Издательской деятельности публичных библиотек
Современная библиотека – это не только комплектатор, аккумулирующий в своих фондах издания на различных носителях информации, но и их издатель и распространитель. Она сама выступает в роли издающей организации. Ее издательская деятельность направлена не только на информирование читателей об имеющемся книжном фонде. В наше время библиотека создает социально значимый интеллектуальный продукт, обладающий большой информационной ёмкостью и становится частью культурно-информационного пространства [4].
Под издательской деятельностью понимают издание и распространение книжной продукции (книг и брошюр), а также специализированных профессиональных и детских журналов.
В настоящее время определились три основных направления, по которым осуществляется издательская деятельность библиотек: библиографическое, методическое, информационно-рекламное.
Начало издательской деятельности библиотек было положено в 60-е годы XX века на уровне областных, краевых и республиканских библиотек. Затем, в 1970-е годы к ним подключились ЦБС. Ныне издательской деятельностью повсеместно занимаются муниципальные библиотеки, включая сельские [7].
Издательская деятельность библиотек осуществляется в соответствии с потребностями и интересами читателей. Информатизация требует новых подходов к издательской деятельности библиотек. Сегодня это не только издание печатной продукции, но и расширение информационного пространства за счет создания электронных документов.
Основная цель издательской деятельности публичных библиотек – содействие в реализации их документально-коммуникационной функции. Главная цель любой библиотеки − продвижение чтения.
Ей подчинены следующие задачи:
- формирование информационно-коммуникационного пространства библиотеки, а именно, внешнее взаимодействие, в частности: организация диалога библиотеки с населением, стимулирование профессионального взаимодействия между библиотеками и внутреннее взаимодействие: формирование внутрикорпоративной культуры, содействие повышению общей культуры библиотекарей;
- помощь в продвижении книги и чтения: реклама документного фонда библиотеки, рекомендация изданий;
- воспитание культуры чтения: помощь в отборе наиболее значимых работ из издательского потока, рекомендация лучших произведений;
- сохранение историко-культурного наследия, в том числе краеведческого характера: создание документов, являющихся важными элементами местной культурной памяти, формирование коллекций редких и ценных документов;
- отображение творческих способностей библиотекарей: стимулирование мотивации на самовыражение, самообразование и реализацию полученных знаний на практике [13].
Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она формируется благодаря собственным документным фондам. Неуклонно увеличивающийся информационный поток способствует тому, что библиотеки осуществляют важную миссию − отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации.
Особенностью издательской деятельности публичных библиотек является ее направленность. Книгоизданием библиотека занимается для решения собственных целей и задач, например, для привлечения в библиотеку населения или создания положительного образа библиотеки среди жителей города.
Кроме того, издательская деятельность, на наш взгляд, может играть роль эффективного инструмента лоббирования. Библиотека создает издательскую продукцию с учетом читательских интересов сотрудников властных структур, депутатов. Интересен опыт создания библиотеками информационных и аналитических отчетов, цель которых не только показать итоги работы библиотеки, но и заинтересовать, обратить на себя внимание [24].
Не менее важно то, что издательская деятельность направлена на стимулирование профессионального взаимодействия между библиотеками. Такую задачу преследуют периодические и продолжающиеся издания библиотек, сборники различных научно-практических конференций и форумов.
Газеты и журналы (как в печатной, так и в электронной форме) не только содействуют сближению библиотекаря и читателя, но и помогают формировать внутрикорпоративную культуру библиотеки. Кроме того, существенный пласт методических изданий способствует развитию организационной культуры, а также повышению общей культуры библиотекарей.
Одной из важных особенностей издательской деятельности публичной библиотеки является содействие продвижению книги и чтения. С этим тесно связана реклама библиотечного фонда. Любое выпущенное библиотекой издание содержит в своей основе такую рекламу, иногда в скрытой форме. Кроме того, большое значение для продвижения книги и чтения имеет рекомендация литературы в виде тематических или отраслевых библиографических пособий, распространяемых, в том числе, посредством библиотечных сайтов [4].
Другой не менее важной особенностью издательской деятельности публичной библиотеки можно назвать привитие культуры чтения и повышение общего уровня культуры личности. Посредством своих изданий библиотека формирует у читателя определенный языковой и литературный «вкус» [13]. Издательская деятельность помогает библиотеке выступать в роли эксперта, осуществляющего отбор и оценку наиболее значимых работ из издательского потока. На это ориентированы библиографические издания библиотеки, как печатные, так и электронные. В своих изданиях библиотека рекомендует «высококачественную» литературу, лучшие произведения, отражающие всю красоту русского языка, его стилистические возможности.
Издательская деятельность библиотек также направлена на сохранение историко-культурного наследия, в том числе краеведческого, этнокультурного характера [12]. Публичные библиотеки регионального и муниципального уровней ведут деятельность по изучению и сохранению наследия родного края (города, района), проводят научные исследования, заполняя тем самым пробелы в историко-культурном знании.
Особенностью издательской деятельности публичных библиотек является хранение выпущенных материалов, касающихся своего региона. В библиотеке формируется архив редких и ценных документов историко-культурного наследия определенной территории. Это характеризует библиотеки как уникальных партнеров, поскольку им доступен более полный репертуар документов (рукописей, книг, карт, нотно-музыкальных изданий, изоизданий и т. д.), которые могут быть использованы в создании контента для качественного, в том числе мультимедийного продукта, необходимого пользователю [9].
Спецификой издательской деятельности библиотеки является определяющее влияние личности библиотекаря, который, по сути, выступает двигателем осуществления публикаций. Только актуальное по теме, грамотно и эстетично оформленное издание будет способствовать созданию положительного образа библиотеки в сознании читателей и коллег. В противном случае эффект может быть обратным.
Поэтому ключевую роль в издательской деятельности публичной библиотеки играет креативность личности библиотечного специалиста.
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществляя издательскую деятельность, библиотека переиздает книги предыдущих эпох в виде нового продукта, который может быть иначе преподнесен, в том числе и в электронном варианте, обогащен мультимедийными технологиями, снабжен аналитическими и справочными материалами. Библиотека обладает богатым контентом, которым нужно научиться управлять и включать его в активное использование. Издательская деятельность библиотек в первую очередь направлена на взаимодействие с читателем и в значительной мере опирается на запросы общества.