Для общеобразовательной школы
Цель: на основе анализа содержания и структурных компонентов программ по истории, выяснить их роль и значение для практической деятельности учителя. Провести экспертизу учебных программ по истории, дать рекомендации по применению программы или отправки ее для дальнейшей доработки.
План: 1. Учебные программы по истории: понятие, роль и значение.
2. Компоненты программы и их функциональные возможности.
3. Взаимоотношение школьных программ и Временных Государственных
Стандартов школьного исторического образования;
4. Государственные и авторские, нормативные и примерные программы
по истории.
5. Критерии выбора программ в условиях вариативного образования.
6. Классификация учебных программ по следующим критериям:
- ступень образования;
- виды занятий, на которых реализуется программа;
- уровень освоения программы учащимися;
- вид образовательного учреждения (класса);
- структура школьного исторического образования.
7. Анализ и сравнительная характеристика учебных программ по истории.
Подведение итогов: какие программы позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Ваши предложения по совершенствованию учебных программ.
Литература:
Государственный Стандарт для общеобразовательных школ (история). М., 2000
Пакет программ по истории для 5 – 11 класса (различных авторов).
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
– М.: Владос, 2003. С. 158 – 166.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.
– М.: Владос, 2001. С.132 – 147.
Савельев А.В. Авторские программы по истории и праву. //ПИШ № 3, 1998. С.18-22.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
– М.: Владос, 2000. С. 36 – 38.
Тема занятия № 7. Анализ учебно-методического комплекса по истории.
Цель: на основе знаний о структуре, основных компонентов и требований к учебно-методическому комплексу сформировать у студентов умение проводить анализ и выявлять достоинства и недостатки учебных пособий по истории.
План: 1. Учебник истории: определение, функции, структура, классификации.
2. Характеристика школьных учебников истории стран Ближнего и
Дальнего зарубежья:
а/ обзор учебников истории стран Ближнего зарубежья;
б/ обзор учебников истории ведущих стран мира.
3. Проблема экспертизы школьных российских учебников истории:
а/ история возникновения экспертизы и процедура экспертизы;
б/ основные проблемы издания учебников нового поколения.
4. Приемы работы с учебником истории на уроках и дома.
а/ Приемы работы с учебников истории на уроке;
б/ Приемы самостоятельной работы с учебником истории;
в/ Приемы стимулирования чтения учащихся 5 – 11 классов.
5. Анализ учебников и учебных книг по истории.
Подведение итогов: о соответствии учебника современным требованиям. Методические рекомендации по совершенствованию учебных пособий по истории.
Литература:
1. Алексашина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы
//ПИОШ № 9, 2004.
Алексашина Л.Н. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы.
//ПИОШ № 10, 2001.
Батаева Т.В. Учебник по истории: ориентиры и адресаты
//ПИШ № 4, 1998. С. 46 – 49.
Безрогов В.Г., Богуславский М.В., Кошелева О.В. Учебная литература по истории:
современное состояние. //Первое сентября. История. № 11 (март), 1997.
Боголюбов Л.Н. Любой учебник нуждается в постоянном совершенствовании.
//ПИОШ № 3, 2001
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
– М.: Владос, 2003. С. 175 – 189.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в России: проблемы и
тенденции. //Первое сентября. История. № 26, 1997. С.12-13.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999.
Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
Саплина Е. Учебник по истории… Поиски и находки
//Первое сентября. История № 2, 2007. С. 26 - 29
Соколова Л.А. Об учебниках истории и обществознания издательства
«Просвещение» //ПИШ № 6, 1999. С. 54 - 56
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.
– М.: Владос, 2002. С. 104 - 111
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.
– М.: Владос, 2000. С. 41 - 47