Обучающихся по учебной дисциплине «История и методология
юридической науки»
Успех самостоятельной работы каждого магистранта в значительной степени определяется его личными качествами, уровнем подготовки, его настойчивостью и целеустремленностью. Плодотворность ее во многом зависит от органического единства форм, методов и содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистранта, от того, насколько эффективно он владеет методикой и техникой самостоятельного поиска и добывания знаний, навыками творческого решения вопросов.
Главное в организации самостоятельной работы магистрантов (СРМ) в вузе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности магистрантов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
Цель СРМ – научить магистранта осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебной литературой, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Самостоятельная подготовка студентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других видах занятий, для выработки навыков самостоятельного применения новых, дополнительных знаний и подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачету.
а) по подготовке к лекциям
Важным условием успешного изучения дисциплины является посещение лекций. Под посещением подразумевается не форма пассивного присутствия, а активная работа по изучению нового материала. Подготовка к лекционным занятиям включает в себя анализ предлагаемых для изучения вопросов, изучение нормативных источников и учебной и научной литературы по рассматриваемым вопросам лекции. В процессе лекции студент может задавать уточняющие вопросы, осуществить взаимосвязь нового материала с уже изученным, подготовить базу для эффективного использования полученных знаний, облегчить подготовку к семинарскому занятию. Эффективным способом фиксации лекционного материала является конспектирование, представляющее собой не только фиксацию важнейших моментов лекции, но и указание примеров для понимания того или иного теоретического материала.
б) по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо использовать конспектированные материалы лекций, учебную и научную литературу. Подготовка ответов по выносимым на обсуждение вопросам практического занятия включает в себя не только прочтение материала, но и его анализ и критическую оценку. Студенту следует выявить малоизученные аспекты рассматриваемых вопросов, проявить инициативу при подготовке сообщений и докладов. При подготовке сообщений и докладов необходимо учитывать временное ограничение времени изложения подготовленного материала (не более 10 минут). Изложение сообщения или доклада производится в форме рассказа, а не чтения с листа. После сообщения или доклада студент должен быть готов ответить на уточняющие вопросы аудитории.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется систематизировать знания, изображая их в табличном, графическом или схематичном виде. Это позволит установить взаимосвязь изучаемых явлений, упростит задачу запоминания материала, облегчит процесс практического применения полученных знаний.
Задачей практических занятий является выработка умения использовать теоретические знания, проявить наличие практических навыков. При подготовке к практическому занятию студенту следует заблаговременно обеспечить наличие необходимо для данного занятия первоисточников, памятников права, самостоятельно повторить ранее изученные темы.
в) по работе с терминологией
Основной задачей любой юридической науки является умение работать с терминами и их определениями. Особенностью юридической деятельности является необходимость однозначного толкования используемых терминов. Для работы с терминологией эффективным является использование как учебной и научной литературы, так и юридических и философских словарей.
Работа с терминами может осуществляться как в форме составления собственных тематических словариков для удобства и скорости поиска необходимого термина. С этой целью студенту необходимо каждый новый встречающийся термин записывать и во время подготовки к семинарским и практическим занятиям указывать соответствующее определение. В случае возникновения сложности выбора определения из имеющегося объема в рамках научного знания необходимо задавать вопросы преподавателю в рамках лекционных и практических занятий.
г) по подготовке к тестированию
При подготовке к промежуточному или итоговому тестированию студенту необходимо обратить внимание на сложность юридических конструкций, что включает в себя необходимость решения различных видов тестовых заданий. Открытые тестовые задания (без вариантов ответов) выявляют знание студента соответствующих нормативных или понятийных положений. Закрытые тестовые задания (с перечнем возможных вариантов ответов, среди которых хотя бы один ответ является неверным) обеспечивают структурность мышления студента, вынужденного выбрать из предложенных вариантов ответ все правильные варианты. Отсутствие хотя бы одного правильного варианта или выбор хотя бы одного неверного варианта влекут за собой недействительность всей юридической конструкции. Тестовые задания на установления соответствия подразумевают необходимость проявления студентов не только знания учебного материала, но и умения применять правила формальной логики. Невыполнение данных требований может повлечь за собой недействительность юридического документа. Тестовые задания на упорядочение направлены на установление логической последовательности рассматриваемых явлений (времени существования явлений, расположения структурных элементов правовых документов и т.п.). Нарушение последовательности действий при совершении юридически значимых действий влечет за собой нарушение правовых основ юридической деятельности.
Эффективным способом для подготовки к тестированию является работа студента по решению тестовых заданий, предоставленных для самостоятельной работы. Также при подготовке к такой форме контроля знаний, как решение тестовых заданий, следует самостоятельно попытаться проработать рассматриваемые в дисциплине вопросы в форме составления тестовых заданий.
д) по подготовке к зачету (экзамену)
При подготовке к зачету и экзамену студенту следует иметь в виду, что зачет и экзамен являются итоговой формой контроля по изучению данной учебной дисциплины. Они предполагают максимальную концентрацию знаний и умений студента, предполагающих полное изучение материала дисциплины.
