III. Изучение нового материала.
– И вот наступил долгожданный рассвет. Что же ждет нашего героя впереди?
Учитель читает главу «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка».
– Чему научился Пик за то время, как его разлучили с родным домом?
– Как его это характеризует?
Физкультминутка
– Итак, Пик бежал по лугу и надеялся скорее встретить других мышей, потому что понимал, что одному гораздо труднее спастись от врагов.
Учащиеся читают главу «Соловей-разбойник».
– Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? Прочитайте.
Учащиеся читают отрывок, который начинается словами: «Его разбудила громкая песня» и заканчивается: «Пик и опомниться не успел, как жулан накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину».
– Что спасло Пика? (То, что он упал с ветки в траву и успел шмыгнуть под корни.)
– Как «соловей-разбойник» пытался заманить мышонка в свою ловушку? (Он пел очень красивые песенки.)
– Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться? (Потому что жулан караулил его, а мышонок из своего укрытия видел, что стало с птенчиками, ящерками, лягушками, жучками и кузнечиками, которым не удалось скрыться от жулана – все они погибли.)
– Какое разочарование ожидало мышонка после того, как он спасся от «соловья-разбойника»? (Он опять услышал плеск реки, значит, он бежал не в ту сторону.)
IV. Итог урока.
– Что особенно запомнилось?
– Что больше всего заинтересовало?
Домашнее задание.
– Мы закончили чтение глав из сказки Виталия Бианки «мышонок Пик», но если вам небезразлична судьба мышонка, если вы хотите узнать, что с ним стало дальше, вы можете взять книгу В. Бианки в библиотеке и прочитать ее от начала до конца.
А к следующему уроку прочитайте и подготовьте пересказ одного из рассказов В. Бианки.
Урок 60
БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ.
«ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали дома рассказы В. Бианки. Что нового вы узнали из них?
– Какие открытия сделали?
– Поделитесь своими открытиями с нами.
Учащиеся пересказывают или зачитывают (если произведение небольшое) рассказы В. В. Бианки. Дети могут также сочетать пересказ с выборочным чтением самых интересных отрывков.
– Какой из рассказов В. Бианки вам показался самым удивительным?
– Кого вы считаете сегодня лучшим рассказчиком? Почему?
Физкультминутка