Хронологическая периодизация
Рассматриваемый период можно приблизительно разделить на пять этапов (см таблицу на странице…)
Начало второго тысячелетия до 1500 года до нашей эры – Ранний Бронзовый век. Продолжает существовать северокарпатская курганная культура с шнуровой керамикой
1500 до 1200 года нашей эры – Средний Бронзовый век.
Данная стадия известна как «комаровская культура», названная по курганным захоронениям в Верхнем Днестре. Увеличивается влияние центральной Европы, но в то же самое время начинает развиваться и местная металлургия.
1200 до 750 до нашей эры – Поздний Бронзовый век.
Белогрудовская культура (по поселению на реке Верхний Ингулец), содержащая протославянские элементы. Ее также называют «культурой зольных скоплений», содержащих множество предметов, указывающих на оседлый образ жизни населения. Влияние центральной Европы начинает уменьшаться.
С 750 до 500 до нашей эры – Ранний Железный век.
Эта культура, известная как «чернолесская» соответствует раннекифскому периоду. Скифские поселения VI - VII веков до н.э. обнаруживаются к востоку от среднего Поднепровья, а также в бассейнах Сулы, Псела и Воркслы.
С 500 до 200 до нашей эры.
Та же самая культура, одновременная по времени бытования со скифской, которая и оказывала на нее влияние, продолжала развиваться до прибытия сарматов из нижнего Поволжья.
В таблице (с.29) перечисленные этапы показаны более подробно:
Начало второго тысячелетия до 1500 года – Ранний Бронзовый век.
Единственными источниками сведений о культуре первой половины второго тысячелетия до н.э. являются курганы и единичные находки. Широкие раскопки мест поселений еще не проведены. На основании раскопок поселений, относящихся к Раннему Бронзовому веку, известно, что они были небольшими, занимая не более 3000 - 3500 квадратных метров и располагались на берегах рек. Остатки домов указывают, что в плане они составляли прямоугольник размером примерно 4х5 метров.
В середине ХX века было раскопано несколько хорошо сохранившихся курганов в бассейне Верхнего Днестра. Представляют интерес курганы Кочановки и Остапье, расположенные около Скалаты в Тернопольской области. Они имели высоту в один-два метра и более двадцати метров в диаметре, погребения были окружены кольцом из камней.
Умершие располагались на боку, со сложенными конечностями (в позе эмбриона) внутри каменной гробницы. В каждой могиле обнаружен боевой топор или орудие из кремня или скребок, а также горшок. Иногда присутствуют медные украшения, как правило, сережки в форме спирали.
Примерно к середине второго тысячелетия нашей эры появляется другая разновидность погребений. После обнаружения кладбища в окрестностях Черткова близ Тернополя, в долине Верхнего Днестра, она была названа белопотоцкой культурой.
К ней также относятся находки примерно из двадцати курганных погребений, находящихся в Подолии и северной Молдавии. К этой же группе относится крупное укрепленное городище Костица, расположенное на берегу реки Быстрицы в Словакии. Внутри каменных гробниц были обнаружены двуручные горшки с рубчатым орнаментом, каменные боевые топоры, кремневые ножи и другие предметы, типичные для культуры курганного происхождения.
С середины второго тысячелетия до нашей эры белопотоцкая культура в Молдавии сменилась индоевропейским типом курганов, представленным в Монтеору на северо-западе Румынии. В районе Верхнего Днестра эта культурная группа продолжала развиваться до середины Бронзового века.
С 1500 по 1200 годы до нашей эры – Средний Бронзовый век
Примерно с 1500 по 1400 годы до нашей эры в бассейне Верхнего Днестра появляется центральноевропейская культура курганов бронзового века. Количество находок резко возрастает. Бронзовые инструменты нередко заменяют каменные и костяные изделия, усложняется орнаментация бронзовых украшений и оружия.
Примерно в 1400 году до нашей эры произошло перемещение населения центральной Европы. Жители современной восточной Словакии, Моравии и возможно Баварии продвинулись на юго-восток, через Венгрию в северную Югославию и западную Румынию.
За пределами основных путей их миграции остались лесные и лесостепные регионы, расположенные к северу от Карпатских гор. Данный вывод подтверждают единичные находки бронзовых ограждений центральноевропейского «курганного типа», обнаруженные в северном Прикарпатье.
Однако, влияние пришельцев с севера Европы проявляется в развитии металлургии и торговли. Появился ряд бронзовых предметов с орнаментацией, типичной для районов северного Прикарпатья и Среднего Днепра. Назовем булавки с плоскими пластинами ромбовидной формы и разные виды длинных булавок с выпуклыми или коническими головками. Ряд спиральных браслетов и шейных колец, заканчивающихся спиралевидными пластинками, видимо, изготовлены местными мастерами.
Время от времени в богатых могилах находят золотые спиралевидные серьги, которые изготавливались в Раннем Бронзовом веке наряду с бронзовыми или деревянными рукоятками кинжалов с насечкой.
Следы поселений обнаруживаются в песчаных дюнах, на мысах и побережьях рек. Раскопки поселений позволяет сделать вывод, что большинство домов относилось к подземному типу, то есть было землянками, размером примерно 3 на 5 метров. Но некоторые дома возвышались и над землей.
О сельскохозяйственной деятельности и разведении животных свидетельствуют посевы ячменя и двух типов пшеницы (однозерновка и двузерновка), обнаружение кремневых серпов, каменных жерновов и ручных мельниц, костей коров, лошадей, овец и свиней.
