О курсовых и дипломных работах
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ»
Новосибирск
Данное положение предназначено для студентов исторического, археологического отделений и отделения востоковедения, выполняющих курсовые и дипломные работы
Составители
д-р ист. наук, проф. И. С. Кузнецов,
ст. преп. С. П. Куликов
© Новосибирский государственный
университет, 2007
ПОЛОЖЕНИЕ
О КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Курсовая работа представляет собой одну из приоритетных форм учебного процесса. Она является обязательной для студентов 1–4-го курсов. Курсовая работа должна представлять собой самостоятельную разработку конкретной учебной или научной темы. Главная цель курсовой работы заключается в приобретении навыков самостоятельной работы над литературой и источниками, что предполагает овладение соответствующей методологической базой, умение работать с различными источниками, критически использовать научную литературу, четко, логично и ясно излагать свои мысли.
2. Важнейшей формой контроля и подведения итогов самостоятельной учебной и научной работы студентов является защита ими курсовых и дипломных работ.
3. В процессе написания курсовых и дипломных работ систематизируются, закрепляются, расширяются и углубляются теоретические знания по специальности, вырабатываются навыки и умения исследовательской работы:
а) навык логического мышления, формирования и связного письменного изложения мыслей;
б) умение составлять библиографию по избранной теме, работать со справочной литературой, составлять картотеку работ, пополнять ее за счет ссылок к изучаемым работам путем просмотра периодических специальных изданий, библиографической справочной литературы, библиографических обзоров, обращения к сети Интернет и т. п.;
в) умение самостоятельно работать с научной литературой, критически анализировать ее, взвешивать значимость отдельных работ и положений (концепций), использовать результаты предшественника в собственном исследовании, правильно оформлять цитаты, справочный аппарат;
г) умение концентрировать необходимый для написания работы материал и правильно его оформлять;
д) умение систематизировать материал, строить четкие, обоснованные классификации, непротиворечивые и целесообразные с точки зрения поставленных в конкретной работе задач;
е) умение самостоятельно ставить задачи и четко их формулировать в терминах и понятиях данной науки; определять предмет исследования, материал и его источники; определять и обосновывать методы исследования, увязывая их с поставленными в работе задачами;
ж) способность анализировать материал, используя сознательно выбранные методы и приемы (методики), обобщать полученные материалы и делать выводы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ
И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. На 1–3-м курсах курсовые работы подготавливаются в процессе работы основного учебного семинара по отечественной или зарубежной истории.
2. Курсовые работы на 4-м курсе являются итогом работы спецсеминаров и рассматриваются кафедрой и деканатом в качестве преддипломного сочинения.
3. Процесс подготовки курсового и дипломного сочинения должен состоять из неcкольких этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – выбор темы и знакомство с литературой, относящейся к избранной теме, в целях получения общего представления о сущности, месте и значении темы в истории данного периода. Начинать нужно с наиболее фундаментальных исследовательских работ, имеющих по отношению к избранной теме методологическое значение. Затем целесообразно изучить более конкретную литературу, чтобы исчерпывающим образом войти в проблематику темы.
ВТОРОЙ ЭТАП – поиск источников и их изучение. Чаще всего в процессе исследовательской работы это наиболее сложная, длительная и трудоемкая стадия. Создание необходимой исследовательской базы, как правило, осуществляется путем работы в архивах, библиотеках, музеях и Интернете, а также посредством опроса респондентов и другими методами.
ТРЕТИЙ ЭТАП – систематизация собранного материала, его анализ и литературное оформление авторской концепции.
4. Курсовая работа сдается руководителю учебного семинара не позднее окончания сроков весенней зачетной сессии.
5. Студент-дипломник обязан своевременно сдать экземпляр дипломной работы на кафедру и в установленные сроки предоставить соответствующие экземпляры работы официальному рецензенту, который назначается решением кафедры.
СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
1. Курсовая и дипломные в качестве обязательных компонентов включает следующие основные части: план, введение, основную часть в виде нескольких глав, заключение, список источников и литературы.
2. Введение к курсовой и дипломной работе включает следующие компоненты:
а) постановка проблемы;
б) историография;
в) объект и предмет исследования;
г) цели и задачи работы;
д) хронологические и территориальные рамки исследования;
е) методология;
ж) характеристика источниковой базы.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ предполагает обоснование научной и практической значимости исследуемой темы. При этом следует обратить внимание на ее место в истории страны, региона в сопоставлении с различными компонентами социума (экономика, политика, культура и т. д.).
ИСТОРИОГРАФИЯ не должна сводиться к библиографии, к простому перечислению работ. Следует выделить основные труды по теме, проследить главные этапы ее исследования, оценить состояние изученности на современном этапе.
ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ исследования выделяют проблемное поле и определяют круг конкретных сюжетов, которые следует изучить в данной работе. Это и позволит адекватно сформулировать цели и задачи исследования
ЦЕЛЬ работы – это ее основной ориентир, который, как правило, конкретизируется в перечне ряда более конкретных задач.
При определении ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ рамок исследования необходимо обосновать нижние (начальные) и верхние (конечные) хронологические границы работы. При этом они не должны противоречить более широкому историческому контексту и внутренней логике изучаемого социально-исторического феномена или процесса. При определении ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ рамок следует, помимо прочего, иметь в виду изменение административно-территориальных границ соответствующих регионов. Это, в первую очередь, относится к такому региону, как Сибирь, изучению которой посвящается значительная часть работ студентов-историков нашего факультета.