Зачет (экзамен) могут проводиться как в форме собеседования, так и в форме тестирования.
Зачет (экзамен) в форме собеседования предполагает ответ по случайно выбранному билету, в составе которого находится два вопроса. Во время подготовки к ответу по выбранному билету студенту следует не писать дословный ответ по обозначенным вопросам, а составить схематичный план ответа, установив ключевые моменты ответа. К таким ключевым моментам ответа относятся сущностные характеристики рассматриваемого вопроса, необходимые для понимания термины и их определения, логическая последовательность излагаемого ответа.
После окончания ответа по вопросам билета студенту могут быть заданы уточняющие вопросы, что не обязательно означает неправильность изложенного студентом материала. Уточняющие вопросы направлены на проверку понимания изложенного теоретического материала и на оценку степени умения их практического применения. Уточняющие вопросы могут быть заданы не только по вопросам билета, но и по любой теме дисциплины, что означает необходимость комплексной подготовки студента, а не выборочного рассмотрения тех или иных вопросов.
Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам всего собеседования на основе полноты и достоверности изложенного студентом ответа и проявленных умений практического применения теоретических знаний.
Зачет (экзамен) могут быть проведены в форме итогового тестирования. В этом случае студенту следует максимально сконцентрировать для решения тестовых заданий, отвечая максимально точно и полно в строго установленных пределах времени. Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам проверки решений теста. Положительная оценка проставляется в случае верного решения не менее 75% объема тестовых заданий.
е) по организации самостоятельной работы студента
Изучение многих историко-теоретических дисциплин предполагает ознакомление с доктринальными источниками, а также определение предмета, объекта и задач дисциплины. Кроме того, студентами определяется место учебной дисциплины в системе научного знания; ее значение в практической деятельности юриста. Рекомендуется обратиться к современным периодическим изданиям для анализа недостатков существующей методологии и предложений по направлениям ее обновления.
В качестве дополнительного источника информации можно (и нужно) воспользоваться ресурсами сети «Интернет».
В процессе работы с нормативными источниками необходимо учитывать, что правовые явления существуют не в статическом, а в динамическом ряде. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы используемые источники отражали правовую действительность, а не только историческую ретроспективу.
Особое внимание самостоятельной работе следует уделять студентам, обучающимся по заочной форме обучения. Специфика данной формы обучения подразумевает изучение объема учебной дисциплины до периода установочной сессии, что позволит студентам в рамках минимального лекционного курса получить ответы на вопросы, возникшие в процессе самостоятельного обучения. В случае предварительной подготовки студента к лекционным занятиям упрощается процесс восприятия новой информации и возникает комплексное осознание выносимых на обсуждение вопросов.
Таким образом, студенту, обучающемуся по заочной форме обучения, необходимо внимательно проанализировать план учебной дисциплины, обратить внимание на вопросы практических занятий (в том числе, предусмотренных для очной формы обучения).
Заочная форма обучения предусматривает и минимальную аудиторную занятость студента в рамках выполнения практических заданий. Следовательно, выработка практических знаний и умений также остается в рамках самостоятельной работы студента. В случае затруднений, возникающих при выполнении практических заданий, студенту надлежит обратиться к профессорско-преподавательскому составу кафедры для получения консультации.
Работа с печатными изданиями для студента, обучающегося по заочной форме обучения, может быть связана с трудностями в области доступа к современной научной печатной литературе. В связи с развитием научно-технического прогресса в такой ситуации студенту надлежит воспользоваться материалами, находящимися в открытом доступе сети Internet и электронной библиотеки Академии. Также необходимо учитывать, что по состоянию на сегодняшний день многие справочные правовые системы содержат не только текст нормативных актов, но и научные статьи по различным вопросам (например, СПС «КонсультантПлюс»). Одновременно следует обратить свое внимание на публичные библиотеки, предоставляющие возможность доступа к электронным версиям печатных источников.
В силу кратковременности изучения и значительного объема данной учебной дисциплины кафедра настоятельно рекомендует студентам систематически, а не эпизодически работать над изучением курса учебных дисциплин.