В Комарове, в районе Станислава на Верхнем Днестре, было раскопано одно из самых больших погребений, насчитывающее 56 курганов. Кладбище состоит из низких курганов, обычно высотой в один метр и примерно двадцать метров в диаметре, расположенных на площади порядка 2,5 километров вдоль горной карпатской гряды. Умершие, как и в других погребениях, обычно располагаются в покрытых деревом или камнями могилах со сложенными или вытянутыми вдоль тела конечностями. Иногда обнаруживаются пустые могилы и могилы со следами кремации.
Погребения в составе кладбища относятся к различным периодам Бронзового и раннего Железного веков, но наиболее богатые относятся к Среднему Бронзовому веку, что совпадает с «курганным» периодом в Центральной Европе. Следовательно, весь северо-карпатский комплекс, который существовал между XV и XII веками мы можем определить как «комаровский».
Комаровская керамика ничем не примечательна, основную массу изделий составляют грубые тюльпановидные горшки, иногда украшенные насечками вдоль горлышка. Встречаются также бочкообразные или шарообразные горшки, чаши, блюда и тонкостенные изделия, изготовленные для погребальных целей. Это вазы с двумя ручками, некоторые из них украшены резьбой, очень похожей на ту, что встречается на вазах, обнаруженных в центральноевропейских курганах и трансильванских (так называемых оттоманских) вазах, хотя Карпатские горы и отделяют данный район от центральной Европы и оттоманцев. Шнуровой орнамент полностью отсутствует.
Погребальные обряды и керамика позволяют типологически расположить комаровский комплекс между его северо-восточными соседями, «тржинецким комплексом», обнаруженным в Чехии, и «комплексом Монтеору», находящимся в Молдавии. Чешский и комаровский комплексы действительно имеют общие черты, но для каждого из них характерен собственный стиль керамики и изделий из металла. Погребальные обряды также немного отличаются друг от друга.
Чешское население обитало на равнинах и в лесистых районах, в то время как население Комарова жило на возвышенном плато. В обоих районах общие черты развития можно наблюдать на протяжении Бронзового и Раннего Железного Веков.
1200 до 750 до нашей эры – поздний бронзовый век.
Относящиеся к данному периоду находки известны на всей территории лесостепного пояса и отличаются удивительно однородным характером, хотя и имеют разные названия.
Белогрудовская культура существовала в Подолье до начала первого тысячелетия до нашей эры. Она названа по поселению, расположенному на реке Верхний Ингулец к западу от Днепра.
Существовавшая в конце Бронзового и в начале Железного Века в бассейне Верхнего Днестра культура была названа «высотской». Имя образовано по погребению обнаруженному около города Броды на Волыни, где нашли 141 ингумационное погребение и могилы со следами кремации.
Огромное число поселений раскопано в бассейнах рек Ингулец, и Умань, расположенных к западу от Среднего Днепра (в Подолье). Здесь обнаружены зольники - низкие курганы, высотой от одного до двух метров и диаметром от 20 до 30 метров , состоящие из пепла, костей животных, глиняных черепков и остатков утвари. Обычно курганы образуют прямую линию или располагаются по окружности или полукругу, соответствующему речной террасе. По этим курганам из пепла Поздняя Бронзовая и Ранняя Железного века культуры получили название «культура пепельных скоплений» или «зольников».
Жители данного района занимались земледелием и скотоводством. В находках выявлены кости коров, овец, коз, свиней и собак. Вероятно для погребальных пиршеств и для подношений мертвым использовались конина и свинина, поскольку в горшках с кладбища в Высоцком обнаружены следы сала и кости лошадей и свиней. Кроме горшков с мясом в курганах находились также буханки хлеба, некоторые из которых были обожжены. Хлеб не был посолен, сорт зерна не удалось установить. В одной из могил погребения в Золочеве нашли горшок, наполненный размолотым зерном. По-прежнему изготавливались кремневые серпы, хотя среди находок есть и бронзовые серпы центрально-европейского типа.
Находки бронзовых изделий свидетельствуют о регулярных контактах с западом и в то же время отражают главные типы изделий местных северо-карпатских мастеров, металлические резцы, ножи, серпы, браслеты, шейные кольца и фибулы. Иногда в могилах находят лезвия в форме полумесяца и круглые рукоятки. В Подолии был найден шлем, возможно, происходящий из Виллановы. Однако, большинство металлических предметов местного происхождения.
Почти в каждом погребении из Высотского и других мест встречаются различные бронзовые украшения: прямые булавки с закругленными головками, серьги, браслеты с заходящими друг на друга концами, перстни и височные кольца с спиралевидными концами.
Интересно, что в погребениях нет оружия, что является общей особенностью всех культур, предшествующих Железному веку, когда оружие практически не было известно. Отмеченный факт указывает и на резкое различие между военизированным укладом индо-европейских племен северной Европы, протоскифскими воинами-всадниками из причерноморских степей и мирными скотоводами и землепашцами Волыни и Подолья.
Форма керамических изделий стала немного более изысканной, чем в период Среднего Бронзового века. Кухонная утварь состояла из огромных тюльпановидных горшков, украшенных у горлышек оттисками пальцев или покрытыми узором из двух параллельных отрезков. Последний орнамент встречается в протоскифской «культуре деревянных погребений», распространенной на нижней Волге и в южной части России.
