Особый образ жизни как результат слышания голоса Божьего
Итак, мы говорили с вами о результате слышания Божьего голоса, о бесценном результате – этим результатом является вера. Слышание Божьего голоса производит веру. В Послании к Римлянам 10:17 говорится, что вера приходит от слышания, а слышание от голоса Божьего. Вера приходит через слышание. И первое, что нам необходимо понять – это то, что вера приходит... Если у вас нет веры – вы можете ее получить. Вера приходит от слышания, слышания слова Божьего “рема”, живого слова, которое Бог проговорил лично нам. Иногда Бог говорит через людей, иногда через Библию, Бог говорит разными способами, но именно через слово “рема” мы получаем веру.
Сейчас я хотел бы рассказать о том особом образе жизни, который также является результатом слышания голоса Божьего. Люди, которые учатся слышать Божий голос, обретают образ жизни, выделяющий их среди других людей. Люди, которые слышат Бога, просто не могут быть такими же, как все. Я хотел бы вернуться к тому месту Писания, которое мы уже упоминали ранее. Находясь в пустыне, Иисус отвечает на искушение сатаны, который предложил Ему обратить камни в хлеб. Матфея 4:4:
Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”.
Всяким “рема”, исходящим из уст Божьих. Причастие “исходящий” в оригинале является глаголом в настоящем продолжительном времени – в данный момент произносимым словом, которое исходит из уст Божьих. Вы помните о том, что слышание Божьего голоса требует прямых, личных взаимоотношений с Богом и всегда происходит в настоящем. Мы находимся на прямой связи с Богом прямо здесь и прямо сейчас. Это не прошлое, не будущее, это здесь и сейчас, в настоящем. Это прямо сейчас произносимое слово Божье для данного момента, для данного времени, для данной ситуации. Это то, чем мы живем и живы будем.
Иисус сравнил “рема” с хлебом. Он сказал: “Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”. И в определенном смысле Он сравнил это с естественным хлебом. Как хлеб питает наше физическое тело, так и это исходящее личное слово Божье питает нашего внутреннего человека, наш дух. Оно вскармливает наш дух. И мы в равной степени нуждаемся как в одном, так и в другом. Для того чтобы наше тело жило, мы нуждаемся в хлебе. Для того чтобы наш дух жил и был здоровым, мы нуждаемся в духовном хлебе, исходящем от Бога слове, личном для нас слове, голосе Божьем, звучащем для нас. И это приходит только через Святой Дух. Когда вы держите перед собой Библию, то все, что вы на самом деле имеете, это черные буквы на белых листах. Вы не можете слышать это. Никто не может слышать черные буквы на белой бумаге. Это невозможно. Как это становится голосом, произносимым словом, которое вы можете услышать? Есть только одна сила во вселенной, которая может обратить буквы из Библии в голос Божий – это сила Святого Духа.
Как видите, мы полностью зависим от Святого Духа. Это именно Дух Святой приносит в любую нашу ситуацию “рема”, слово от Бога, в котором мы нуждаемся. То слово, которое оживляет нас, которое дает нам жизнь, которое делает написанные буквы живым голосом. И, таким образом, через слышание слова Божьего мы имеем связь с Богом, Святым Духом. Это Бог, Дух Святой, направляет нас и управляет нами каждый день через “рема”, которое Он дает нам.
Посмотрим, что сказал Павел в Послании к Римлянам 8:14:
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...
Итак, что делает нас сынами Божьими? Водительство Духа Божьего. Есть много разных способов, как Дух Святой работает в наших жизнях. Но я бы хотел выделить два.
Во-первых, мы рождены от Духа Святого, и это делает каждого из нас новорожденным ребенком или духовным младенцем. Апостол Петр в своем Первом послании говорит (1-е Петра 2:2):
Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение...
Но “молоко” не делает нас зрелыми сынами Божьими. Как мы можем дорости до сыновства? Только через водительство Святого Духа. И все, кто водим Духом Божьим, являются сынами Божьими, не младенцами, но зрелыми сынами. Обратите внимание, здесь говорится о процессе – продолжительном, постоянном водительстве, обо всех, кто сейчас и постоянно водим Духом Божьим. Это не что-то, что когда-то один раз случилось, даже не то, что случилось на прошлой неделе или происходит раз в неделю на воскресном служении в церкви... Но постоянно – кто имеет водительство Святого Духа в своей жизни ежедневно, кто питается этим живым Божьим хлебом, кто слышит Божий голос и следует за ним. Это то, что продолжается все время в нашей повседневной жизни. Это наш ежедневный хлеб – слышание голоса Господа через Дух Святой. И когда мы слышим голос Господа, тогда Он направляет нас.
