных выступлений;

– решение практических задач, исследование судебной практики, пробелов и коллизий в действующем законодательстве;

– ведение профессионального диалога, грамотной и культурной речи, без чего трудно себе представить успешно действующего юриста.

Каждый студент должен это осознать и упорно стремиться достичь в этом определенных успехов на занятиях. В качестве самостоятельной работы студентам также предлагается написание рефератов. Реферат – это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Оформление реферата должно соответствовать требованиям ЕСКД ГОСТ 2.105–95 «Общие требования к текстовой документации». Вместе с тем оформление реферата в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ 2.105 и ГОСТ Р 21.1101. Шрифт должен соответствовать ГОСТ 2.304–81 «ЕСКД. Шрифты чертежные».

Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.д.

Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущих специалистов, закреплению у студентов юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать современное законодательство и общественно-политические явления современности, вести полемику.

Процесс написания реферата включает:

• выбор темы;

• подбор нормативных актов, специальной литературы и
иных источников, их изучение;

• составление плана;

• написание текста работы и ее оформление;

• устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного мате­риала сопоставляются различные взгляды авторов и опреде­ляется собственная позиция студента с изложением соответ­ствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики, учитывал при этом изменения в текущем законодательстве. Рекомендованная выше тематика рефератов примерная. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с научным руководителем.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого не­обходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями в «Государстве и праве», «Правоведении», «Журнале российского права», «Конституционное и муниципальное право».

В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический практический материал.

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы. Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержа­щего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные науке конституционного права, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется вклю­чить в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы. Объем реферата — от 5 до 10 машинописных страниц. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце — дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборни­ков указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газет­ную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его при­нятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт.

Текст полностью написанной и оформленной работы под­лежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицатель­но сказываются на оценке.

Содержание реферата студент докладывает на семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7—10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После докла­да автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее познакомились с текстом реферата, и отме­чают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.

Вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение студентов являются следующие:

1. Понятие и виды правоохранительных органов. Структура, полномочия, основные функции.

2. Порядок назначения отдельных должностных лиц. По указанному вопросу студентам следует обратиться к анализу положений соответствующих ФЗ Российской Федерации.

3. Основные направления деятельности отдельных правоохранительных органов. Материал для анализа указанного вопроса содержится в соответствующей нормативно-правовой базе.

Наши рекомендации