Встречаются также огромные блюда и кувшины с закругленными краями. Лучшие изделия – высокие чаши с ручками и низкие двухконусные сосуды были окрашены в серый, черный и желтый цвета. Орнамент состоит из насечек или белых выдавленных треугольников, выразительность которых усиливается зубчатыми линиями.
Раскопанные на берегах рек Верхний Ингулец и Часмина в Кировоградской области поселения на укрепленных холмах относятся к «белогрудовской стадии» позднего Бронзового века, но большая часть находок относится к более позднему периоду.
Примерно в 1200-1100 годах протоскифская культура русской степи стала доминировать по всему северному Причерноморью. Постоянные набеги кочевников на запад закончились занятием районов Нижнего Днепра и степного района Днестра.
В конце VIII века до нашей эры всадники с востока продолжили экспансию на запад, их следы обнаруживаются по всей восточной части Центральной Европы. В конце бронзового века восточное влияние в центральной Европе постепенно вытесняется употреблением железных инструментов и оружия.
С 750 до нашей эры до 500 нашей эры – Ранний Железный век
Совершенно очевидно, что переход от Бронзового Века к Железному происходил постепенно. Культура Волыно-Подольской возвышенности в период, хронологически соответствующий Гальшатту С в Центральной Европе и «фрако-киммерийскому» (раннескифскому) периоду в восточной части Центральной Европы в русской научной литературе известен как «чернолесская культура». Ее название происходит от укрепленного городища, раскопанного в Кировоградской области Украины на берегу реки Чернолес, притока Ингульца,.
Эта культура является продолжением «культуры зольников», потому что неукрепленные поселения с расположенными поблизости кучами золы и отбросов продолжают существовать с позднего Бронзового века.
Исследование деревень показывает, что они занимали площадь примерно в 10 гектаров. Деревня Мачуха, находившаяся в районе Полтавы, состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметров 250 на 300 метров, что типично для круговых поселений. Однако, в других местах «зольники» вытянуты в линию почти на полкилометра вдоль побережья рек. Кладбища или поля урн располагались поблизости от поселений. Расположение погребений вдоль речных берегов традиционно для всех культур курганного типа на протяжении всего тысячелетия. Происходившие изменения касались лишь погребальной обрядности: ингумация постепенно сменилась кремацией, во многих местах исчезли курганы над могилами. В некоторых погребениях соседствуют захоронения в земле и кремационные могилы.
Поселения на небольших укрепленных городищах обычно располагались в местах с хорошей естественной защитой: на высоких берегах и в излучинах рек, в местах слияния двух рек, их распространение на восток отражает проникновение чернолесской культуры и вытеснение протоскифского влияния.
Наибольшее количество круглых городищ обнаружилось в долине реки Тясмин. Большая часть из них представляет собой круглые крепости диаметром от 40 до 100 метров. По верху земляного оборонительного вала располагался деревянный частокол. С напольной (противоположной реке) стороны укрепление окружал ров, нередко заполненный водой.
Классическим образцом считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала высотой в один и шириной 12 метров. При раскопках у подножия вала обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений.
На основании этих останков становится очевидным, что укрепление состояло из коробчатых срубов, между которыми располагался деревянный частокол. Снаружи был ров шириной 9 и глубиной 3.75 метров. С южной напольной стороны, противоположной реке, подходы были укреплены еще одним крепостным валом и рвом.
Первоначально чернолесские городища представляли собой небольшие круглые укрепления размером примерно 100х70 м, внутри которых располагались жилые землянки. Постепенно городище увеличивалось и оно становилось племенным центром. В городище Субботов около Чигирина было обнаружено семь землянок. Поскольку поблизости располагались деревни, укрепления могли использоваться как резиденция вождей в мирное время, становясь убежищем для мирного населения во время вражеских набегов.
Места поселений и укрепления предоставляют многочисленные доказательства сельскохозяйственной деятельности их обитателей: там обнаружены ручные мельницы, жернова, мотыги из бронзы, железа и оленьего рога, кремневые и железные серпы. Возможно использовались и железные лемехи, хотя ни одного так и не было найдено.
Они возделывали пшеницу, ячмень и просо. Множество костей, обнаруженных внутри укреплений и в других местах, свидетельствует о разведении домашних животных, в основном свиней, коров, овец и коз.
На использование лошади в качестве верхового животного указывает значительное количество бронзовых уздечек и удил, изготовленных из костей или оленьего рога. О ритуальной функции лошадей можно судить по глиняным фигуркам и костям, находимым в могилах и на жертвенниках. Вместе с ними обнаружены скелеты собак, позволяющие предположить, что это животное также приносили в жертву.
Охота и рыболовство занимали подчиненное место в экономической системе чернолесья. Только около 8% всех найденных в поселениях костей принадлежало диким животным. Большей частью это обитатели лесов - лоси, олени, бизоны, кабан, медведь, волк, лисица, заяц, бобер, куница и выдра. Для охоты использовались бронзовые наконечники гарпунов и рыболовные крючки.
Металлургическое производство развивалось медленно. Обнаруженные в чернолесских поселениях бронзовые изделия сочетают местные черты и особенности, заимствованные от ранних скифов. В некоторых укреплениях обнаружены мастерские с сотнями глиняных форм для отливки орудий, масок, браслетов и других изделий. Украшения обычно изготавливались из меди. Олово экспортировалось, и оловянные слитки помещались в могилы.