У нас с женой есть молитва, которой мы молимся, когда собираемся предпринять какое-нибудь дело. Наша молитва о том, чтобы мы всегда оказывались в правильном месте и в правильное время. Мы обнаружили, что эта молитва многое меняет: мы стали очень хорошо распоряжаться своим временем у себя дома, в Иерусалиме. Есть много форм общения в Соединенных Штатах, которые до недавнего времени были невозможны в Иерусалиме. Там многие не имели телефонов, не имели своих машин, а почтовая система была очень медлительной. Я помню, как мы однажды, находясь в одном месте Иерусалима, послали письмо на другой адрес в Иерусалиме. Оно дошло до адресата только семнадцать дней спустя. Поэтому как нам поддерживать связь с людьми? Мы молимся о том, чтобы нам быть в правильном месте и в правильное время. И удивительно, насколько часто, не планируя этого, мы встречаем именно того человека, с которым нам необходимо встретиться, и именно в тот момент, когда нам надо поговорить с ним. Мы оказываемся в нужный момент в нужном месте.
Кто организует эти встречи? Дух Святой. Он подсказывает нам. Он говорит: “Сегодня сходите в банк...” Мы идем в банк, и там встречаем того человека, которого мы хотели увидеть. Или Святой Дух говорит: “Не садитесь в этот автобус, а садитесь на следующий”. Это “рема”, произнесенное слово. Святой Дух направляет нас. Именно водительство Святого Духа превращает нас в сыновей Божьих. Мы рождены свыше Духом Божьим, как духовные младенцы, но для того чтобы возрастать, мы должны слушать голос Господа. Мы должны быть постоянно водимы Святым Духом.
В заключение я хотел бы показать вам то, что образ жизни человека, слышащего Божий голос, который ежедневно следует водительству Святого Духа, – аналогичен той жизни, которая была у Самого Иисуса Христа. Он не просто проповедовал об этом – Он жил Своим учением.
У пророка Исаии есть прекрасная пророческая картина, описывающая каждодневную жизнь нашего Господа Иисуса, Его служение и, в частности, Его постоянные взаимоотношения с Богом-Отцом. Исаия 50:4-7:
Господь Бог дал Мне язык мудрых (это говорит Иисус), чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего…
Иисус мог подкреплять словом, которое поддерживало ослабевающего человека. Как же это происходило? Послушайте:
… каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся…
В этом был секрет успеха Иисуса. Бог пробуждал Его ухо каждое утро, чтобы каждое утро Он слышал голос Своего Отца, Который давал Ему откровение о грядущем дне, давал Ему силу и водительство. Далее Иисус говорит:
…Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.
И здесь есть очень ясное пророческое описание страданий Иисуса:
Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
Почему Иисус пожелал пройти через все эти скорби и агонии? Где Он взял силу и мужество? Ответ – в голосе Своего Отца. Перед тем как с чем-то встретиться, Он каждое утро слушал Своего Отца. И далее Иисус говорит:
И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
Иисус начинал каждое утро, слушая Отца. И здесь указаны определенные результаты, которые следуют из слышания Отца каждый день.
• Во-первых, у Него было слово ободрения для других.
• Во-вторых, Он принимал направление (водительство) на каждый день.
• В-третьих, Он принимал силу к послушанию. Слышание голоса Божьего производит послушание.
• В-четвертых, Он получал силу, чтобы проходить через все трудности. Он нуждался в чем-то большем, чем просто человеческие возможности. Он нуждался в сверхъестественной силе, и Он принимал ее через слышание голоса Отца.
• В-пятых, Он получал решимость. Он говорит: “... Я держу лице Мое, как кремень (Я не поверну назад)...”
Слышание Божьего голоса произведет в нас то же самое, что оно производило в жизни Иисуса. Мы должны позволять Богу пробуждать наше ухо каждое утро, чтобы мы могли слышать Его голос прежде всего остального.
Слышание сердцем
Итак, мы говорили с вами о великом, неизменном, основном требовании, необходимом для постоянных взаимоотношений с Богом – о слышании голоса Божьего.
