Методические указания для студентов. Федеральное государственное бюджетное образовательное

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

профессор Д. М. Азаматов

_____________________

«31» мая 2012 г.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «Философия как социокультурный феномен»

Методические указания для студентов

(для семинарских занятий)

Дисциплина «Философия»

Специальность Медико-профилактическое дело (32.05.01)

Курс II

Семестр I

Уфа

Тема: «Философия как социокультурный феномен» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Медико-профилактическое дело (32.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.

Рецензенты:

1.

2.

Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.

Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.

1. Тема: «Философия как социокультурный феномен».

Актуальность: данная тема является вводной, в которой даны определение предмета дисциплины, место философии и её функции в жизни человека и общества.

2. Цель занятия:

- знать следующие виды мировоззрения: обыденно-житейское, мифологическое, религиозное, философское, научное;

- знать функции мировоззрения;

- уметь отличать философское мировоззрение от мифологического, религиозного и научного;

- знать структуру философского знания и социальные функции философии;

- знать формулировку основного вопроса философии и понимать его связь с структурой философского знания.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- основные исторические эпохи мировой и отечественной истории:

- историю развития первобытного и рабовладельческого общества.

- содержание и компоненты духовной культуры;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- работать с научными и учебными текстами;

- реферировать научный и учебный материал.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) Что такое философия?

2) Что такое мировоззрение, виды мировоззрений?

3) Перечислите и объясните функции философии.

4) Какие разделы философии вы знаете?

5) Перечислите философские направления.

6) В чем состоит различие между материализмом и идеализмом?

7) В чем состоит различие между сенсуализмом и рационализмом?

4. Вид занятия: семинар.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);

6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Выберите первоначальное определение философии:

а) душа культуры;

б) учение о мудрости;

в) любовь к мудрости;

г) идея совершенной мудрости;

д) форма теоретического мировоззрения.

2. Определите, какой из вопросов является философским:

а) каковы пути разрешения экологического кризиса?

б) возможны ли небелковые формы жизни?

в) что есть истина?

г) в чем сущность гравитации?

д) расширяется ли Вселенная?

3. Выделите признак, характеризующий философское мировоззрение:

а) эмпирическая обоснованность

б) наглядность

в) логическая обоснованность

г) простота

д) конкретность

4. Определите, в чем состоит основной вопрос философии:

а) первичность материального;

б) познаваемость мира;

в) отношение мышления к бытию, сознания к материи;

г) методология познания;

д) вопрос о ценностной ориентации личности.

5. Какой из вопросов раскрывает сущность гносеологии:

а) может ли человечество знать обо всем?

б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира?

в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точное знание обо всем мире?

6. Выберите суждение, характерное для субъективного идеализма:

а) законы природы создаются мышлением человека;

б) сознание есть свойство, продукт материи;

в) бытие определяет сознание;

г) материя и сознание – две основы бытия.

7. Мировоззрение – это:

а) мироощущение;

б) знание о мире;

в) практический опыт человека;

г) совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.

8. Покажите соотношение философии и мировоззрения:

а) философия – это мировоззрение;

б) философия и мировоззрение – основные формы мифологии;

в) философия – теоретическое ядро мировоззрения;

г) философия – форма интегрирующего мышления;

д) философия – теоретическая наука, мировоззрение относится к области практического.

9. Функция философии, состоящая в формировании целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром, получила название…

а) методологической;

б) прогностической;

в) аксиологической;

г) мировоззренческой.

10. Суждения, характерные только для материализма (несколько вариантов!):

а) основой мира является мировой разум;

б) бытие определяет сознание;

в) мир существует вне сознания;

г) материя – это все, что обладает массой и энергией;

д) сознание – есть свойство, продукт материи;

е) тела состоят из атомов;

ж) Бог не существует.

7.1.2. Проверка конспекта на тему: Структура философии. Функции философии.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1. Предмет и объект философии, специфика философского знания;

2. Объективные исторические условия и предпосылки появления философского мировоззрения;

3. Что есть мировоззрение и виды мировоззрений; соотношение мировоззрения и философии;

4. Функции философии; место философии в системе знаний и жизни человека и общества.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Объясните понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, объективный, субъективный, материализм, идеализм, функция, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, этика, эстетика.

Темы докладов и рефератов:

1. Философия и медицина

2. Наука и философия: единство и различие

3. Философия как духовная квинтэссенция эпохи

4. Сущность мировоззрения и его основные элементы

5. Проблема происхождения философии

6. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности

7. Особенности философского мировоззрения

На занятии студенту необходимо выполнить:

· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;

· ответить на вопросы преподавателя;

· сформулировать вопрос докладчику;

· решить предложенные тестовые задания.

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.

Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:

- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;

- развернутое выступление – 4 балла;

- выполненный конспект – 3 балла;

- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;

- тестовое задание – 5 баллов.

Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

8. Литература (в т.ч. указать адреса электронных ресурсов):

Основная:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 7 – 39.

2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 11 – 21

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. с. 8 – 52, 29 – 52; Ч.2. Гл. 9, 10. с. 420 – 478

4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. I, Гл. 1. с. 13 – 25

Дополнительная:

1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/intro.php

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/01.php

4. http://www.modernlib.ru/books/mamardashvili_merab/kak_ya_ponimayu_filosofiyu/read/

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: 1990.

6. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00013888_0.html

Подпись автора методической разработки: ___________

«31» мая 2012 г.

Наши рекомендации