Представленный на этой странице орнамент на браслете был достаточно распространен в VII веке до нашей эры. Браслеты, заколки со спиральными головками, серьги и височные кольца были основными украшениями чернолесских женщин.
Кроме металлических предметов, явно относящихся к местной традиции, в районах Среднего Днепра и Верхнего Днестра встречаются части уздечек и бронзовые сосуды кобанского (кавказского) и ассирийского типа. Они датируются примерно концом VIII века. Возможно, их принесли сюда скифы, после того, как они завоевали киммерийцев, живших на побережье Черного моря, а затем установили свое господство над всеми причерноморскими степями, продвинувшись затем на запад, в Центральную Европу.
Скифские элементы очевидно вошли в культуру лесостепной зоны, их влияние выявлено на востоке среднего Поднепровья в бассейнах Сулы, Псла, Сейма и Северского Донца, в том же самом районе, где зафиксированы названия рек иранского происхождения.
Контакты между балтийскими и иранским языками, четко подтверждены лингвистическими исследованиями. Они также относятся к периоду, когда скифы заняли западную часть чернолесской территории, вступив в непосредственный контакт с юхновской культурой, относящейся к восточно-балтийской группе.
Меньше всего изменилась керамика: тюльпановидные или двуконусные горшки с вогнутым горлышком и ручками, блюда и чашки с ручками почти не отличаются от тех, которые встречались в Бронзовом веке.
Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем, встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями. Они напоминают изделия фракийской Бессарабии.
Обожженные горшки были черного, желтого или красного цвета. По сравнению с керамикой предшествующего периода чернолесская посуда отличается большим разнообразием форм и способов отделки.. В ряде мест обнаружили фрагменты греческих ваз родосско-микенского типа, датируемые периодом c VII до VI веков нашей эры, они помогли установить дату основания поселения.
На протяжении VII, VI и последующих столетий до нашей эры отмечаются резкие различия между культурой лесостепных и степных районов. Геродот упоминает о примечательной культуре людей, живших к северу от Скифии.
В шестой книге «Истории» он описывает поход, который предпринял персидский царь Дарий против Скифов в 515 году до н.э. В его дни «Скифия» была огромной этнически неоднородной страной,. В приведенном Геродотом списке подчиненных Скифии народов, те, что я определяю как славян, названы «скифскими земледельцами или землепашцами». Геродот указывает, что они селились вдоль реки Днепр:
«Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды – эллинские скифы, за ними идет другое племя под названием ализоны. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не только для пропитания, но и для продажи. Выше них обитают невры». (Геродот, кн.4,17)
«За Борисфеном (Днепром), со стороны [Черного} моря простирается Гилея, а на север от нее обитают скифы-земледельцы. Эти земледельцы населяют обширную территорию, чтобы пересечь ее, нужно ехать три дня. Остальные земли представляют собой пустыню, но за пустыней обитают андрофаги, особое, но не скифское племя» (Геродот, кн.4,18).
Из данного описания следует, что территория, на которой обитали «скифы-земледельцы» занимала часть бассейна Днепра и возможно бассейн Верхнего Днестра. Их северный сосед, которого Геродот называет неврами, возможно являлись восточными балтами. Об их распространении в верхнем Поднепровье, бассейне Припяти и южной части бассейна Десны (на территории современной Белоруссии и центральной России), свидетельствуют названия рек и гребенчатая керамика, найденная в Милограде и Юхнове.
Как установил Томашек в начале ХХ века, андрофагами Геродот скорее всего называет мордовские племена, относящиеся к группе восточных финно-угров. Антропологические исследования также подтверждают, что те, кого Геродот называет «скифами-земледельцами» были протославянами. Физические измерения жителей лесостепной зоны показывают, что они отличаются от кочевых скифов и четко соотносятся с средневековыми восточными славянами.
С 500 г . до 200 г. до нашей эры
Начиная со второй половины V века и на протяжении IV и III веков прослеживаются тесные связи культуры лесостепной зоны со скифской степной культурой и с культурой греческих городов северного Причерноморья. Но уже в этот период, несмотря на общую основу, проявляются отличия лесостепной культуры в типах поселений, экономических и общественных отношениях, религиозных верованиях.
В тех районах лесостепной зоны, где в предшествующий период сложилась культура Чернолесья, обнаружены сотни укрепленных и неукрепленных поселений, городищ и мест захоронения (курганов и плоских могил).
Большое количество поселений было обнаружено во время систематических раскопок по берегам рек Тясмины, Роси, Ингульца, Верхего течения Южного Буга, Сулы, Псела, Ворсклы, Сейма и Северского Донца. Некоторые стратегически выгодно расположенные укрепления располагались на местах более ранних. Поверх слоев соответствующих поселениям VII и VI веков расположены следы, относящиеся к периоду с V по III века до нашей эры. Одним из таких многослойных укреплений является Бельское городище, расположенное в районе Полтавы, раскопанное В.А. Городцовым в 1906 году. Это огромное укрепление на протяжении нескольких веков являлось племенным центром. Как стратиграфия, так и эволюция типов изделий указывают на непрерывное развитие культуры на протяжении многих веков.
По уровню развития сельского хозяйства жители лесостепной зоны превосходили и скифов, и процветающие греческие колонии, расположенные по северному побережью Черного моря. Археологические раскопки показывают, что скифы и протославяне не смешивались. Скифы вели полукочевую жизнь в понтийских степях время от времени появляясь на территориях северной Европы. Свойственный их искусству «звериный стиль» соответствовал подвижному характеру их жизни.