В Ветхом Завете это суммировано в Книге Пророка Иеремии одной короткой фразой. Бог говорит в Иеремии 7:23:
... слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом...
Это всеобъемлющее, неизменное условие для всех эпох и всех времен. Бог как бы говорит: “В конечном итоге для построения взаимоотношений со Мной людям необходимо только одно – это слушать Мой голос и повиноваться, и тогда Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом”.
В Новом Завете Иисус повторил это же требование как отличительную черту тех, кто на самом деле является Его учениками. В Евангелии от Иоанна 10:27 записаны такие слова Иисуса:
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною.
Это отличительный признак истинных учеников и последователей Иисуса во все века. Это не деноминационный ярлык, это не особые тонкости доктрины. Здесь говорится о тех, кто слышит Его голос и следует за Ним, ведь не слыша Его голос – следовать за Ним невозможно. Слышание голоса Иисуса является основным условием для того, чтобы быть Его последователем.
Затем мы говорили о том, что результатом слышания голоса Божьего является вера. Римлянам 10:17:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Затем, когда мы культивируем и практикуем слышание Божьего личного слова для нас на каждый день, оно становится свежим, ежедневным хлебом, который питает нас духовно. И благодаря этому мы получаем каждодневное направление и силу для нашего постоянного хождения с Богом.
Теперь мы перейдем к практическому применению того, о чем мы говорили. Я хочу задать вам вопрос, а потом помочь ответить на него: как же мы можем слышать голос Божий?
Прежде всего мы обратимся к учению Самого Иисуса в Евангелиях. Много раз Иисус говорил “об имеющих уши слышать”, в частности, когда Он учил народ притчами, в Марка 4:9:
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Затем в Марка 4:23:
Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Что означает, иметь уши для того, чтобы слышать? Явно, что Иисус не говорит о физических ушах. Скорее всего, все люди, которые слушали Его, имели по два физических уха, по крайней мере, большинство из них, к тому же большая часть из них не была глухой. Но Иисус продолжает говорить: “Если кто имеет уши слышать, да слышит!” Итак, о чем Он говорит? Я верю, что Он говорит не о внешнем слышании физическими ушами, но о внутреннем состоянии сердца. Я верю, что Он говорит о том, что мы должны слушать Бога нашим сердцем. Для того чтобы слышать Божий голос, мы с вами должны иметь “слышащее сердце”.
Обратимся за примером к жизни Соломона. Когда Соломон только вступил на престол как царь Израиля, Господь явился ему во сне и задал очень важный вопрос. 3-я книга Царств 3:5:
В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
Я не уверен, что большинство из нас действительно готовы встретиться с такой ситуацией. Представьте себе, что Бог явился вам и сказал: “Проси, чего ты хочешь, и Я дам тебе это”. Что бы вы попросили? Давайте прочитаем ответ Соломона. 3-я книга Царств 3:7-10, вот что ответил Соломон:
И ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть…
И вот то, о чем попросил Соломон, когда он столкнулся с задачей, решить которую ему было не под силу. Он знал, что не может справиться со всей ответственностью, которая ложится на него. Так чего же он попросил?
…Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
И далее сказано следующее:
…И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
Там, где русский Синодальный перевод говорит о “сердце разумном”, некоторые другие переводы говорят о “сердце различающем и мудром”, но буквальный перевод с оригинала говорит о “сердце слышащем”. Это именно то, о чем мы с вами говорим — о сердце, которое может слышать Бога. И Соломон получил его как дар от Бога. Бог дал ему такое сердце, потому что он попросил об этом.
Позвольте мне задать вопрос: а вы когда-нибудь просили у Бога слышащее сердце? Осознаете ли вы то, что вы слышите Бога именно сердцем? Осознаете ли вы то, что это может изменить всю вашу жизнь? Мы слышим Бога нашим сердцем, а не нашими физическими ушами.
Выше я уже приводил довольно наглядный пример банковского сейфа, который запрограммирован только на голос управляющего этого банка. И его голос, как и голос каждого человека, является уникальным, никто не сможет скопировать этот голос. Таким образом, единственным человеком, кто может открыть этот сейф, является управляющий банка, когда он произносит определенную фразу своим голосом. И я верю, что и ваше, и мое сердце должно работать таким же образом. Сердце – это сейф. Это место, где мы храним то, что для нас представляет самую высокую ценность.
Книга Притч 4:23 – это опять слова Соломона:
Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни.