МЕТОДОЛОГИЯ предполагает определение теоретических, концептуальных ориентиров, позволяющих адекватно оценить многообразный и нередко противоречивый исторический материал. К примеру, если готовится работа по теме «Партийная номенклатура Сибири в 30-е гг.», то автор должен освоить работы М. Джиласа, М. Восленского, концепции элиты и др. При этом необходимо не просто ознакомиться с соответствующими трудами, но сформулировать на этой основе соответствующие подходы, образно выражаясь, «перебросить мостик» от теории к конкретным фактам.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ работы должна иметь четкую структуру, включающую главы и параграфы. При этом такое деление должно быть логичным и рациональным. Вряд ли стоит признать разумной излишне дробную структуру (скажем, если в дипломе будет 10 глав, каждая из которых включает по пять параграфов). Наиболее рационально, видимо, выделить 2–3 главы, каждая из которых будет включать, скажем, по два параграфа. Каждая глава и каждый параграф должны иметь собственный заголовок, отражающий содержание этого раздела работы. Изложение материала в главе должно заканчиваться соответствующими выводами.
4. Курсовая работа и дипломное сочинение завершаются ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, где подводятся итоги исследования. Заключение должно содержать краткие четкие формулировки, выводы, логически вытекающие из основного содержания. В заключении целесообразно коротко обозначить основные этапы исследуемого процесса. Для работы, основанной на региональном материале, совершенно необходимы выводы о региональной специфике исследуемых процессов, соотношении в них общероссийских и местных особенностей.
5. Обязательным и весьма важным компонентом курсовой и дипломной работы является СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ. Он включает те исследовательские работы и источники, которые использовались в ходе работы над соответствующим сочинением. Схема группировки источников и литературы, как правило, должна выглядеть следующим образом:
а) ОПУБЛИКОВАННЫЕ источники: законодательные, плановые, отчетные, статистические и другие справочники, методические публикации, полевые, архивные и другие опубликованные документальные материалы, обзоры, каталоги, описи, мемуары, периодическая печать (газеты, журналы).
б) НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ источники: фонды государственных и ведомственных архивов (по каждой категории архивов их наименование располагается по алфавиту, а номера фондов в возрастающем порядке), электронные ресурсы.
в) ЛИТЕРАТУРА располагается в алфавитном порядке.
6. Общий ОБЪЕМ курсовой работы должен быть не менее
20 страниц, дипломной – не менее 80 страниц машинописного текста (компьютерного набора) со стандартными полями, через 1,5 интервала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Курсовые и дипломные сочинения должны оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ, закрепленными в действующих нормативных и инструктивных документах.
2. Работа должна быть написана грамотно, хорошим литературным языком, тщательно отредактирована.
3. Каждый из основных разделов рукописи начинается с новой страницы с отступом сверху (со спуска), равным примерно 1/4 высоты страницы, но не более 8 см. На листах текста необходимо оставлять поля: слева – 20 мм, справа – 10, сверху 20, снизу –
20 мм. Дипломная работа печатается через 1,5 интервала (через один интервал допускается печатать заголовки таблиц). Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 5 знакам.
3. Курсовая и дипломная работы начинаются с титульного листа, на котором указывается: Федеральное агентство по образованию, название учебного заведения (Новосибирский государственный университет), факультета (гуманитарный), кафедры, фамилия, имя, отчество (полностью) автора работы, название работы, инициалы научного руководителя, его научная степень и звание (например, доктор исторических наук, профессор или кандидат исторических наук, доцент), место и год написания работы (например: Новосибирск, 2007).
4. Письменная работа должна иметь оглавление, где перечисляются заголовки всех его частей (разделов, глав, параграфов) с указанием страниц в тексте работы.
5. Ссылки на научную литературу и источники могут быть оформлены различно:
а) в виде (подстрочных) постраничных примечаний;
б) в виде сносок, помещенных в конце каждого раздела или в конце всего текста со сплошной нумерацией для каждого раздела.
При повторном упоминании работы пишется: Указ. соч. Если в дипломном (курсовом) сочинении цитируются несколько работ одного автора, то при повторном цитировании указывается: Там же (если та же страница); Там же. С. 116 (если разные страницы), или указать название работы (допускается сокращение названия).
При цитировании необходимо также следовать определенным правилам.
Цитата в начале предложения (после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое цитируемое слово в источнике напечатано со строчной буквы.
Цитата, включенная в текст сочинения в качестве его составной части, начинается со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
Цитата, помещенная после двоеточия, пишется со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной (в этом случае перед цитируемым текстом ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной. В цитатах сохраняются те же знаки препинания, которые даны в цитируемом источнике. Если перед цитатой, введенной в текст дипломного (курсового) сочинения, есть слово «выражение», «фраза», «предложение» и т. п., то перед цитатой ставится двоеточие, а после него – тире.
Если предложение (фраза) цитируется не полностью, то вместо опущенных слов или словосочетании перед началом цитируемого предложения (фразы) или внутри него или в конце ставится многоточие. Знаки препинания, которые стоят перед опущенной частью текста или после него, не сохраняются.
7. Список сокращений составляется во всех случаях, если в тексте дипломного (курсового) сочинения встречаются сокращения слов или терминов, требующие расшифровки. Сокращения располагаются в алфавитном порядке.
Существуют общепринятые сокращения периодических изданий. Например: ВИ – Вопросы истории; СИЭ – Советская историческая энциклопедия; ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей российских и т. д. Перечни таких сокращений регулярно публикуют периодические издания, см. например: Вопросы истории, Вестник древней истории, Отечественная история и др.
В дипломном и курсовом сочинении допускаются только такие сокращения общеупотребительных слов и словосочетаний, которые приняты в научной литературе. Общепринятые сокращения, не требующие специального пояснения, в список сокращений не включаются. Например: др. – другие; и т. д. – и так далее; и т. п. - и тому подобное; пр. – прочее; см. – смотрите; т. е. – то есть.
П Р И Л О Ж Е Н И Е