В то же время праславяне, расселившиеся на востоке, занимались земледелием и животноводством. Возможно, скифы интересовались своими северными соседями только как источником разнообразных сельскохозяйственных продуктов, поскольку целью их миграций был район нижнего Дуная, фракийскую территорию (современные Румынию и Болгарию).
Культура земледельцев отличалась известным консерватизмом. За исключением немногих скифских зеркал, стеклянных бусинок, так называемых скифских пуговичных серег и небольшого количества фрагментов греческих ваз, изготовленных на гончарном круге, влияние иностранной культуры практически не ощущается.
Керамика стала более грубой: исчезла глазурь и упростилась отделка, в частности инкрустация и аппликация по краю горла и вокруг ручек. Доминируют сосуды цилиндрической и шарообразной формы, а также чаши, украшенные отпечатками или процарапанными насечками и углублениями. Иногда среди декоративных элементов встречаются символические знаки, например выгравированные изображения змеи.
Несмотря на то, что во многих раскопанных поселениях обнаруживаются греческие вазы, датируемые VI (из Ольвии) или IV - III веками до нашей эры (с Босфора), они не повлияли ни на форму, ни отделку местной керамики.
На высоких и плоских речных террасах обнаружены неукрепленные поселения открытого типа. На рост населения указывает увеличение размеров деревень и количества жилищ. Часто поселения насчитывают не менее шестидесяти «зольников», размещенных на площади примерно в 90000 квадратных метров. Образцы подобных поселений раскопаны в Пересечном и Островерховке в Харьковской области.
Остатки жилищ, обнаруженные в деревне Островерховка показывает, что все поселение состояло из пяти групп, причем в каждой было более десятка строений. Возможно, подобная структура отражает уклад жизни больших патриархальных семей.
Большая часть жилищ представляла собой землянки или полуподземные строения, углубленные на 30- 70 сантиметров ниже уровня земли, с одним очагом внутри и другим расположенным снаружи. Раскопаны и остатки наземных жилищ с глинобитным полом.
По сравнению с предшествующим периодом увеличивается число укрепленных поселений. Обычно для них выбираются высокие прибрежные холмы, обеспечивающие хороший обзор местности. Появляются укрепления, расположенные на опушке леса или в самом лесу. Их размер колебался от одного до пяти гектаров.
Вместе с тем появляются и огромные укрепленные комплексы, такие как Бельск на берегу Ворсклы ( 4400 гектаров ), Матренино в долине реки Тясмин ( 200 гектаров ) или Базовка в долине реки Сулы ( 119 гектаров ).
Очевидно, что в этих огромных укреплениях сосредотачивалась власть: меньшие укрепления возможно принадлежали младшим вождям. Вокруг огромных фортификационных комплексов обнаружены целые комплексы архитектурных сооружений, относящиеся по времени к тому же периоду.
В бассейне Верхнего Дона, на берегу реки Одринке было раскопано гигантское укрепление Городище. Его территория составляла примерно полкилометра в поперечнике, с напольной стороны (противоположной реке), оно защищено тремя рядами крепостных валов. На расстоянии от трех до четырех километров от него находилось городище меньшего размера, занимавшее всего 4- 5 гектаров. Поблизости от этих двух укреплений были расположены три открытых поселения.
Аналогичный комплекс раскопан близ поселка Караван в районе Харькова. Вокруг укрепленного городища там располагаются три деревни и огромное курганное кладбище, все сооружения относятся к концу пятого и четвертому векам нашей эры.
Фортификационные сооружения состояли из внушительных крепостных валов, достигавших десятиметровой высоты и иногда простиравшихся на несколько километров. Параллельно валу шел ров, глубина которого могла достигать четырех метров. Каждое укрепление точно приспосабливалось к особенностям местности, поэтому форма и структура оборонительной системы также менялась. Не существует даже двух похожих друг на друга укреплений. Внутри укреплений располагались небольшие прямоугольные дома. Они возвышались над землей или были слегка углублены. Во многих укреплениях были обнаружены остатки глиняных мазанок с плетеными стенами и крышами из прутьев.
Анализ огромного количества костей животных, обнаруженных в обоих поселениях и в крепостях, показывает, что на 90% они принадлежат домашним животным. Преобладают коровы и свиньи, кости лошадей, овец, коз и собак встречаются реже. Отпечатки пшеницы, ячменя и проса и явные следы муки позволяют сделать вывод о развитии сельского хозяйства. Геродот пишет о том, что «скифы-земледельцы» сеяли зерно не только для еды, но и на продажу, то есть говорит о достаточном количестве сельскохозяйственных продуктов. Хотя основную часть зерна выращивали для домашнего употребления, собранного хватало для продажи и уплаты племенной дани.
Уникальное открытие было сделано в районе Харькова в городище Караван. В центре укрепления археологи обнаружили глиняное возвышение с тремя овальными углублениями. Вначале ученые решили, что это остатки очага. Затем внутри и вокруг него нашли глиняные черепки, весы, куски веретен, железные ножи, серебряную подвеску и бронзовую головку от стрелы. Одновременно были найдены миниатюрные горшки, небольшие тигли и маленькие хлебные буханки, причем все они были изготовлены из специальным образом приготовленной глины.
Использованная для горшков глина оказалась прекрасного качества и очень чистой, без примесей песка. В толще глиняных буханок обнаружили зерна злаков, мякину и листья. В некоторых буханках внутри глины обнаружены остатки соломы.