То, что вы имеете в вашем сердце, определит направление вашей жизни. И ваше сердце является своеобразным сейфом, который хранит вещи намного более ценные, чем те, что хранятся в банковском сейфе. Я верю, что каждое дитя Божье должно иметь сердце, которое является сейфом, открывающимся только для одного голоса – голоса Господа Иисуса Христа. Помните, Иисус сказал: “Овцы Мои слышат голос Мой, и следуют за Мной”. Также Он сказал о том, что они не будут идти за чужим, потому что они не знают его голоса. Насколько важно иметь такое сердце, которое открывается только на голос Господа Иисуса и не открывается на голос чужого! Какое это сердце? Это различающее или слышащее сердце. Мы имеем уши, которые слышат не в физическом мире, но в нашем духе. В самой глубине нашего естества мы имеем сердце, которое должно откликаться на голос Господа.
Сейчас я хотел бы посмотреть, что говорит Писание о противоположном состоянии сердца – о духовной глухоте. Вся Библия, как Ветхий, так и Новый Завет, говорит очень много о людях, которые являются духовно глухими. Иисус говорит о тех, кто не понимал Его притч, что это духовно глухие люди. Вот как Он выразил это в Матфея 13:13-15:
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: “слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их”.
Это описание людей, у которых нет сердца, слышащего Бога. Они стали внутренне глухими. И здесь есть одно слово, которое я считаю очень важным, пугающее слово. “Сердце этих людей огрубело”. Их сердца не реагируют, они потеряли чувствительность. Сравните это состояние с тем, что Бог сказал об Израиле в Ветхом Завете в Псалме 94:7-8:
... О, если бы вы ныне послушали гласа Его: “Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне…
Это Синодальный перевод, однако в других переводах слово “ныне” или “сегодня” находится в начале слов Господа, обращенных к Израилю:
... О, если бы вы послушали гласа Его: “Ныне не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне…
Сравните с Евреям 3:15.
И затем Бог продолжает говорить о тех людях, которые ожесточили сердца свои, Псалом 94:10-11:
Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих; и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”.
Я верю, что сегодня много детей Божьих не имеют Божьего покоя. Они все время бродят по пустыне и не могут войти в землю обетований. Причина этого в том, что они не научились слушать Божий голос, а войти в Божий покой и наследовать Божьи обетования можно только слушая Божий голос.
Если вы совместите то, что говорит о духовно глухих людях Новый Завет, с тем, что говорит о них Ветхий Завет, то вы обнаружите два ключевых слова, которые характеризуют состояние их сердец. Это слова: “огрубелое” и “ожесточенное”. Такие сердца не слышат. О чем это говорит нам? Что противоположно огрубелому и ожесточенному состоянию? Полагаю, что это “чувствительность”. Мы должны взращивать внутреннюю чувствительность к Господу и восприимчивость к Его голосу.
Видели ли вы когда-нибудь, как слепой человек читает специальные книги для слепых? Видели ли вы, как он водит пальцами по этим небольшим точкам, выбитым на специальной бумаге? Если я проведу моим пальцем по этим точкам, то для меня они не будут значить ничего. Я буду чувствовать просто что-то слегка выступающее над поверхностью. Но слепой человек сделал свои пальцы настолько чувствительными, что эти точки для него имеют смысл. Это слова, они передают какую-то мысль. И я верю, что это похоже на то, как мы можем развивать чувствительность к Божьему голосу. Надо иметь настолько чувствительное сердце, чтобы мы слышали Божий голос и различали то, что Он хочет сказать нам.
Я верю, что это реальный ключ к благословению, к вхождению в наше наследие. Как печально думать о тех людях, которые скитаются в пустыне, в то время как они могли бы быть в земле обетований, и все из-за того, что они не развивали чувствительность своего сердца к голосу Господа. Я хочу призвать вас развивать чувствительность вашего сердца!
Четыре требования
Позвольте мне привести короткое личное свидетельство. В своей жизни я обнаружил, что обычно правильное слышание Божьего голоса является ключевым моментом в достижении духовного успеха. Я не думаю, что есть что-то более важное для всех нас в личном хождении с Богом, чем учиться слышать Божий голос и слушаться Его.
Мы говорили с вами о том, что мы слышим голос Божий не своими физическими ушами, а нашим сердцем. Мы получили вызов, читая молитву Соломона: “Дай мне сердце слышащее”. И мы прочитали, что Господу понравилась эта просьба. И я спрошу вас прямо сейчас, как я уже делал это ранее: попросили ли вы у Бога сердце слышащее?
