Лекция № 7 по истории средних веков
от 18 октября 2005 года (62)
Вторая пол. XI века. Спор за инвеституру между папской властью и императором Римской империи. Спор, апофеоз которого приходится на понтификат Григория VII и короля-императора Генриха IV. Отдельный вопрос будет на экзамене, посвященный этому сюжету. Генрих, о котором очень часто говорят как о человеке, лишенном религиозных представлений, несомненно рос в не очень благополучной среде. С 1056 года после кончины отца, Генриха III, над мальчиком осуществляли опекунство. Опекунство высших прелатов немецкой церкви и формальное опекунство со стороны матери Агнесс Пуату. Натура очень ранимая, переживавшая за многие ситуации в своей молодости, Генриху навсегда врезались в память безобразные сцены распрей и сведения счетов ______, прежде всего немецкого духовенства, когда молодого государя попросту использовали в качестве третейского судьи для решения споров между отдельными прелатами. Во время очередного такого спора в 1058 году, на 2-й год после кончины отца, в зале имперского пфальца в _______ , в любимой резиденции императоров саксонской династии, началась драка, переросшая в побоище. Наследник престола чудом уцелел. Естественно, что все это разочаровывало будущего властителя Германии не столько в вере, сколько в церкви, как в институте.
Здесь очень важно провести водораздел: есть вера, и есть церковь, как земное создание, как институт.
В вопросах предпочтения Генрих отдает предпочтение именно вере. Церковь лично для него ассоциируется только лишь с дрязгами, бесчисленными раздорами, конфликтами, спорами за более выгодное епископство, аббатство.
Наступает 1064 год. Генрих опоясывает себя мечом согласно древнему саксонскому обычаю. Северная Германия – это сфера действия саксонского права, молодые люди считаются совершеннолетними по достижению 18 лет. Генрих приступает к самостоятельному правлению, и первые годы этого правления мало чем отличаются от царствования предшественников. Это, прежде всего бесчисленные хлопоты по умиротворению наследственных земель, прежде всего по умиротворению Саксонии, где Генриху приходится бороться с многочисленными кланами, многочисленными родами вечно мятежного дворянства.
Спустя несколько лет на апостольский престол всходит монах Гильдебрандт, он принимает на себя имя Григория VII. Это 1073 год. Гильдебрандт решается с первых же месяцев своего понтификата навести решительный порядок в рядах … Начиная с 1073 года отношения между папой и германским королем становятся все более напряженными.
В 1075 году Генриху пришлось подавить последний бунт своих саксонцев. Этот бунт сопровождался пролитием большой крови. Папа, некоторое время колебаясь между поддержкой и осуждением Генриха, в конечном счете решил его поддержать. Эта поддержка в 1075 году была обусловлена рядом оговорок. В этом году папа делает 2 вещи, которые по большому счету спровоцировали весь последующий конфликт.
Лето 1075 года. Папа в Риме составляет свою знаменитую Интифику, т.е. рассуждения о предмете и задачах апостольского престола, выражаясь современным языком. Это программа действий и некое формулирование задач римской курии и самого верховного пастыря. Этот текст перекочует во все учебники, в том числе и в наши советские под леденящим душу названием «Диктат папы». Калька с латыни. Негативный смысл, который вкладывают в этот текст историки, начиная с XIX века.
Диктат папы – это всего лишь рассуждения папы, лишенные какого-либо конкретного, причем мрачного контекста.
О чем рассуждает Григорий на немногих страничках этого послания? Он говорит о том, что святая церковь есть душа сущего мира.Лишь посредством святой церкви человек может обрести вечное блаженство и вечное спасение. Святая церковь выступает и надзорным оком всего того, что происходит в сущем мире. Прямое следствие из этого – светская власть всегда и во всем должна слушаться власть духовную, ибо всякая власть от Бога, а власть церкви непосредственно завещана Спасителем. Вспомним Матфеево Евангелие.
Отсюда не столько притязания, сколько констатация ситуации, которая заключается в том, что папа по большому счету сам волен распоряжаться любой монархической короной. Где бы ни был христианский государь, его регалии – собственность папы.
Эта Интифика была составлена без относительно того, что происходило в Германии, и вообще без относительно самого Генриха IV. О Генрихе вспомнили чуть позже. Вопрос, связанный с Генрихом, прямо вытекал из сложившейся в Германии конъюнктуры. Папе очень не нравилось, что свыше половины клириков и священников в Германиипрактически рукополагались в сан и назначались по прихоти царственных особ, по прихоти императора или короля. Папе не нравилось, что германские императоры на протяжении нескольких десятилетий фактически осуществляли патронаж и контроль над римской курией. Папе очень не нравилось, что все те грехи, которые бичевались 2 Латеранским собором 1059 года, это симония и николаизм, нашли себе гнездище прежде всего на территории Германского королевства.