Наибольший интерес представляли собой глиняные копии зерен различных растений. Они были выполнены так тщательно, что ботаники смогли установить виды растений – пшеницу, рожь, ячмень, горох, просо. Стало очевидно, что раскопанное сооружение - жертвенник.
Похожие жертвенники обнаружили в укреплении Пастерское в районе Кировограда, где миниатюрные хлебцы были изготовлены из настоящих зерен проса, а рядом с ними обнаружили остатки настоящей муки. В других укреплениях нашли алтари из обожженной глины с остатками сгоревших зерен и желудей.
Не менее важны и находки сельскохозяйственных орудий, исследование которых дало интересные результаты. В торфяном болоте близ деревни Токари в Сумской области в 1921 году нашли деревянный плуг. Поскольку поселения близ торфяных болот преобладали в западной Европе с раннего Железного века, археолог Шрамко предположил, что оно скифское.
Плуг изготовлен из единого куска дерева. Один конец его сломан, возможно, поэтому его и выбросили в болото. Прямоугольное отверстие в верхней части, возможно, было сделано для размещения железного лемеха (правда, он отсутствует).
Похожие плуги встречаются в Северной Европе: на находку в Сумах очень похож деревянный плуг из Даберготца (Германия), в котором сохранился деревянный нож. В захоронениях лесостепной зоны неоднократно обнаруживали железные «ножи», некоторые из них имели крючки или отверстия в рукоятках. Шрамко считает что это ножи от плугов.
После вспашки примитивным плугом было необходимо разрыхлить землю. Для этого применялись мотыги, изготовленные из железа, рога или кости, прикреплявшиеся к деревянным рукояткам. Подобные орудия использовалась и в Греции, о чем свидетельствуют сельскохозяйственные сцены на чернофигурных вазах.
Лесостепной пояс обеспечивал хорошие условия для сельского хозяйства. Во многих районах до наших дней сохранились огромные участки леса, которые защищали землю от засухи, оказывалось и достаточно безлесных участков для вспашки. Благоприятными были и климатические условия.
Земледельцы занимались и различными ремеслами. Встречающиеся в поселениях сотни веретен указывают на ткачество и прядение. Отпечатки нитей на дне керамических изделий также указывают на развитие ткачества.
Обнаруживаемые во время раскопок в деревнях и укреплениях глиняные формы, шлак, тигли, форсунки свидетельствуют о постоянном совершенствовании приемов обработки металлов. Увеличивается и количество железных предметов: топоров, серпов, иголок и удил для уздечек. Появляются разные виды украшений: бронзовые или железные булавки с плоскими, круглыми или загнутыми в форме пастушьего посоха головками, браслеты, ожерелья, серьги. Обычно их находят в захоронениях.
Порядок погребения людей и животных в курганах не менялся. После кремации или ингумации могильные ямы накрывались бревнами или, в некоторых случаях, кровлей, встречаются могилы, представляющие собой отдельные погребальные комнаты. Обычно украшения обнаруживаются в захоронениях женщин, а также воинов, с которыми клали уздечки и оружие. Мужские погребения значительно беднее. В большинстве случаев захоронения одиночные, но встречаются и двойные погребения (мужчины и женщины, двух мужчин) или тройные (мужчины и двух женщин).
В качестве выводов попробуем проследить общие особенности культуры данного периода, чтобы составить общее представление о протославянской культуре.
Образцы поселений
К несчастью систематических раскопок поселений первой половины Бронзового Века еще не проводилось, поэтому все попытки составить цельное представление о культуре этого времени могут носить только предварительный характер.
Относительно поселений более позднего времени точно известно, что они размещались на речных террасах, что дома в основном относились к землянкам и что деревни строились по кольцевому принципу или вытягивались вдоль побережья реки.
Размещавшиеся в стратегически выгодном положении городища имели деревянные стены, земляные валы и оборонительные рвы.
Иногда внутри укреплений обнаруживаются жилища, но чаще жилые поселения располагались поблизости от укреплений. Это позволяет предположить, что укрепления использовались в основном как укрытия в случае военной угрозы и как резиденции племенных вождей.
Остатки жилых поселений указывают, что они располагались группами, отражая структуру патриархальной семьи. Тот факт, что протославяне в основном занимались сельским хозяйством объясняет консервативный характер их культуры и сравнительно медленное развитие ремесел и технологий.
В конце Бронзового века и вначале Раннего Железного века отмечается рост поселения. Праславяне двинулись на восток и расселились по берегам Сулы, верхнего течения Сейма, Псела и бассейне Ворсклы незадолго до вторжения скифов примерно в 700 году до нашей эры.
В течение ряда столетий праславяне находились под влиянием скифов и, возможно, даже под их владычеством, откуда и происходит их наименование «скифами - земледельцами», о которых пишет Геродот.
Металлургия
Во время раннего Бронзового века металлургия в основном развивалась под влиянием расширявшейся торговли с районами Центральной Европы. Начиная с середины второго тысячелетия до н.э. орнаментированные металлические предметы постепенно вытесняют изделия камня и кости.
Интересно отметить, что в течение всего периода освоения металлургии протославяне почти не изготавливали оружие. Этот факт отличает их от индо-европейских соседей, живших в центральной Европе и южной России. Развитие технологии обработки железа началось только после возникновения угрозы со стороны скифов.