И, наоборот, мы увидели, что когда Божий народ не слушал Божьего голоса, то для описания состояния их сердца используется два слова: “ожесточенное” и “огрубелое”. Это означает: чтобы слышать Божий голос мы должны взращивать чувствительность наших сердец к Божьему голосу подобно тому, как слепой человек, читающий пальцами, развивает их чувствительность для чтения. Слепой человек получает информацию из выбитых на бумаге точек подушечками своих пальцев, чего не может сделать обычный человек. И это потому, что он развил эту особого рода чувствительность. Я верю, что и мы должны точно так же развивать чуткость своих сердец, если мы действительно хотим слышать Божий голос.
О Боге скажу вам одно: Он никогда не кричит. Очень редко в Библии встречаются места, где говорится что Бог повышает голос. Некоторые люди представляют Бога, как злого старика, кричащего с небес, но это совсем не так. В дальнейшем мы с вами посмотрим на те места Писания, где Бог говорит шепотом.
Сейчас я хотел бы рассмотреть четыре особые требования для достижения такого рода чувствительности сердца. Два первых требования очень тесно связаны друг с другом, и я мог бы назвать их так: внимательность и смирение (покорность). Эти требования много раз упоминаются в Книге Притчей, и нам необходимо помнить, что Притчи были написаны Соломоном, человеком, который имел от Бога сердце слышащее.
Позвольте привести три отрывка из Книги Притчей, где эти два требования соединены вместе. Книга Притчей 4:20:
Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое...
Вот два требования: внимай и приклони ухо твое. “Приклонить ухо” означает склонить свою голову. Склоненная голова является символом благоговейного смирения. Вы не спорите с Богом, вы не навязываете Ему свою точку зрения, – вы ожидаете в смирении, чтобы услышать Его голос. “Приклонить ухо” является совершенно необходимым условием для слышания Божьего голоса.
Притчи 5:1:
Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему...
Опять, все те же два условия: внимай и приклони ухо, а в Притчах 22:17 мы читаем:
Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию...
На основании первой части стиха мы можем сказать, что если мы не приклоним наше ухо, то не сможем услышать слова мудрых. Если у нас нет правильного отношения, отношения смирения, почтительности, покорности – мы не услышим. Поэтому сказано: “Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию”. Как видите, мы слушаем голос Божий сердцем, и мы должны обратиться нашим сердцем к Господу и Его знанию или, как сказано в другом переводе, – “прикладывать к этому наше сердце”. Мы должны внимать. Мы должны сосредоточить наше внимание на слышании.
Позвольте мне подытожить эти два первых требования. Прежде всего, слушая Божий голос, мы должны уделить Ему все наше внимание, мы должны прислушаться, обратить свое сердце. И это полностью противоречит современной культуре. Сегодня большинство людей слушает, по крайней мере, два источника информации одновременно. Я помню время, когда одна из моих дочерей, еще учась в школе, сидела на кухне и, делая свое домашнее задание, одновременно краем глаза смотрела телевизор. И я вознегодовал. Когда-то я был успешным студентом, учителем, профессором университета, но я никогда не был способен сочетать домашнее задание еще с чем-то. Если я думаю над задачей – я не могу следить за тем, что происходит на экране телевизора. Причем нельзя сказать, что моя дочь не сделала свое домашнее задание, но она не сделала его на “отлично”.
И как это типично для современной американской и западной культуры. Люди боятся тишины. Вы замечали это? Они хотят, чтобы постоянно звучал какой-то шум, всегда был какой-то музыкальный фон, чтобы что-то отвлекало их. Но если вы хотите слышать голос Божий, вы не можете себе позволить отвлекаться. Вы должны сосредоточить все свое внимание и весь свой разум на Боге. Необходимо взращивать внимательность. Это такое качество, которое немногие имеют сегодня.
Во-вторых, мы должны “приклонить ухо”. Мы должны смириться, быть покорны и открыты к научению. Многие люди читают Библию предвзято. У них уже есть собственное мнение: что Бог может сказать, а что не может. И когда Бог в действительности говорит или делает что-то, противоречащее их “уверенности” (их пониманию), они отвергают это и просто теряют свою способность слышать. Они сами “закрыли” свои уши от Божьего голоса. Они становятся глухими из-за своих собственных предубеждений или деноминационных предрассудков.
