Лекция № 12 по истории средних веков
От 22 ноября 2005 года
Не Лекция № 11 по истории средних веков
От 15 ноября 2005 года
Город, который в XI в. входит в новый этап своего развития.
В XI в. начинается новая фаза, которая обычно именуется как эпоха обретения городскими общинами коммунальной автономии или общинного самоуправления. Этот этап страдает явной асинхронией применимо к разным регионам, он не совпадает по хронологии. Но в целом, накладывая его на ландшафты Западной Европы, можем идентифицировать эту фазу с тремя столетиями XI-XII-XIII век.
Борьба городских общин за самоуправление возникла не на пустом месте, была спровоцирована прежде всего развитием самих городов. Бесспорно интересы городской общины, прежде всего рыночные и хозяйственные интересы, играют здесь одну из первых ролей.
Вторым фактором станет церковная реформа. Как это не парадоксально, но клюнийское движение и религиозное возрождение запада в X-XI вв. весьма сильно скажется на темпах этой коммунальной борьбы, на желании горожан обрести собственное самоуправление. Два региона выделим в Европе, которые шли в авангарде этого коммунального движения.
Эти регионы северная Италия и северная Франция, которая включает в себя монархические границы Французского королевства, т.е. не нынешнюю северную Францию, а Францию и Нидерланды. Т.е. земли, ныне поделенные между двумя королевствами: королевством Бельгия и королевством Голландия.
Северная Италия и северная Франция, и соответственно Нидерланды – 2 региона интенсивного городского развития в X-XI вв. В них очень рано встал вопрос об эмансипации городских общин от власти местных сеньоров, т.е. о желании добиться определенных прав, свобод и привилегий.
В северной Италии все ясно. Здесь плотная сеть экономических и торговых сообщений. В центре этой сети располагается славный город Милан, миланская городская община, восходящая к старой римской муниципии, которая переживает настоящий подъем в XI-XII вв.
Милан уподобился паучку, который в кончиках своих лапок придерживает ниточки этих важных коммерческих и торговых связей, опутывавших северную Италию.
Милан - центр торговли между Заальпийскими северными землями и между землями центральной Италии. Это важный транзитный пункт. Плюс к этому в Милане очень сильно выступает местное ремесленное производство. Милан - классическая комбинация торговой и чисто производственной функции.
Северная Франция и Нидерланды ориентированы также на 2 фактора. Приморские города ориентированы в основном на торговлю. Торговля идет в основном вдоль побережья северного моря. С XII века коммерческие маршруты протягиваются непосредственно до Британских островов. Вторая ипостась – крупные центры сукноделия, обработки шерсти, ткани. Здесь славятся преимущественно Фламандские и северно-французский городские общины. Их множество. Наиболее крупные: Тамбре, Ланц, Сент-Омер, и т.д.
К числу прибрежных городов отнесем городскую общину Брюгге. Брюгге по-настоящему диктует свою коммерческую волю, инициативу соседним городам. Он превращается в главную жемчужину этого городского сообщества Северной Франции и Нидерландов.
Возникает вопрос: каким образом шла борьба с местными сеньорами, чем она заканчивалась, от каких факторов зависела? Факторы, определявшие темпы этой борьбы: экономическая сила города с одной стороны, и возможности сеньора с другой стороны: княжеской, королевской, духовной власти и т.д.
3 фактор: вмешательство третьей стороны. Для Франции XII-XIII века как раз характерно, когда королевская власть начнет систематически опираться на мнение горожан и на поддержку городских общин. Горожане здесь выступают в качестве главных заинтересованных в поддержке королевской власти лиц.
Для Италии важен еще один фактор. В северной Италии местная духовная власть, епископы, практически все ставленники императора. Поэтому первые клюнийские папы стремятся ослабить влияние этого коррумпированного епископата, и потому сознательно провоцируют усиление позиций городских общин. Это содействует в конечном счете освобождению местных коммун от власти епископов. Классический пример Милан. Во второй пол. XI века по инициативе папы Григория VII в Милане разворачивается патерия – самое настоящее всенародное возмущение властью епископа, который был ставленником германского императора. Этот элемент патерии - популистских акций, когда папы сознательно натравливали жителей городов на местную власть, очень сильно содействует тому, что Милан одним из первых городов в северной Италии обретает коммунальное самоуправление. С конца XI века городская община Милана получает одна из первых Коммунальную хартию, которая свидетельствует о самоуправлении, о самостоятельном статусе этой городской общины.
Примерно тоже самое происходит в Северной Франции. Но здесь борьба идет гораздо более длительная и ожесточенная. Почему? Потому что и городки и их сеньоры не обладают решающими козырями в этой борьбе. У епископов, слишком незначительных для такого региона, не хватает объективных сил, чтобы поставить города на колени, а у городов пока еще недостаточно средств вообще и финансовых, дабы победить в этом противостоянии с епископской властью.
Классический пример такого поединка сеньора и городской общины это история города Ланца. С конца XI века и на протяжении 100 лет городская община Ланца ведет ожесточенную борьбу с местным епископом, которая в конечном счете заканчивается вмешательством короля в начале XIII века, благоприятным вмешательством короля на стороне городской общины.
С середины XII века и особенно в XIII в. конфликтная зона интересов между сеньором и городом стремительно расширяется. Помимо северной Италии и Франции коммунальная борьба разворачивается в немецких землях и даже в центральной Италии. Для Германии характерны наиболее острые формы противостояния. Почему? Потому что в XIII в. значительное число прибрежных, речных городских общин немецкого королевства выступают достаточно богатой сильной величиной, чтобы бороться за свои привилегии и свободы с местной княжеской администрацией.
В свою очередь князья, занимающие верхнюю ступень немецкой социальной организации, пользуясь ослаблением королевской власти также решительно противится этому усилению городского фактора. Классические примеры противостояния князей и городов в Германии это истории и судьбы городов по берегам Рейна.
Берега Рейна – это 2 крупные общины Кёльн и Майнц. В Кёльне конфликт разгорается в конце XII века. Кёльн довольно быстро богатеет и жиреет за счет транзитной речной торговли, которая связывает порт Кёльна с Северным морем и с южно-немецким регионом. Это приводит также к почти 200-летнему противостоянию городской общины Кёльна и местных архиепископов. Архиепископы не хотели уступать своих таможенных прав, прав на сбор податей и таможенных пошлин за провоз товаров по Рейну. И кроме того, в силу своего статуса епископы Кёльна - заместители императора по управлению Италией. Это очень авторитетные персоны, и поступаться в борьбе с собственными городами им очень не хотелось.
Кульминационный момент это событие 1288 года, когда архиепископам удалось в союзе с другими немецкими князьями одержать важную и крупную победу над Кёльном и его горожанами.
С конца XIII века Кёльн будет вынужден идти на компромисс, предусматривавший определенную умеренность в аппетитах городской общины. Некоторые ограничения, наложенные со стороны архиепископской администрации, остались.
Своей кульминации городских споров этот немецкий регион обретает в XIV в., когда в самой Германии и внутри немецкого королевства формируются целые коалиции городов и князей, направленных друг против друга.
В Германии XIV века.