Город и качества среды в работах Кевина Линча

Введение

В данном реферате я собираюсь рассмотреть понятие среды и ее качеств, как это понимали Кевин Линч и Кристофер Дей. Немного об этих авторах:

Кевин Линч (1918-1984) – американский архитектор, своими теоритическими работами о городской среде и городской форме значительно повлиявший на область городского проектирования. Кевин Линч предлагал принять город во всей сложности его реалий, а не пытаться сотворить идеальную модель города. Прочие архитекторы были сосредоточены на создании объекта архитектуры, а для Линча большее значение имела среда с ее связями. Главный сюжет для Линча – среда в человеческом восприятии.

Кристофер Дей – архитектор и автор, уделявший особое внимание сохранению духа места. Дей скорее не теоретик, изучающий качества среды, а практикующий архитектор, старающийся воплотить в своих работах принципы, которые он считает важными. Он уделяет большое внимание экологии, вписывании объекта в существующую среду, создании настроения и здорового пространства.

Так что же, по мнению этих авторов, представляет собой среда, и в чем заключается ее значение? Оба архитектора считают, что архитектура не может существовать отдельно. Линч в своей книге «Образ города» говорил: «все воспринимается не само по себе, а по отношению к окружению, к связанным с ним цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте». Кроме среды, важное значение имеют и люди: «подвижные элементы в городе, и особенно люди и их деятельность, столь же существенны, как и неподвижные материальные части».[2]

Дей считал, что среду невозможно показать фотографией. Фотография – «статическая картина, кем-то выбранная, застывший момент жизни, света, сезона, погоды, отношения... Архитектура же ЕСТЬ, воздействует или служит элементом всего нашего предметного окружения».[3] Среда и архитектура намного сложней, она воспринимается изнутри. Она меняется все время, каждую минуту, поэтому, по мнению Дея, архитектор в первую очередь должен создавать не архитектуру, фасады, а пространство, среду, которая будет влиять на человека благоприятным образом.

Город и качества среды в работах Кевина Линча

«Город, типологически, есть равно материальная (вещественная) и социальная единица цивилизации. Город обладает размером, плотностью, "текстурой", очертанием и формальной структурой. Люди, живущие в городе, формируют эти свойства, - и, в то же время, сами сформированы ими».[1]

Оптимальный размер для города трудно свести к какой-либо формуле. Любой принцип должен определяться характером города, его расположением и тем обществом, для которого он был построен.

Фактор, напрямую связанный с размером города, - плотность населения: количество людей, живущих на единице площади города. Плотность населения непосредственно влияет на жизнь горожанина, поскольку от нее зависят объемы и высота зданий, пространства для жизнедеятельности внутри и снаружи зданий; даже свет и воздух. Мы не можем выбрать какую-то одну плотность населения как "наилучшую". Ниже определенного предела обостряются трудности физической и социальной коммуникации; выше другого - начинаются неизбежные проблемы перенаселения. В диапазоне приемлемости находятся разные типы застройки для различных социальных групп. Главное, что есть - это тесная взаимосвязь между плотностью населения и общим размером города. Низкая плотность, превосходная для маленького города, может создать раскалывающее напряжение в мегаполисе.

Взаиморасположение частей города столь же важно, как и его размер и плотность. Каждый город, даже самый маленький или примитивный, демонстрирует определенную специализацию в способах использования структуры и пространства. Есть отдельные пространства для жизни, торговли, церемоний, производства, отдыха. Специализация широко представлена в современных городах, это - один из главных источников их энергии и эффективности. Выраженность и распределение таких зон специализации в городе формируют "зерно" (grain), или "текстуру", представленную зонами промышленной и жилой застройки, большими и маленькими жилищами определенной социальной и расовой специализации. Способ распределения может усилить эффективность или ослабить, уменьшить или усилить конфликты. Это, по сути, настолько важно, что градостроитель обычно начинает свой проект с планирования и распределения специализированных зон города.

Помимо размера, плотности и текстуры, существует и такой фактор, как очертание города. Оно бывает компактное, линейное, в форме звезды, в форме созвездия.

У каждого города есть присущая ему внутренняя структура: улицы, площади и другие открытые пространства делают строения доступными и приемлемыми для жизни.