Керамика
Изменения в характере изделий из металла дают общую картину развития культуры в данный период, а эволюция керамических изделий подтверждает непрерывность культурного процесса на протяжении раннего бронзового века.
Шнуровой орнамент постепенно исчезает и заменяется насечками или пересекающимися узорами на горлышках тюльпановидных и бочкообразных горшков и тонкостенной посуды.
Все названные виды изделий продолжают существовать в Бронзовом и Раннем железном веках, изменяется лишь их отделка. Великолепно отшлифованные и глазированные изделия, которые были так разнообразны на протяжении Бронзового века уступают место более грубой посуде скифского периода, украшенной процарапанным или тисненым орнаментом. Праславяне, как и большинство народов индоевропейской группы не очень увлекались искусством керамики.
Погребальная обрядность
Погребальная обрядность также свидетельствует о продолжающемся культурном взаимодействии. Она отражает сложившуюся систему религиозных верований, в которой не заметно влияние окружающих культур. На протяжении Бронзового века практиковались захоронения трупоположением в невысокие курганы, ограниченные каменными ограждениями. Во время захоронений сложенное или вытянутое тело укладывали в каменную или деревянную конструкцию, располагали внутри деревянного сруба или в могиле, покрытой деревянной крышей.
В это время места погребений находились неподалеку от поселений. Обычно курганы располагались вдоль речных берегов. В Позднем Бронзовом веке появляются захоронения трупосожжением (кремацией) и безкурганные погребения. Переход от одного ритуала к другому не был резким, и в местах массовых захоронений обнаруживаются разные виды захоронений, расположенные рядом друг с другом. Насыпные курганы с ингумационными захоронениями (трупоположением) продолжали существовать в восточной части протославянского региона.
Глава 3 Названия славянских племен в исторической литературе первых веков нашей эры
До первых веков нашей эры в исторической литературе названия славянских племен не упоминаются. Названия, отождествляемые со славянами, появляются после того, как заселенные ими территории были захвачены сарматами и германскими племенами. Ни в одном описании нет точного указания на местоположение территории, заселенной славянскими племенами.
Славяне
Первым название «словены» употребил Птолемей (100-178 годы нашей эры), причем написал его как « soubenoi ». Поясняя переогласовку, К.Мощинский пишет, что труднопроизносимый для грека твердый звук Л стал звучать как краткое u , в то время как сочетание ou заменяло звук У и b произносилось как v .
Птолемей практически ничего не пишет о славянах, но само их упоминание примечательно. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Он довольно точен, поскольку Скифией в античные времена называли всю территорию, расположенную к северу от Черного моря.
После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский (умер в 56), упоминает о «скловенах» в труде «Война с готами» (536-37). Прокопий пишет, что их племена захватили район Нижнего Дуная. Таким образом получается, что «скловены» были самыми ранними южными славянами, зафиксированными историками.
Современник Прокопия, римский историк Иордан, также пишет о скловенах в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» (551 год до нашей эры), указав, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и распространяет ее границы на восток до Днепра. Историки установили, что Иордан позаимствовал эти сведения из сочинений Кассиодора, автора конца V - начала VI века н.э. В общих чертах указанная им территория соответствует Подольско-Днепровскому региону Черняховской культуры. Из сочинений двух названных историков мы знаем о миграции славян, их происхождении и особенностях.
Сообщения историков II - VI веков, в которых упоминаются люди, носившие имя «скловины» («славяне») служат достаточными свидетельствами для признания древности названия, ставшего позже обозначением всех славянских племен. Множество племен, расселившихся на запад, юг и северо-восток, разнесли это название далеко от своей прародины: словенцы в северо-западной Югославии, словаки в Словакии, словинцы в Померании, славяне на псковской и новгородской Руси.
Многие лингвисты и историки пытались объяснить происхождение корня «слав». Основываясь на «склавинах» и «склавенах» упоминаемых Иорданом и Прокопием, некоторые связывали его с латинским словом sclavus , означающим «раб». Это, возможно, и объясняет, почему ск было заменено на сл в этих источников, но, конечно, не объясняет происхождение слова «словене».
Другие ученые указывают, что славянское «слава» означает «известный», «знаменитый». Другие видят источник в корне «слов», имеющем значение «речь», поскольку славяне использовали для межплеменного общения единый, понятный для всех язык. Таким образом, этноним возник как противопоставление названию «немцы» (от слова «немой»), используемому для обозначения их северных соседей, германских племен, которые говорили на непонятном для славян языке. Некоторые исследователи предлагали гипотезу, что корень «слов*» означает «болото».
Нельзя не учитывать существующие славянские топонимы, прежде всего названия рек, в которых отразились древние религиозные верования и общественные отношения. Наиболее серьезное обоснование этимологии слова «славяне» принадлежит К.Мощинскому, крупнейшему исследователю древней славянской культуры.
Согласно его точке зрения, «словени» являются единственно возможным наименованием всей протославянской общности до ее рассеивания. Он связывает происхождение названия с греческим словом « flax » (лен): польское « slowien , slawian », словацкое « slovien », украинское «словин». Мощинский предложил, что древние греки высоко ценили лен за его качества, поэтому совершенно естественно, что они давали рекам названия по тем местам, где произрастал лен.