Итогом становится знаменитый осенний меморандум 1075 года, адресованный непосредственно германскому королю, в котором Григорий как наместник Христов и как глава церкви требует от короля освободить от должностей и от духовных санов всех тех епископов, которые были назначены неканонично в предшествующие годы, и более того, выдать их для суда в Рим.
Характерно введение этого Меморандума: Мы, Григорий, наместник Христов, вещаем устами святого Петра. Это прямая ассоциации папской власти с небесной волей и с небесной силой.
Генриху нужно было отвечать. Он прекрасно понимает, что порядка 100 епископов, лидеров крупнейших аббатств в Германии, были обязаны своими должностями короне, и предавать их негоже.
Январь 1076 года. В Германии в Омсе собирается знаменитый синод, который войдет во все учебники истории как точка отсчета разрыва между королем и папой. Собрание нескольких десятков епископов и аббатов, за исключением горсти, которая не посмела ослушаться воли Рима. Генрих не просто оппонирует требованию папы, но и призывает самого Григория сойти добровольно с папского престола. Аргумент вполне монархический. Генрих апеллирует к своей прерогативе монарха как избранного божественной волей и укоряет Григория за то, что он был избран конклавом кардиналов, т.е. простых смертных, а не назначен самим Богом. «Мы, Генрих, божьей милостью, а не прихотью мятежной толпы, объявляем тебе Григорий: пошел вон!»
Сообщение между Германией и Римом работало достаточно ненадежно, и уже в феврале того же 1076 года королевские гонцы доставили ответ короля Генриха непосредственно в Рим. Григорий поступит очень правильно, психологически выверено и очень четко. Он бросит взгляд на текст этой депеши, немедленно созовет собрание высшего римского духовенства и объявит на него совершенно свободным доступ всем свободным гражданам Рима.
Перед Латеранским собором он зачитает текст этого послания. Когда станет ясен его смысл, камни полетят в этих королевских гонцов, папа попросту заслонил их собой.
Григорий спас жизнь королевским посланцам, но при этом в ответе папы сомневаться не приходилось. В том же феврале 1076 года на Германию будет наложен интердикт, запрет богослужений, а сам король Генрих отлучался от церкви.
Выражаясь церковным языком на Германию и на королевский престол был наложен интердикт, что означает запрет.
Для нас в XX в., воспитанных в светском духе, отлучение от церкви не производит такого эффекта, как на религиозное собрание и на религиозную общность XI века. Для средневековья – быть отлученным от церкви, это фактически быть заживо погребенным. Человек лишался доступа к себе подобным. Общаться с отлученным нельзя. Только лишь самые близкие родственники могли общаться с отлученными. Человек лишался помощи церкви. А это значит лишиться последней надежды спастись в будущей жизни. Мало того, что он загубил жизнь земную, он еще и загубил жизнь будущую, которая наступит за гробовой доской.
В конкретном применении наложение интердикта, запрета на богослужения, сопровождалось прежде всего запретом справлять мессы. По большому счету все немецкие церкви с февраля 1076 года должны были стоять закрытыми. Богослужение справлялось только лишь самим духовенством, без участия мирян. Запрещалось погребение на кладбищах. Покойников хоронили в канавах, их не отпевали и не сопровождали в последний путь. Соответственно деформировались все циклы повседневности. Младенцев не крестили, бракосочетание лишалось сопровождения церкви, церковь отказывала в отпущении последних грехов.
Германия переживала психологический шок. Вот вам характерная реакция. Уже осенью 1076 года взбудораженное общество, прежде всего немецкая знать, герцоги Швабии и Баварии, требуют от короля не просто объяснений, но требуют помириться с церковью.
Генрих взвешивает все «за» и «против». Он отдает себе прекрасный отчет: если ситуация зайдет слишком далеко, он в лучшем случае может рассчитывать на помощь только лишь своих непосредственных саксонских подданных.
В обществе происходит раскол.И в октябре 1076 года Генрих идет на мировую прежде всего со своей собственной немецкой знатью. В октябре 1076 года будет заключен некий компромисс. Генрих, милостью божьей, король Германии, обещает до Пасхи 1077 года повстречаться с папой и на личном свидании решить все эти проблемы.