Размер, плотность, текстура, очертание и характер структуры - основные аспекты городской материальной формы, которая сильно влияет на качество городской жизни.

Все эти факторы формируют городскую среду, обладающую особыми качествами.

По мнению Кевина Линча, одним из важнейших качеств среды (имеется в виду городская среда) является ясность прочтения. Это визуальное качество, которое характеризует легкость, с которой части города распознаются и складываются в упорядоченную картину. Ориентирование в пространстве очень важно для ощущения комфорта человека. «Стоит хоть раз потерять ориентацию, и ощущение беспокойства и даже страха немедленно показывает нам, как тесно связано чувство ориентации с чувством душевного равновесия и благополучия. Само слово «потерялся» в нашем языке значит гораздо больше, чем географическая неопределённость, оно несет в себе оттенки полной катастрофы».[2] В противовес беспокойству, вызываемому утерей ориентации, добротный образ окружения даёт важное чувство эмоционального комфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром.

При анализе образ окружения может быть расчленен на три компонента - опознаваемость, структуру и значение, хотя следует помнить, что в действительности все эти компоненты проявляются одновременно. Для «работающего» образа необходима, во-первых, опознаваемость объекта, предполагающая различение его среди других. Во-вторых, образ должен включать в себя пространственную или формальную соотнесённость объекта с наблюдателем и другими объектами. В-третьих, объект должен иметь какое-то практическое или эмоциональное значение для наблюдателя.

Эти компоненты образа окружения усиливают вообразимость - такое качество материального объекта, которое может вызвать сильный образ в сознании произвольно избранного наблюдателя. Это такие формы, цвет или композиция, которые способны облегчить формирование живо опознаваемых, хорошо упорядоченных и явно полезных образов окружения, это качество можно было бы также назвать читаемостью или, быть может, видимостью в усиленном смысле, когда объекты не просто можно видеть, но они навязывают себя чувствам обостренно и интенсивно.

Чтобы понять значение образа окружения Кевин Линч провел анализ окружения в трех американских городах: Бостоне, Джерси-Сити и Лос-Анжелесе. Эти города различались по характеру и структуре. Бостон – старый город с живыми формами, в нем трудно ориентироваться. Джерси-Сити характеризовался как «бесформенный». Лос-Анжелес – большой город с упорядоченной решетчатой структурой. Жителям городов предлагался ряд тестов и интервью, в которых выяснялось, как много они помнят из мест своего города. Так были воссозданы групповые образы городов. Опустив анализ этих городов, подробно приведенный в книге «образ города», я бы хотела остановиться на выводах, сделанных Линчем о важных факторах, способствующих ориентации в пространстве, вообразимости и ясности прочтения среды.

1. Значение простора и широты открывающихся видов. Жители всех городов придавали значение панорамам. К примеру, жители Джерси-Сити считали открывающийся вид на рядом расположенный Нью-Йорк чуть ли не единственной ценностью образа своего города.

2. Зелень и вода как элементы городского ландшафта. Ценность этих элементов несомненна и вряд ли будет кем-то оспорена. Парки, скверы притягивают людей. Некоторые жители исследуемых городов признавались, что часто делают петлю в своем пути на работу или домой, чтобы их путь пролегал через какую-либо зеленую зону.

3. Системы путей, способы ее организации, взаимосвязи с другими элементами города. Ясно, что запутанные, со множеством тупиков и непонятных развязок пути мешают ориентироваться в пространстве. Но выяснилось (на примере Лос-Анжелеса), что строгое упорядоченное строение улиц – это еще не все, что требуется для понимания. Нужны также и узловые точки – ориентиры.

4. Соотнесение элементов окружения с социально-экономической принадлежностью.Многие опрошенные четко разграничивали бедные и фешенебельные районы. По моему мнению, этот фактор скорее отрицательный и не красит образ города, но, конечно, ориентироваться при таком разграничении легче.

5. Наличие отношения к тому, как предметное окружение символизирует течение времени. Исторические здания и районы обладают ценностью не только для искусствоведов и историков. Кусочки прошлого завораживают всех людей вне зависимости от их профессии. Привязанность к прошлому, истории значительно обогащает образ любого города.

Наши рекомендации