Для общеобразовательной школы

Цель: на основе анализа содержания и структурных компонентов программ по истории, выяснить их роль и значение для практической деятельности учителя. Провести экспертизу учебных программ по истории, дать рекомендации по применению программы или отправки ее для дальнейшей доработки.

План: 1. Учебные программы по истории: понятие, роль и значение.

2. Компоненты программы и их функциональные возможности.

3. Взаимоотношение школьных программ и Временных Государственных

Стандартов школьного исторического образования;

4. Государственные и авторские, нормативные и примерные программы

по истории.

5. Критерии выбора программ в условиях вариативного образования.

6. Классификация учебных программ по следующим критериям:

- ступень образования;

- виды занятий, на которых реализуется программа;

- уровень освоения программы учащимися;

- вид образовательного учреждения (класса);

- структура школьного исторического образования.

7. Анализ и сравнительная характеристика учебных программ по истории.

Подведение итогов: какие программы позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Ваши предложения по совершенствованию учебных программ.

Литература:

Государственный Стандарт для общеобразовательных школ (история). М., 2000

Пакет программ по истории для 5 – 11 класса (различных авторов).

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

– М.: Владос, 2003. С. 158 – 166.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.

– М.: Владос, 2001. С.132 – 147.

Савельев А.В. Авторские программы по истории и праву. //ПИШ № 3, 1998. С.18-22.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

– М.: Владос, 2000. С. 36 – 38.

Тема занятия № 7. Анализ учебно-методического комплекса по истории.

Цель: на основе знаний о структуре, основных компонентов и требований к учебно-методическому комплексу сформировать у студентов умение проводить анализ и выявлять достоинства и недостатки учебных пособий по истории.

План: 1. Учебник истории: определение, функции, структура, классификации.

2. Характеристика школьных учебников истории стран Ближнего и

Дальнего зарубежья:

а/ обзор учебников истории стран Ближнего зарубежья;

б/ обзор учебников истории ведущих стран мира.

3. Проблема экспертизы школьных российских учебников истории:

а/ история возникновения экспертизы и процедура экспертизы;

б/ основные проблемы издания учебников нового поколения.

4. Приемы работы с учебником истории на уроках и дома.

а/ Приемы работы с учебников истории на уроке;

б/ Приемы самостоятельной работы с учебником истории;

в/ Приемы стимулирования чтения учащихся 5 – 11 классов.

5. Анализ учебников и учебных книг по истории.

Подведение итогов: о соответствии учебника современным требованиям. Методические рекомендации по совершенствованию учебных пособий по истории.

Литература:

1. Алексашина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы

//ПИОШ № 9, 2004.

Алексашина Л.Н. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы.

//ПИОШ № 10, 2001.

Батаева Т.В. Учебник по истории: ориентиры и адресаты

//ПИШ № 4, 1998. С. 46 – 49.

Безрогов В.Г., Богуславский М.В., Кошелева О.В. Учебная литература по истории:

современное состояние. //Первое сентября. История. № 11 (март), 1997.

Боголюбов Л.Н. Любой учебник нуждается в постоянном совершенствовании.

//ПИОШ № 3, 2001

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

– М.: Владос, 2003. С. 175 – 189.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в России: проблемы и

тенденции. //Первое сентября. История. № 26, 1997. С.12-13.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

Саплина Е. Учебник по истории… Поиски и находки

//Первое сентября. История № 2, 2007. С. 26 - 29

Соколова Л.А. Об учебниках истории и обществознания издательства

«Просвещение» //ПИШ № 6, 1999. С. 54 - 56

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.

– М.: Владос, 2002. С. 104 - 111

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

– М.: Владос, 2000. С. 41 - 47

Наши рекомендации