Страшит не только мятеж знати, страшит боязнь самого немецкого духовенства. Значительное число клириков почти сразу же отпала от короля. Они испугались гнева Рима, и решились уже тогда искать возможные пути отхода.
Осенью 1077 года Генрих должен помириться с папой. На Рождество 1077 года король Генрих отправляется в Италию. Он хочет сам на личном свидании убедить папу в ненужности дальнейшей эскалации и возможном компромиссе.
Это путешествие хорошо описано. С довольно немногочисленной свитой, со своей супругой Бертой и с годовалым младенцем _______ Генрих переправляется через обледеневший Альпийский перевал _________, оказывается в северной Италии. И здесь он ищет встречи с папой в одной из Тосканских крепостей.Тоскана с середины XI века - маркграфство, целиком и полностью следовавшее в фарватере папской политики.
Григорий также выступает из Рима. Но он не уверен, что за немногочисленной свитой Генриха не движется его саксонское воинство, он укрывается в одном из тосканских замков, принадлежавшем тогдашней правительнице Тосканы, вдовы по имени Матильда. Замок Колосса. В этом Колосском замке в начале 20-х чисел января происходит сцена, которая с этого момента станет классической с точки зрения унижения светской власти перед властью духовной.
Генрих на протяжении 3-х дней стоит у воротных укреплений замка и распевает ветхозаветные псалмы, молит о пощаде. На нем одежда кающегося грешника, простая грубая власяница. Он стоит босиком.
Папа Григорий располагается в пфальце Колосского замка. И перед ним тоже возникает дилемма. Он может простить Генриха, но кто избавит церковь от рецидива этого поступка, и где гарантия того, что король Генрих, вернувшись в Германию, не вернет ситуацию к исходной точке? Если он откажет в прощении Генриху, он выступит нарушителем закона христианского милосердия, ключевого пункта всей ____нийской программы, призывавшей к смирению и единению духовному и мирскому во главе с церковью.
Папа колеблется 3 суток и решается простить короля. Происходит знаменитая сцена. Генрих, униженный, ползет на коленях к подножию апостольского престола, целует папские сандалии, заливается слезами и умоляет о пощаде.
Генрих прощен, но ему дан испытательный срок. В течение 2 лет он должен покончить с симонией в своих наследственных землях, он должен выдать епископов и аббатов, которые до той поры получили свои саны незаконно.
Генрих возвращается в Саксонию.
Дальше в Германии происходит вполне предсказуемая и логичная вещь. Король Генрих прощен. Но об этом прощении ничего не хочет слышать германская знать. Спустя несколько месяцев в октябре 1077 года на съезде в Трибурге (это городок в южной Германии, земли исторической Швабии) князья южной Германии, вечные враги саксонской династии, решают по иному. Они объявляют короля Генриха низложенным, Германию осиротевшей, а в качестве законной персоны, на престол избирается лидер оппозиции герцог Рудольф Швабский.
С осени 1077 года Германию сотрясает очередная кровавая внутренняя смута. Эта смута затягивается на несколько лет. В Германии 2 короля Один – формально законный, правда утративший свою харизму в борьбе с церковью. Другой – незаконный, но за него голосует значительная часть немецкой знати. Междоусобица.
Генрих на какое-то время совершенно изолирован в своих саксонских землях. Он остается с городским ополчением и с немногими дружинами. Он дважды разбит.
На какой-то момент Рудольф чувствует себя хозяином ситуации.
Любопытно, что не выдержал даже отец Григорий. Он летом 1080 года присылает из Рима диадему германского императора Рудольфу. На диадеме запечатлены весьма характерные слова «Христос – Петру, Григорий – Рудольфу». Рудольф получает одобрение папы.
Происходит 3-е сражение. Оно происходит в окрестностях М____бурга на территории Саксонии. На равнине меряются силами войска короля и его мятежных вассалов. Исход битвы был предрешен. Наличие многочисленной конницы доставляет Рудольфу и мятежникам победу. Но в ходе этой битвы погибает сам вождь герцог Рудольф Швабский.
Возвращаясь из погони за разбитым неприятелем, его вассалы обнаруживают у шатра тело Рудольфа с отрубленной кистью правой руки и с обломком копья в животе.
Знак свыше, знак с неба – это характерная реакция средневекового традиционного общества. Та самая правая десница, которая еще за несколько до этого возлежала на Евангелии в клятве верности своему государю, она оказалась отрубленной.
Пройдет несколько месяцев и рассыпятся дружины герцога Рудольфа Швабского.