Большинство людей, принадлежащих к самым разным деноминациям, читают Библию с точки зрения своей деноминации. И если их деноминация не верит во что-то, то они считают, что это не может быть от Бога. Поверьте мне: в Библии есть много мест, которые в церкви можно услышать крайне редко, и я не думаю, что где-то есть какая-то деноминация, которая совершенно правильно понимает абсолютно все. Часто люди не принимают чего-то, о чем они не слышат в церкви. И если мы будем ожидать от Бога, что Он будет говорить только то, о чем нам уже говорили в церкви, то мы окажемся духовно глухими. Мы упустим то, что Бог хочет сказать нам.
Итак, первые два требования для слышания Бога – это внимание и смирение.
Давайте теперь взглянем на следующие два. Я считаю, что следующими двумя необходимыми условиями являются время и покой. Как несвойственно это нашей современной культуре. Время и покой сегодня стали невообразимой роскошью. Вот то, чего практически никто не имеет сегодня – это время тишины. И, тем не менее, именно о покое, как о необходимом условии, так много раз говорится в Книге Псалмов, когда речь идет о слышании Бога.
Например, в Псалме 45:11 сказано:
Остановитесь и познайте, что Я Бог...
Слово “остановитесь” имеет значение “успокойтесь”, “побудьте в тишине”. Этот же стих в другом переводе говорит так: “Отложите все свои усилия (или “перестаньте стараться”) и познайте, что Я Бог...”. А еще один перевод говорит так: “Успокойтесь, расслабтесь и познайте, что Я Бог...”. Если мы сопоставим все это вместе, то у нас получится: “Остановитесь, перестаньте прилагать усилия, успокойтесь, расслабтесь и познайте, что Я Бог...”. О чем это говорит нам? Мне это говорит о пребывании в тишине и покое, и для этого требуется какое-то время. Мы слышим от Бога очень часто тогда, когда мы уделяем время для того, чтобы ожидать Бога. Очень редко Бог говорит сразу то, что мы хотим услышать.
Псалом 61:2, это слова Давида:
Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое...
Что за удивительные слова! Буквально это можно перевести с оригинала таким образом: “Моя душа ожидает в тишине только Бога одного”. Для того, чтобы успокоиться в Боге, необходимо уделить Ему время, сосредоточить все свое внимание на Нем, быть в тишине и ожидать Господа.
Затем в том же Псалме, четырьмя стихами ниже, Давид обращается к своей собственной душе:
Только в Боге успокаивайся, душа моя!
Вы когда-нибудь говорили такое своей душе: “Только в Боге успокаивайся, душа моя”? Ударение здесь сделано на ожидании Бога в тишине, на пребывании в состоянии внимания, почтения, спокойствия и даже отдыха, когда наши сердца и наше мышление сосредоточены на Боге.
Хочу сказать вам, что нет лучшей подготовки для достижения такого состояния, чем поклонение. Об этом замечательно сказано в Псалме 94:6-8:
Приидите, поклонимся и припадем…
И опять ударение делается на смирении:
…Преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: “Не ожесточите сердца вашего”…
Мы видим снова и снова предостережение против ожесточения наших сердец. Итак, как мы готовим наши сердца к слышанию Божьего голоса? Нет лучшего способа подготовки, чем поклонение. Вот вкратце то, о чем мы только что прочитали в Псалмах: “Давайте поклонимся, припадем, встанем на наши колени, придем к Богу с почтением, откроем наши сердца перед Ним! Признаем Его величие, Его могущество, Его мудрость, Его суверенность! Господь – есть Бог великий!” Мы нуждаемся в том, чтобы оказать Ему все почтение и все уважение, насколько мы только способны это сделать. Мы должны признать и оценить эту огромную привилегию: слышать Его. Оценить то, что Бог, Который сотворил и на Ком держится существование всей вселенной, Всемогущий Бог говорит с нами!
Сегодня в нашей современной культуре так мало уважения к власти, но Бог по-прежнему требует почтения. И если мы приходим к Нему, то мы должны приходить с благоговением и почтением, которые выражаются в поклонении, в смирении себя перед Ним, если необходимо, то и в коленопреклонении перед Ним, в признании Его величия, в открытии своих сердец для Него. Итак, когда вы хотите слышать Божий голос – приходите к Нему с поклонением.