Рекомендуемые этапы самостоятельной подготовки к практическим занятиям по дисциплине «История и методология юридической науки» (очная форма обучения)
Этапы освоения дисциплины, темы | Приобретаемые компетенции | СР | Задания | Ожидаемые результаты, сроки выполнения |
Тема 1. Предмет и методология юридической науки. Структура юридической науки. | ОК-1-3. | 1) Повторение материалов конспекта лекции; 2) Подготовка к устному опросу; 3) Написание текстов докладов и подготовка к их обсуждению | - получение базовых знаний о содержании и функциях юридической науки; - получение сопутствующих знаний о состоянии гуманитарной науки и месте юриспруденции в ее системе. | |
Тема 2. История европейской юриспруденции | ОК-1-3, ПК-11, 12, 13 | Составить схему структуры европейской юридической науки; показать направления ее эволюции и формы воздействия на российскую юриспруденцию. | Знать: основные вехи эволюции европейской юриспруденции; Уметь: составить структурно-логическую схему европейской юриспруденции; Владеть основной терминологией по дисциплине. | |
Тема 3. Современные типы правопонимания | ОК-1-3, 5; ПК-11-12; ПК-13. | Подготовка рефератов и презентаций к ним; изучение особенностей отдельных типов правопонимания в России. | Знать: основные типы правопонимания Уметь: сопоставлять основные типы правопонимания; Выделять направления рецепции зарубежного права в правовой системе России. Владеть: основной терминологией по дисциплине. | |
Зачет по дисциплине | ОК-1-3, 5; ПК-11-12; ПК-13,14,15. | Повторение материалов конспектов лекций самотестирование | Получениебазовых знаний о содержании и функциях юридической науки; получение сопутствующих знаний о состоянии гуманитарной науки и месте юриспруденции в ее системе. Знать: основные вехи эволюции европейской юриспруденции; Уметь: составить структурно-логическую схему европейской юриспруденции; Владеть основной терминологией по дисциплине. | |
Всего часов |
Рекомендуемые этапы самостоятельного изучения дисциплины «История и методология юридической науки» (заочная форма обучения на базе высшего образования)
Этапы освоения дисциплины, темы | Приобретаемые компетенции | СР | Задания | Ожидаемые результаты, сроки выполнения |
Тема 1. Предмет и методология юридической науки. Структура юридической науки. | ОК1--3 | 1) Конспектирование учебных вопросов темы; 2) Подготовка устных или письменных ответов на вопросы для самостоятельной проверки знания темы; 3) Формирование текста реферата. | - Формирование четкого представления о принципах современной юридической науки; - Овладение категориальным аппаратом юриспруденции Владеть основной терминологией по дисциплине.. | |
Тема 2. История европейской юриспруденции | ОК-1-3; ПК-11-13 | Подготовка рефератов и презентаций к ним. | Знать: основные вехи эволюции европейской юридической науки; Уметь: выделять общее и особенное в каждом этапе истории европейской юриспруденции. Владеть основной терминологией по дисциплине. | |
Тема 3. Современные типы правопонимания | ОК-1-3; ПК-11-14 | Изучение терминологии по словарю, составление структурно-логической схемы основных школ права. | Знать: основные школы правопонимания; Уметь: дать характеристику каждой школы правопонимания с указанием персоналий. Владеть основной терминологией по дисциплине. | |
Зачет по дисциплине | ОК-1-3, ОК-5, ПК-1, ПК-11,12,13,14. | Комплект билетов (Устно либо письменно) | Получениебазовых знаний о содержании и функциях юридической науки; получение сопутствующих знаний о состоянии гуманитарной науки и месте юриспруденции в ее системе. Знать: основные вехи эволюции европейской юриспруденции; Уметь: составить структурно-логическую схему европейской юриспруденции; Владеть основной терминологией по дисциплине. | |
Итого часов: | ||||
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «История и методология юридической науки»
Фонд оценочных средств учебной дисциплины является инструментом, позволяющим установить соответствие уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВПО, соответствующих направлению подготовки для промежуточной аттестации.
Задачи фонда оценочных средств по учебной дисциплине «История и методология юридической науки»:
- контроль процесса освоения студентами уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС ВПО, образовательной программы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»);
- контроль достижения целей и задач реализации образовательной программы;
- контроль приобретения в необходимом объеме знаний, умений и навыков по учебной дисциплине;
- оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих, корректирующих мероприятий.
Фонд оценочных средств по дисциплине «История и методология юридической науки» представляет собой совокупность типовых заданий, контрольных работ, тестов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. Фонд оценочных средств по учебной дисциплине раскрывает этапы формирования компетенций в процессе освоения учебной дисциплины.
Зачет и экзамен могут проводиться как в форме собеседования, так и в форме тестирования.
Зачет (экзамен) в форме собеседования предполагает ответ по случайно выбранному билету, в составе которого находится два вопроса. Во время подготовки к ответу по выбранному билету студенту следует не писать дословный ответ по обозначенным вопросам, а составить схематичный план ответа, установив ключевые моменты ответа. К таким ключевым моментам ответа относятся сущностные характеристики рассматриваемого вопроса, необходимые для понимания термины и их определения, логическая последовательность излагаемого ответа.
После окончания ответа по вопросам билета студенту могут быть заданы уточняющие вопросы, что не обязательно означает неправильность изложенного студентом материала. Уточняющие вопросы направлены на проверку понимания изложенного теоретического материала и на оценку степени умения их практического применения. Уточняющие вопросы могут быть заданы не только по вопросам билета, но и по любой теме дисциплины, что означает необходимость комплексной подготовки студента, а не выборочного рассмотрения тех или иных вопросов.
Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам всего собеседования на основе полноты и достоверности изложенного студентом ответа и проявленных умений практического применения теоретических знаний.
Зачет (экзамен) могут быть проведены в форме итогового тестирования. В этом случае студенту следует максимально сконцентрировать для решения тестовых заданий, отвечая максимально точно и полно в строго установленных пределах времени. Решение преподавателя «зачтено / не зачтено» принимается по результатам проверки решений теста. Положительная оценка проставляется в случае верного решения не менее 75% объема тестовых заданий.