Он соотносит название и с тем, что соответствующий индоевропейский корень * k'leu, * k'lou -, означает «быть чистым, непорочным». Встречается река Славутица, один из притоков Нижней Припяти и в украинских песнях рассказывается о Славуте, Славутиче, как о чистых, священных реках. Похожие названия распространены в районе Днепра, в Подолье и на Украине. Обитавшие в бассейнах данных рек племена могли принять их названия, а затем перенести его на новые реки и, в равной степени, на те районе, куда они мигрировали.
Сербы и хорваты
Возможно, Птолемею была известна и другая разновидность славян, чье название, без сомнения, связывается с современными сербами. Описывая Сарматию (в пятой книге своей «Географии») Птолемей упоминает тринадцать племен, среди них сербов, описывая их следующим образом: «между Керинейскими горами [определяемыми как северо-восточные предгорья Кавказа] и рекой Ра [Волгой] живут оринеи, ваои и Сербы.
Мощинский считает, что название «сербы» образовано от индоевропейского корня * ser -, * serv -, означающего «стражник» «защитник», выводя его из латинского servus , полагая, что в устной речи произошло озвончение и V сменилось на b . По его мнению, первоначально слово сербы, возможно, означало «пастухи», «охранители животных».
Возможно, общаясь со славянскими народами, сарматы использовали похожее слово, в качестве обращения к славянам. В ираноязычной среде сарматов славянское « serv » могло превратиться в « ksаrv ». Если добавить к нему суффикс / at , то получится слово, очень близкое к Hrvat , так называют современных хорват.
Сходные названия можно найти в северо-восточном Причерноморье и низовьях Дона. Написания Xoroathos ( Xorouathos ) встречаются в двух грекоязычных надписях из Танаиса, относящимся к II - III векам н.э., расшифрованным Погодиным в 1901 году.
Анты
Плиний Старший в своей «Естественной истории» ( VI век) упоминает антов среди народностей, живших между Азовским и Каспийским морями. В то время эта территория находилась под властью сарматов.
Во втором веке Птолемей и греческие надписи, относящиеся к III веку н.э. (обнаруженные в Ольвии, на Керченском полуострове) указывают, что анты обитают в Крыму и в устье Дона. Историки лишь упоминают этот этноним, но не указывают национальную принадлежность национальности антов.
Иордан называет антов и славян как два основных племени многочисленного народа «венедов» и подчеркивают, что обе группы говорили на одном и том же языке. Он пишет, что анты заселяли территорию «от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину», то есть к востоку от славян, между реками Днестр и Днепр.
Знакомый с славянскими подразделениями в византийской армии Прокопий пишет: «Славяне и анты по внешности немногим отличаются друг от друга: все они высокие и очень сильные, их кожа и волосы ни светлые, ни темные, все они имеют красноватый цвет лица. Они ведут тяжелую жизнь, как и Массагеты принадлежат к диким народам и так же грязны, как они. Он также говорит об общем языке, и о том, что «некогда даже название у славян и антов было одно и то же».
Многие ученые определяют антов как славянское племя на основе лингвистических исследований. Некоторые видят сходство этнонима « anti » с историческими названиями других восточнославянских племен: вятичи, восходящему к заимствованному финскому слову venat ( j ) a (город) и сохранившемуся в названии современного города Вятки. Название племени «вятичи» могло означать «принадлежащий к земле вентов» и его можно связать с Ven ( e ) t ( Veneti ).
Арабские и персидские географы и историки, такие как Джейхани, Ибн-Русте и Гардизи знали название в форме Wantit , хотя его написание сильно отличается от произношения. В славянских языках распространен корень vent . Он означает «большой», в «Беофульфе» встречается германское слово enta , обозначающее великана. В старославянском «большой» образует сравнительную степень «велий» и «вещий» (самый большой). На основе этого корня возникли личные славянские имена – Венцитеслав, Венцеслав, Вячеслав. Польское слово « wiecej » означает «больше».
Жившие на территории современной Украины анты были уничтожены аварами. Начиная с VII века этноним «анты» перестает упоминаться историками, но вполне возможно, что этот народ был предком исторических вятичей. Русские историки и археологи, прежде всего Г.Вернадский и Б.Рыбаков, считают «антов» прямыми предками русичей.
Венеды (Венеты)
Иордан сообщает, что многочисленный народ венетов, живший на северных склонах карпатских гор и в верховьях Вислы, был завоеван готским королем Германариком (Эрменрихом). В другом абзаце он пишет, что «венеты» в его время были известны под тремя именами – «венетов, антов и склавинов». В заключение он говорит, что все они были родственниками, «одной крови». Таким образом, этноним венеды/ венеты в сочинении Иордана можно рассматривать как обозначение славян.
Однако, далеко не все упоминания этого народа в ранних исторических сочинениях (Геродотом, Тацитом, Плинием Старшим и Птолемеем) могут быть так же легко соотнесены с славянами.
Согласно «Германии» Тацита, венеды были бродягами, похожими на разбойников, которые осуществляли вылазки ( latrociniis pererrant ) в лесах и горах, расположенных между Печчини (немецким Бастарном) на территории Восточных Карпат и Фенной (современная Россия). Он говорит, что в отличие от сарматов, которые ведут кочевую жизнь и сражаются на лошадях, венеды строят дома и сражаются пешим строем, защищаясь щитами.
Несмотря на фрагментарный характер ранних исторических описаний славянских племен, их ценность неоспорима для периода, от которого сохранилось не так много археологических данных, позволяющих реконструировать славянскую культуру.
Глава 4 Протославяне во время сарматских и готско – гепидских вторжений