Жанр «Войны и мира» как романа-эпопеи
Жанр «Войны и мира» как романа-эпопеи
«Все подлинно самобытные эпопеи дают нам картину национального духа в нравственных устоях семейной жизни, в общественных условиях состояния войны и мира, в его потребностях, искусствах, обычаях, интересах, вообще всего уровня и состояния сознания» (Георг Ге́гель — немецкий философ).
Традиционные жанры, существовавшие до «Войны и мира» не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.
Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы, воплощающая в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и события повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и личные переживания. Отсюда большой объем романа: в «Войне и мире» 4 тома, 17 частей (333 главы), и эпилог (28глав). Большая протяженность во времени (15 лет): I том-1805 год. II том- 1806-1811 годы. III том-1812 год. IV том -1812-1813годы. Эпилог - 1820 год. Широкий охват пространства России и Европы (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы в Смоленской губернии, Австрия, Бородино).Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). События общественно-политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни(балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.). Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). Огромное число действующих лиц(более 500): среди них есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, которым автор даже не дает имен («генерал, который приказал», «офицер, который не доехал»). Так писатель показывает, что движение истории происходит не только под влиянием великих личностей, а благодаря всем участникам событий. Такой необычайно широкий охват русской жизни обусловил и сложный синтаксис произведения.
Жанр «Войны и мира» как романа-эпопеи
«Все подлинно самобытные эпопеи дают нам картину национального духа в нравственных устоях семейной жизни, в общественных условиях состояния войны и мира, в его потребностях, искусствах, обычаях, интересах, вообще всего уровня и состояния сознания» (Георг Ге́гель — немецкий философ).
Традиционные жанры, существовавшие до «Войны и мира» не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.
Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы, воплощающая в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и события повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и личные переживания. Отсюда большой объем романа: в «Войне и мире» 4 тома, 17 частей (333 главы), и эпилог (28глав). Большая протяженность во времени (15 лет): I том-1805 год. II том- 1806-1811 годы. III том-1812 год. IV том -1812-1813годы. Эпилог - 1820 год. Широкий охват пространства России и Европы (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы в Смоленской губернии, Австрия, Бородино).Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). События общественно-политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни(балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.). Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). Огромное число действующих лиц(более 500): среди них есть и реальные исторические лица, и вымышленные герои, которым автор даже не дает имен («генерал, который приказал», «офицер, который не доехал»). Так писатель показывает, что движение истории происходит не только под влиянием великих личностей, а благодаря всем участникам событий. Такой необычайно широкий охват русской жизни обусловил и сложный синтаксис произведения.