Законодательные основы издательской деятельности СССР и РФ. Значение этих законов для демократического развития общества.

1963 г. – создано 1-е единственное госведомство, которое занималось издательским делом по всей стране – Госкомитеты Печати при Совете Министров СССР.

1972 г. – Госкомитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли – переименовали это ведомство (Госкомиздат СССР). Таким образом, сосредоточили руководство над всеми 3-мя отраслями книжного дела à завершилось огосударствление и формирование административно-командной системы.

Идеология создания нового органа управления – усилить партийный и государственный контроль за изд. деятельностью.

"Нужно издавать то, что нужно читать народу".

Контроль происходит за счет введения тематического плана издательств – с одной стороны это план работы (существовал во все времена), а с другой стороны, как орудие контроля: перечень изданий в 3х измерениях:

-1ый перечень в планируемом отрезке времени (например, 1 год);

-2ой перечень – издания, над которыми издательство будет работать в текущем году à план редакционной подготовки;

-3ий перечень – перспективный план à издания, запланированные у выпуску в период времени.

Эти 3 перечня – уже основа для контроля. Прослеживается четко авторский ряд и произведения. Весь издательский процесс четко высвечивается.

Учетно-издательский лист – то, в чем измеряется объем конкретного издания.

Авторский лист – 40000 знаков.

Учетно-издательский лист, авторский лист – измеряются в знаках, включают пробелы, 40000 знаков. Если добавляются иллюстрации – они измеряются в кв.см. (1 издание лист – 3000 кв.см.).

Печатный лист – имеет определённый формат, самый стандартный – 60Х90.

Была установка на то, что изд-во не имеет права выпускать монографии больше 20 учетных листов. Если больше – должны были писать спец. письмо и получать разрешение.

Все данные посылались в Гослитиздат, там это утверждалось. Спец. люди все тщательно сверяли. Если что-то не так (превысили тираж, не во время сдали рукопись и т.д.) à определенные санкции разной серьезности.

Не сильно караются или вообще не преследуются только форсмажорные обстоятельства.

Схема была очень эффективной как с т.з. дисциплины, так и контроля.

До 1986 г. все регулировались этим планом.

С Горбачёвым началась перестройка, надо было демократизировать жизнь общества, строить социализм с человеческим лицом.

20 ноября 1986 г. – коллегия Госкомиздата (высший орган управления в изд. отрасли) принимает решение "о расширении прав и самостоятельности издательств" и "о совершенствовании тематического планирования". Эта система требует перестройки всех органов работы. Надо устранить все недостатки.

Нужно отменить утверждение тем. плана в Госиздате, представляющее право на это издательству. Но, это решение принимается с сохранением цензуры, и на любом этапе цензура может остановить процесс, изъять тираж и взыскать затраченные средства.

Начинают действовать на основе договоров и договорных цен (отступать от утвержденного прейскуранта).

Далее возникают книготорговцы, также вписанные в тематический план. Книготорговец берет только то, что пользуется спросом, а не то, что прописано в тем. плане. Теперь надо обсуждать план с книготоргом.

С ноября 1986 г. по июнь 1990 г. таких постановлений, пытающихся совершенствовать изд. систему, вышло 4 брошюры.

Автор, который хочет опубликоваться, может заплатить деньги за всю работу, забрать тираж и распространить его (постановление "О выпуске книг за счет автора").

К 1990 г. люди поняли, если не отменить цензуру и админ.-команд. систему, на дать людям возможность вступать в рыночные отношения, ничего не получится.

1990 г. – закон "О печати и других СМИ". Закон попал на Съезд народных Депутатов и убедил депутатов, что можно с его помощью решить проблемы.

Июнь 1990 г. – ещё при СССР этот закон принят. 3 главные особенности закона:

1.Отмена цензуры (ст. 1 "свобода печати").

2.Плюрализм учредительства – учредителями СМИ могут быть советы народных депутатов – гл. форма самоуправления, государственные учреждения, общественные объединения, граждане и отдельные граждане старше 18 лет, не отбывавшие наказание и дееспособные.

3.Закон носит не разрешительный, а заявительный (регистрационный) характер.

Открытие издательства или СМИ не надо получать разрешение, а только зарегистрироваться в соответствующем органе.

Правительство РФ приняло временное положение об изд. деятельности на территории РФ (не закон, а постановление правительства) – 14 апреля 1991 г. № 211.

Авторы – те же самые – какие принимали закон, положение принято именно для уточнения деятельности издательств, в основе положения.

Закон – в основе для СМИ.

Положение исключало 3-ю особенность закона о Печати.

Наши рекомендации