LDones, Bethesda forums, 25.03.2004
Как бы то ни было, эта серия статей сосредоточена именно на мета-игровых аспектах игр серии. Простите меня, лороведы, но серьёзный разбор глубокого смыслового значения Гранатового Банкета для Whirling School я доделаю как-нибудь попозже, в ближайшее столетие. Может быть.
Как прорвать дракона
Казалось бы, историкам и в нашем-то мире приходится нелегко: разбираться в разных версиях описания событий и, учитывая предвзятость и несовершенство человеческой памяти, стараться установить истинную картину произошедшего. Дилетанты! Попробовали бы они то же самое делать в мире, где ткань реальности сворачивается в узел от одной силы воображения, где разные игроки создают разные реальности, где, наконец, само время способно порваться - точнее, быть прорванным.
Путешествуя по Вварденфеллу, можно наткнуться на пару книг: "Где был ты, когда произошел Прорыв Дракона?" и "К вопросу о Прорыве Дракона". Первая из них имеет шансы раньше попасть игроку на глаза, т.к. одна из копий лежит на виду в Гильдии Магов Балморы - месте, куда вас с большой долей вероятности занесёт на раннем этапе игры. Разумеется, далеко не все станут её читать - ведь не у всех возникает желание читать книги во время игры. Это нормально - Morrowind, в конце концов, не ставит своей целью вбить всем и каждому информацию о своей вселенной.
Говоря о сложности и продуманности вселенной TES я подразумеваю, что она сложна и продумана ровно настолько, насколько игрок желает её видеть. Lore при этом никуда, разумеется, не девается - что-нибудь нет-нет да попадёт в мозг игрока из окружающих его звуков и природы. Даже самый безграмотный игрок должен ощутить себя внутри игры - даже если на этом мир игры для него кончается. Для желающих же погрузиться чуть глубже первым шагом является чтение внутриигровых книг. Так, Филип Скудери с Gamers With Jobs обосновывает литературную ценность Morrowind тем, что чтение книг, по его мнению, не разделено с игровым процессом, а является его частью, полезной для получения наилучшего игрового опыта. Это, кстати, единственная толковая критическая статья по Morrowind, которую я нашла на просторах интернета. Хотя, по моему убеждению, дело не только в этом: внутриигровые книги не только содержат интересные знания о вселенной игры, они также расширяют игровой процесс до чего-то большего - включая природу игрового мира и роль игрока в нём. Но давайте-ка не забегать вперёд, для начала нам стоит прорвать парочку драконов.
Вернёмся к книге "Где ты был, когда..." - те игроки, что всё-таки обратят на неё внимание, безусловно обнаружат, что в ней написана абсолютная бессмыслица! Вот пара фрагментов:
Согласно Хестре, Сиродил стал Империей, лежащей поперек звезд. Согласно Шор-Элю, Сиродил стал яйцом. Большинство используют язык, на котором они могут лишь лгать. Совет собрал тексты и отчеты изо всех провинций, и все они содержат истории, не совпадающие ни в чём, кроме одного момента: все жители Тамриэля во время Среднего Рассвета - во всех "когда", в которых каждый из них застрял - все они наблюдали падение восьми звезд. Так они и считали дни.