Болезнь и страдания шамана.
Человек, который должен стать шаманом, раньше хворает в течение двух, трёх лет. Только после этого он может приступить к своему служению.
Шаманы про этот период своей болезни рассказывают, что они у корня, источника зарождения девяти шаманов, подвергаются рассеканию, и что всё это происходит, якобы, во сне. Шаманы, лежа больными, якобы, во сне приходят к тем началам девяти злых духов, имена которых – Далбар-Чуонаах, Уот-Чорноуха… Они, говорят, - женщины. Называют ещё следующие имена их:
«Дарья, не имеющая ноздрей,
Матрена, не имеющая носа,
Калека-парень, которого возят на санях…»
Затем шамана отрубают голову и кладут её на полку юрты, причем она, будто бы, остаётся живою (т.е. сохраняет сознание и даже наблюдает все происходящее). Тело же шамана разрубают на куски, как тушу скотины. Затем, эти куски мяса, будто бы нанизывают на рожны… Тело большого шамана на девять рожнов, а маленького шамана – на три рожна. Потом мясо это делят между началами разных бед и несчастий (т.е. между духами-бесами).
(При зарождении шаманов) в средней земле устраивается преграда («харгыс»), плотина (чтобы умножить несчастия).
Рассказывают, что у больших шаманов бывает плотина, которая преграждает дорогу духам малых шаманов. Когда бесы этих шаманов задержатся у плотины, то сами шаманы должны хворать… от того, что у них гниет рыба (?). Больной шаман призывает тогда большого шамана, который разрывает плотину и взамен жизни шамана даёт другую человеческую жизнь. Тогда больной выздоравливает.
Алексеев Михаил
Кэнтикский наслег
Верхне-Вилюйского улуса
4 марта 1925 г.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ШАМАНА.
Хороший настоящий шаман, как рассказывают, подвергается рассеканию. У нас в виде поговорки говорят: «Он три раза был рассечен — великий шаман». Сами шаманы рассказывают так: «Сначала духи отрубают мне голову и садят ее на верхушку длинного шеста, чтобы эта голова могла видеть своими глазами все, что они проделывают дальше… я вижу, как они разрубают мое тело на мелкие куски; затем, эти кусочки распределяют между всеми родами человеческого несчастья и между всеми бесами».
Шаман может шаманить и быть полезным только в том случае, если тот род гибели (от которого больной теперь страдает) получил свою долю при дележе тела камлающего шамана; те бесы, которые причитались его тела, бывают послушны, а те же, которые лишились этого, его моленьям не внимают.
Говорят, что при совершении разрубания тела шамана, его одежда бывает окровавлена. О том же, что родные шамана при совершении этой операции заранее кладут его на бересту,— я не слышал.
НИЖНИЕ И ВЕРХНИЕ ШАМАНЫ.
Шаманы разделяются на нижних и верхних. Нижние это те шаманы, которые созданы нижними бесами, верхние — те, которые созданы верхними бесами.
Про нижних шаманов говорят, что их души воспитываются у нижних бесов в особых колыбелях, где кормят их через рожок, а про верхних шаманов говорят, что души их воспитываются в особых гнездах (как у птиц).
ДУХИ-СОБАКИ И ДРУГИЕ ШАМАНСКИЕ ЗВЕРИ.
У шаманов бывают духи-собаки. Их они обычно кличут (при камлании) – «Хардас, Хардас», иногда же, жалеючи, из почтения к ним, называют – «Юнюгэс».
Мать-зверь у шамана – лось или олень. Он приходит к шаману перед его смертью. В старину, я помню, шаманы при камлании ревели, подражая порозу (быку-производителю), и наращивали на голове чистые (прозрачные) рога. (Рассказчик разумеет т.н. «хомусун»[84], шаманские фокусы при мистериях Г.К.). Это я наблюдал однажды. Давно у нас был шаман по имени Кённёр. Когда умерла его старшая сестра, он совершил камлание, во время которого, ставши на четвереньки, подобно детям, играющим в быков, гулко мычал и ревел по-бычьи.
При этом говорили, что, якобы, это – бесы, которые пришли, чтобы с душой умершего человека совершить обход всех тех мест, где она бывала при жизни («кэритии»).