Билет 7 Система индикаторов/индексов качества окружающей среды. Классификация индикаторов/индексов качества окружающей среды

В связи с ограниченными на сегодняшний день возможностями оценки состояния экологических систем по количественным показателям на современном этапе развития биомониторинга перспективными являются сравнительные системы оценок.

Наибольшее развитие сравнительные методы для решения задач оценки состояния окружающей среды и прогнозирования воздействия получили в США под общим названием "индикаторы/индексы качества окружающей среды".

Система индикаторов начала разрабатываться в США в начале 70-х годов.

Индекс - это величина, являющаяся мерой состояния и изменений главных физических, химических и биологических компонент окружающей среды на национальном, региональном и глобальном уровнях и позволяющая оценить воздействие этих изменений на благосостояние человека и естественных экосистем.

Для каждого рассматриваемого компонента окружающей среды разрабатывается индекс качества, отражающий его состояние. При агрегировании частных индексов в обобщенный каждому из них присваивается вес, соответствующий важности компонента.

Различные системы индексов характеризуют различные аспекты состояния окружающей среды, поэтому очевидно, что для ученых, администраторов, лиц, формирующих общественное мнение, или политических деятелей необходимо разрабатывать разные системы индексов.

Требования к индикаторам/индексам качества окружающей среды:

1. Общность. Желательно, чтобы индексы, разрабатываемые в разных странах, были сопоставимы друг с другом.

2. Легкость интерпретации. Индексы должны быть максимально легко объяснимыми. В частности, интерпретация индексов не должна требовать использования специальных знаний из различных фундаментальных дисциплин.

3. Уместность. Ряды статистических данных, применяемых для измерения, должны обеспечивать информацию об условиях действия источника или о состоянии качества окружающей среды, которое вызывает обеспокоенность.

4. Чувствительность. Индикатор должен правильно реагировать на изменение состояния окружающей среды или измеряемого процесса и отражать момент перехода от нормы к пороговому состоянию.

5. Селективность. Для описания и оценки условий необходимо использовать минимум параметров окружающей среды.

6. Наличие данных. Необходимо использовать данные, которые реально доступны в обществе или могут быть довольно легко получены.

7. Хорошее статистическое и научное качество. Между признанными экспертами должно быть согласие, что данные достаточно представительны для некоторого состояния окружающей среды.

8. Охват: А) Пространственный. Наиболее желательны ряды данных по конкретным участкам для административных или географических единиц, которые можно собрать, чтобы показать национальные тенденции. Менее желательными, но часто более доступными являются данные, полученные на статистически репрезентативных случайных выборках для страны в целом, по которым нельзя, однако, проследить состояние или тенденции отдельных районов. Б) Временной. Временные ряды данных, собираемых на регулярной основе в одном и том же месте с помощью одних и тех же методов, наиболее желательны для определения тенденций. Но даже данные, собранные в различных местах и с различными временными интервалами могут иметь значение.

9. Приемлемость с точки зрения затрат. Расходы, связанные с мерами, направленными на решение проблемы, требуют тщательного анализа.

Кроме того, как и во всякой сложной проблеме связанной с принятием решения, важно, чтобы используемый набор критериев был:

1. полным - охватывал все важные аспекты проблемы,

2. действенным - мог быть с пользой применен в анализе,

3. разложимым - чтобы процесс оценки можно было упростить, разбив его на части

4. неизбыточным - не дублировать учет различных аспектов последствий,

5. минимальным - чтобы размерность проблемы оставалась по возможности минимальной.

Таким образом, экологические индексы/индикаторы являются некоторыми показателями (мерами), предназначенными для оценки состояния окружающей природной среды на национальном, региональном и глобальном уровнях; сравнения состояния окружающей среды в различных странах и регионах; для прогнозирования и оценки тенденций; для обеспечения раннего предупреждения об экологических опасностях; для оценки условий в соответствии с поставленными целями и задачами.

Выделяют три основные задачи, каждая из которых требует разработки своих собственных наборов индикаторов:

1. измерение состояния окружающей среды;

2. интеграция экологической составляющей в отраслевую политику;

3. более общая интеграция экологических проблем в экономическую политику.

Несмотря на то, что каждая конкретная задача требует конкретного набора индикаторов, можно провести их самую общую классификацию по следующим принципам:

1.Классификация по целям использования. Такое использование, как раннее предупреждения об экологической опасности, общая политика или научные разработки, требует различного набора индикаторов.

2.Классификация по предмету исследования. Она может быть проведена в зависимости от того, какой объект описывает индикатор или набор индикаторов. Индикаторы, описывающие состояние компонентов экосистем, таких как вода или воздух, или такие процессы, как мелиорация или засоление. Преимуществом такой тематической классификации является то, что результирующий индикатор имеет непосредственное отношение к принятию решений.

3.Классификация по позиции в причинно-следственных связях.

В обзоре ЮНЕП (1994 г.) выделяются три категории причинно-следственных цепей: -

1. Экологический стресс, включая прямые и опосредованные воздействия. К прямым воздействиям, например, можно отнести выброс загрязняющих веществ. Опосредованные воздействия связаны с социально-экономическими факторами, такими, например, как рост населения и уровень экономического развития.

2. Состояние окружающей среды, включая оценку качества как естественных ресурсов (флора, фауна, почвы, вода, воздух), так и ресурсов, связанных с социально-экономическими факторами. Этот тип включает также индикаторы экологического воздействия.

3. Индикаторы отклика, предназначенные для целей экологической политики.

Наши рекомендации